17 августа 2018, 15:45
Статья

"Собака — не сумка". Зачем Данила Козловский и другие звезды берут бездомных животных

О собачьей ревности, животных-няньках, "несчастных щеночках" и настоящей любви
Максим Кимерлинг/ ТАСС

18 августа отмечают Всемирный день бездомных животных. Российские звезды, подарившие собакам и кошкам дом, рассказали, как хитростью уговорить мужа оставить очередного песика, как проявляется собачья ревность и чем дворняжка лучше породистого животного.

"Когда не хватает рук, чтобы всех приласкать, я использую локти"

Домашний зверинец семьи Гусевых

"Муж иногда называет Роузи "Программа "Взгляд", — говорит Ольга, жена спортивного комментатора Виктора Гусева. Роузи — это собака. Она была бродячей, стала приютской, а оттуда попала в семью Гусевых. "Я увидела ее в дальнем вольере, когда приехала в приют как волонтер, — рассказывает Ольга. — При виде человека с гостинцем она не заискивала, не виляла хвостом. Просто обреченно смотрела, продев нос между прутьями решетки. Эти ее глаза мне спать не давали потом". И Ольга решила ее забрать.

Виктору Гусеву не привыкать к тому, что его жена приводит в дом животных: на тот момент у них уже жили кот, кошка и три собаки. Роузи стала четвертой. "Мы живем за городом и только поэтому можем помочь такому количеству животных, — говорит Ольга. — С другой стороны, шесть питомцев надо накормить, вакцинировать, обработать от клещей и блох, вычесать… И тут иногда малодушно призадумаешься: не многовато ли зверья на себя взвалил?"

Но не "взваливать на себя зверье" у пары не получается. Кто-то пришел к ним сам и остался жить. Кого-то они подобрали. Кота по кличке Кот нашли под машиной на парковке — дело было ноябрьской ночью, и его хвост успел вмерзнуть в лед. А чтобы муж соглашался на новых животных, Ольга иногда идет на хитрость. Одну из собак она назвала Диной, или Динамой, — в честь московского футбольного клуба, за который болеет Виктор Гусев. Он, естественно, не смог ее прогнать.

Когда животных так много, кто-то непременно будет ревновать. Но супруги стараются, чтобы ласки хватило всем. "Когда мне не хватает рук, чтобы разом справедливо почесать и приласкать всех четверых, я использую свои локти и лоб, — говорит Ольга. — Иногда Виктор Михайлович, придя с работы, наклоняется почесать одну собаку за ухом, и тут же выстраивается очередь".

Любви у семьи хватает и на других животных. Ольга ездит волонтерить в приют, возит туда гречку ("никогда не приезжайте в приют с пустыми руками!"), выгуливает там животных. Еще семья курирует двух собак и кота (это значит, что звери остаются в приюте, но Гусевы помогают их содержать).

"До решения взять собаку или кота из приюта надо дорасти, — уверена Ольга. — Как и до того, чтобы планировать свои отпуска, беременности, переезды, свадьбы и разводы так, чтобы ни одно животное не пострадало. Растите над собой, хвосты вам в помощь".

"Ты берешь друга, который будет тебе благодарен"

Ревнивые (и не очень) любимцы Нонны Гришаевой

В детстве Нонна Гришаева долго не могла уговорить родителей завести собаку. А когда наконец уговорила, пошла с папой на рынок выбирать животное. "Папа взял с собой достаточно много денег, чтобы купить породистую собаку, — вспоминает она. — А я выбрала самого несчастного пса на всем рынке. Папа спорил, а я ему говорю: "Пап, породистую и так купят, а вот этого несчастного щеночка никто не возьмет". Так у меня появилась главная собачья любовь в жизни, мой Рикуся".

Сейчас в семье Нонны две кошки и три собаки, и все они раньше были бездомными. Актриса считает, что нельзя брать животных у заводчиков, пока стольким нужна помощь. Ведь даже породистые звери часто оказываются ненужными. Например, родители мужа Нонны как-то подобрали в канаве лабрадора. "Ее сначала отмыли, покормили и хотели пристроить, — говорит актриса. — Но увидели ее характер и не смогли отдать. Тонечка очень покладистая, интеллигентная". Тони стала "мамой" для другой собаки, Венди, — ее полтора года назад взяли из приюта. "Она страшно ревнивая, не дай бог при ней погладить Тони! — рассказывает Нонна. — Она сразу мордой пытается дать понять, что надо гладить ее. Но у нас большая семья, так что внимания всем хватает". Хватает и места — семья живет за городом.

Говорят, с подобранными животными может быть сложно: они недоверчивы, ведь их уже один раз предали. Но Нонна уверена, что не стоит опасаться ехать за зверем в приют. "Куда больше ответственности, если ты берешь дорогущую собаку, за которой нужен безумный уход, — говорит она. — А тут ты берешь друга, который будет тебе благодарен".

"Животное не должно быть частью образа"

Данила Козловский, Ольга Зуева и их собака Груша

Актеры Данила Козловский и Ольга Зуева  подумывали завести лабрадора, но подобрали дворняжку. Дело было в Грузии, перед самым Новым годом. Рассказывает Ольга:      

"Даня увидел ее из окна, когда наша машина мчалась вдоль полей по направлению к Казбеки. Он сказал: "Там щенок, видела?" Я не видела, но предложила вернуться, так как у нас была еда и можно было покормить. (Мы часто кормим бездомных собак, которые попадаются нам на пути.) Мы вернулись к месту, где среди пожелтевшей сухой травы на нас смотрел желтый щенок своими душераздирающими глазами. Увидев нас, она сразу прижалась к земле, как будто была готова к тому, что мы будем ее бить, но хвостом виляла. Я отдала ей нашу еду, и она проглотила не жуя. Что-то сжалось у меня внутри, и я поняла, что не могу ее оставить. Со слезами я обратилась к Дане с сумбурным монологом про то, что мы можем найти ей дом. Я была настроена очень решительно, но, к моему удивлению, Даня сразу согласился со мной. Я сняла с себя куртку, обмотала ее вокруг этого грязного и тощего чуда и взяла ее на руки. Дальше мы ехали с ней.

Сначала план был такой — мы ее пристроим около отеля, а если не получится, то через Instagram. И да, был такой момент, когда стало ясно, хоть никто из нас вслух об этом не говорил, что Грушу мы никому не отдадим. Мы жили в отеле и когда возвращались в номер, она нас встречала своей щенячьей радостью. А однажды она замахнулась на Даню лапкой, таким игривым жестом, типа, давай играть... И тогда мы рассыпались от нежности и умиления. Она нами завладела.

Шли дни наших новогодних каникул, с Грушей в номере. Мы заказывали ей куриный бульон в румсервис, мыли ее, выгуливали и за считаные дни привыкли и полюбили. Мы продолжали говорить, что надо найти ей дом, был разговор, что Данина мама возьмет. Но мы так ее полюбили, что вдруг стали фантазировать на тему, как она будет жить с нами, и выяснилось, что это не так уж и невозможно. Первый месяц Груша приходила в себя. Была грустной, всего боялась, даже на улицу не хотела выходить, но постепенно оттаяла, и теперь она очень активная и общительная собака. 

С появлением Груши в моей жизни я узнала, точнее, открыла глаза на проблему бездомных животных. Я стала ходить в приюты, где видела огромное количество бездомных, брошенных и покалеченных собак, в том числе породистых. Я с точностью могу сказать, что никогда не куплю породистую собаку, я буду брать из приюта или с улицы. Собака — не сумка. Животное не должно быть предметом моды, частью образа или показателем статуса. Хотя многие, заводя животное, руководствуются именно этими мотивациями. Ведь часто можно увидеть даму с маленькой элегантной собачкой или мужчину с брутальным, таким же как он, бульдогом. Все хотят быть модными. Я надеюсь, что в моду войдет быть осознанным и люди будут выбирать собаку не по внешним признакам, а из соображений сделать животное счастливым, а мир — лучше. Хотя бы тем, что в нем на одну бездомную собаку станет меньше. Было бы здорово, если бы родители предлагали своим детям сходить в приют и выбрать питомца там вместо похода в зоомагазин. И вообще, у бездомной собаки есть болезненный опыт, и мне кажется, что, попав в дом, они как будто больше ценят то, что им дают.

Груша изменила меня к лучшему. Иметь животное не всегда просто, но глобально — это настоящая любовь".​      

"За животное отвечаешь, как за ребенка"

Александра Ярмольник, ее собаки-няни и благотворительный фонд

В детстве у Александры Ярмольник была няня по имени Дмитрий Егорыч. На самом деле это был бродячий пес, который прибился к семье, когда на даче строили дом. Имя и отчество ему "досталось" от охранника, и все "дачное" детство он оберегал Александру: "Если я шла гулять с друзьями — он шел со мной".

Родители Александры, актер Леонид Ярмольник и его супруга Оксана, подбирали бездомных собак постоянно. Лечили, пристраивали, и, по словам Александры, в их окружении "мало кто остался без собак". Став взрослой, она принялась волонтерить в приютах. Но хотела сделать что-то более глобальное — и восемь лет назад стала соучредителем благотворительного фонда "Дарящие надежду", который помогает лечить, содержать и пристраивать бездомных животных. Например, устраивает выставки зверей из приютов, на которых можно забрать приглянувшуюся собаку или кошку (очередная такая выставка пройдет 18 августа).

Тем, кто задумывается о животном из приюта, Александра советует хорошенько все взвесить. Если вы возьмете собаку, а через полгода поймете, что не справляетесь, и решите ее вернуть, животному будет очень несладко. "Я никогда не уговариваю: "Возьми-возьми-возьми собаку!" Наоборот — пусть человек взвесит все "за" и "против", — объясняет Александра. — Если ты берешь животное, то отвечаешь за него, как за ребенка". Поэтому не стоит брать первого попавшегося симпатичного песика. Поездите в приюты, пообщайтесь с разными животными. Любимца надо подбирать "под себя". Одной собаке больше понравится лежать с хозяином на диване, а другой надо, чтобы с ней много гуляли. Всегда можно найти того, кто станет другом именно вам.

У самой Александры сейчас четыре собаки. Две — породистые: скотчтерьер и такса. И две — подобранные дворняжки. Одна — Фаня, которую мама Александры встретила в Крыму и не смогла оставить. А другая — Дуся. "Дуся — любимица наших детей, — говорит Александра. — Моему старшему четыре года, Дуся его и катает, и дает себя за лапы дергать. Породистая собака такого терпеть не станет. А Дуся — как няня". Совсем как беспородный Дмитрий Егорыч много лет назад.

Константин Крашенинников, Габриэла Чалабова