Я купила домик на Миллионной в Санкт-Петербурге. Это центр, до Эрмитажа минут 15 пешком. Красивый, зелененький, в несколько этажей, с балкончиками и высокими окнами. Сперва хотела оставить себе, но решила подарить подруге. А себе куплю станцию метро "Площадь Восстания", что на Невском, у нее красивая круглая крыша. Да и стоит недорого — всего 550 рублей.
Речь, конечно, не о настоящем Петербурге. А о маленьком. Мой домик на Миллионной улице сделан из керамики и умещается на ладошке. А деньги, вырученные от его продажи, пойдут на помощь подопечным благотворительного фонда AdVita ("Ради жизни"), который помогает детям и взрослым, больным раком.
"Я фанат легкой благотворительности"
Собирать деньги на благотворительность в России непросто: мы готовы помогать детям, старикам и животным, а вот больным взрослым людям — уже нет. И даже при всей готовности "скидываться" на лечение детей в людях до сих пор жива уверенность, что благотворительные фонды непременно все разворуют и доверять им нельзя.
AdVita попыталась решить эту проблему радикально: начала зарабатывать сама (хотя пожертвования по-прежнему остаются основным источником средств). "Я фанат легкой благотворительности — когда мы зарабатываем, а не просим", — говорит Татьяна Найко, административный директор проекта "Помогать легко". Действительно легко: вы покупаете красивую вещь — от зонта до кружки, а прибыль идет на хорошее дело. Каждый сезон проект старается придумать что-то новое — и вот пару лет назад придумали "Санкт-Петербург в миниатюре". Начать решили с Миллионной: во-первых, она одна из первых, построенных в городе, во-вторых, как говорит Татьяна, "она короткая, это прекрасно". "Хорошая улица с хорошим названием, — добавляет Мила Кузнецова, художник, работающая над этим проектом. — Она и красивая, и в центре города, и примыкает к Дворцовой площади…"
У Милы с Петербургом был стремительный роман, приведший к крепкому браку. Она жила в Тюмени и впервые приехала сюда шесть лет назад — на каникулы с дочкой. "Вернулась домой и поняла, что не хочу жить нигде, кроме Петербурга. В течение месяца мы переехали", — говорит художница. Сейчас она живет на Васильевском острове и очень любит свой дом начала XX века: "Он уютный, симпатичный, с двумя башенками. Мечтаю его слепить, но все руки не доходят".
Мила пришла в AdVita волонтером несколько лет назад. Ходила в больницы, рисовала с подопечными, вела мастер-классы и постепенно начала там работать кем-то вроде "штатного художника". С глиной она при этом не работала. Решив создавать петербургские домики, Татьяна полгода искала того, кто мог бы ими заняться. "Но все оказывалось не то, — говорит она. — Наконец Мила сказала: давайте я сама слеплю".
Теперь домики, созданные Милой, — визитная карточка проекта. Все сувениры она, конечно, не делает — не хватило бы рук. Художница создает образцы и обучает других сотрудников, а они помогают "застраивать весь мир Петербургом" — это один из девизов проекта.
"В искусстве я могу быть наравне с другими"
— Мила, а правда, что вы можете научить рисовать и лепить кого угодно? — спрашиваю я.
— Есть такой миф, я несколько раз об этом слышала, — улыбается она. — Я верю, что любой человек при желании может научиться всему.
— Просто если я буду лепить дом, у меня, скорее всего, получится тарелка…
— Значит, это будет дом, похожий на тарелку, — смеется Мила.
"Построить" средний петербургский домик несложно. Берешь кусочек глины, "обстукиваешь" его об стол — так поверхность станет ровной. Потом срезаешь верхушку наискосок — это будет крыша. Деревянной палочкой вырезаешь арку. А потом так же — окошки и двери. Домик у меня получается с щелями в стенах. Говорят, очень по-петербургски. Куда сложнее с какими-то более оригинальными зданиями — например, храм Спас на Крови Мила создавала два дня.
А ростральные колонны — наверное, один из главных городских символов — здесь делает Ксения. Ей 22, она высокая, улыбчивая, разговорчивая. Легко рассказывает о своей первой любви: "Я сама ему призналась, по переписке. Мы тогда оба были простужены, не сразу увиделись. А потом встретились у меня во дворе. Он мне сказал: "Ты главное не бойся". И поцеловал…" Вроде обычная история для юной барышни, если бы не одно обстоятельство: у Ксении эпилепсия. Приступ может случиться в любой момент, поэтому она не выходит на улицу без сопровождения, в основном сидит дома и почти не заводит знакомств. А с тем молодым человеком встретилась в психоневрологическом диспансере, куда пришла оформлять какие-то документы. У него были психические особенности, они встречались три года, но расстались.
"Я инвалид, — просто говорит Ксения. — И немножко дольше соображаю, чем другие люди. Но в искусстве я могу быть с ними наравне". Девушка училась в художественной школе, всегда рисовала, занималась керамикой и всегда хотела как-то помогать больным. Однажды ее мама услышала про "Помогать легко", и Ксения решила попробовать. "Сделала одно, другое, а потом ростральную колонну. Я не думала, что они будут популярными, но скоро мне сказали, что все продано и надо еще". Сейчас Ксения занимается только колоннами. Она уверена, что когда-нибудь выздоровеет. "Я прежде всего выйду на улицу и осмотрюсь, — говорит она. — Посмотрю на людей… много раз размышляла о тех, для кого дойти до работы — это обыденность. А для меня добраться куда-то — целая операция". А еще Ксения сможет чаще ходить в свое любимое петербургское место — Эрмитаж. Сейчас мама старается водить ее туда хотя бы раз в год.
"Домики должны быть прекрасны"
Кроме Ксении в мастерской работают и другие люди с инвалидностью. Для них это и социализация, и способ заработать. "У нас есть работник Коля — для меня как для административного директора он идеальный сотрудник, — говорит Татьяна. — Вот я пришла на работу и пошла пить с вами кофе. А Коля бы так никогда не сделал. Однажды мы здесь проводили семинар по трудоустройству людей с ограничениями по здоровью. А Коля об этом не знал. Он пришел на работу, молча сел за столик, взял глину и стал лепить домики. А я подводила к нему специалистов по трудоустройству и говорила: вот, смотрите, как он работает!"
Какие у Коли особенности здоровья, Татьяна не знает. Тут вообще никто не спрашивает диагнозов — главное, чтобы человек мог работать. Как объясняет Татьяна, цели "создать резервацию для людей с ограниченными возможностями" у проекта нет. "Мы не ставим задачу осчастливить всех и вся. Нам прежде всего нужно зарабатывать деньги для фонда, — объясняет она. — Домики должны быть прекрасны независимо от того, кто их делает. Но если при этом мы можем кому-то помочь — тем лучше".
Чаще всего домики покупают гости города, поэтому время перед туристическим сезоном здесь самое горячее. А еще домики приобретают те, кто когда-то жил в Петербурге, но уехал. "Люди с удовольствием покупают свои воспоминания, — говорит Татьяна. — Им хочется именно эту сторону, именно этот дом…"
У самой Татьяны дома "миниатюрного Петербурга" нет: он и так вокруг нее каждый день. Да и живет она в основном на работе. В минувшем году проект принес AdVita 123 тыс. рублей. Пока не так уж много. Но кому-то эти деньги уже помогли выжить.
Бэлла Волкова, Ольга Махмутова