3 сентября 2018, 16:50
Статья

В городе новые технологии. Как в Москве запускают электробусы

Электробусы получают все большее развитие в мире. Россия не отстает от трендов
Артем Геодакян/ ТАСС

В Москве на маршруты вышли электробусы. И не в тестовом режиме, а на постоянной основе. В этом российская столица старается идти в ногу с мировыми трендами на электротранспорт. И пока Москва и Санкт-Петербург ставят новый вид транспорта на поток, регионы активно его тестируют.

История первых образцов

Стоит отметить, что электробусы на самом деле не такой уж и новый вид транспорта. Создавать электрические машины, в том числе и автобусы, пробовали еще в XIX веке. Но в начале XX века разработка электрического транспорта практически прекратилась и возобновилась только в 1970-х годах во время нефтяного кризиса, когда подскочили цены на топливо.

В России развитие электробусов связано с именем инженера-изобретателя Ипполита Романова. В 1899 году по его проекту построили первый отечественный электромобиль на двух человек. А в 1902 году в Санкт-Петербурге он представил 20-местный омнибус, который предназначался для обслуживания гостиниц.

Проект получил одобрение проверяющей комиссии, и Романов предложил открыть движение электробусов на десяти городских маршрутах. Но идею так и не воплотили в жизнь из-за отсутствия финансирования. Новую жизнь электротранспорт получил уже в XXI веке с развитием технологий и экологически чистых источников энергии.

Отличие от троллейбусов

Главное, что отличает электробусы от всем уже известного электрического транспорта, троллейбусов, — отсутствие постоянной привязки к электросети. Если троллейбус заряжается непосредственно при движении от подвесной контактной сети, то на электробусах устанавливают емкую батарею. Это делает их более мобильными в черте города. 

Есть три основных способа зарядки, у каждого из которых имеются как свои плюсы, так и свои минусы.

• Ночная зарядка в парках. Требует длительного времени — 6–10 часов в зависимости от модели электробуса, очень высокой мощности, ведь одновременно в парке заряжается множество машин. Но позволяет экономить время в поездке, не задерживаясь на остановках для подзарядки. 

• Зарядка на остановках и конечных станциях. С одной стороны, тратится полезное время в пути. Но с другой, позволяет избежать возможного обесточивания электробуса в дороге. 

• Динамическая подзарядка. Такие электробусы еще называют троллейбусами с автономным ходом. Это электробусы, которые, имея батарею, также с помощью токоприемника могут заряжаться от стандартной подвесной контактной сети. То есть такие модели позволяют комбинировать троллейбусные и автобусные маршруты: там, где есть сеть, электробус может подзаряжаться в пути, а где нет — идти на заряде батареи. 

По данным московских властей, суммарные затраты на эксплуатацию электробуса на 10% ниже, чем троллейбуса.

Вышли на маршруты 

В Москву электробусы приехали еще весной 2015 года, и за три года на столичных дорогах протестировали образцы ГАЗа, ЛиАЗа, "Белкоммунмаша", финской Linkker и китайских производителей. Так, например, в 2016 году один из отечественных электробусов КамАЗ-6282 в тестовом режиме ездил на маршруте от станции метро "Славянский бульвар" до Сколково. 

И теперь московские власти запустили электробусы на постоянной основе. 

Ранее правительство Москвы провело два аукциона на поставку 200 автобусов на электрической тяге и зарядных станций к ним. В итоге торги выиграли крупнейшие российские автопроизводители — КамАЗ и ГАЗ. Каждый из них выпустит для "Мосгортранса" по 100 машин и обеспечит установку 62 ультрабыстрых зарядок. 

Заряжаться транспорт будет в парках и на конечных станциях. Кроме зарядки одной из самых главных задач остается эксплуатация в суровом российском климате. Отечественные производители обещают, что машина будет работать при температурах от минус до плюс 40 градусов.

Однако для дополнительного обогрева салона зимой в электробусы установят генератор, который в свою очередь будет работать на привычном дизеле. "Боясь, что может не хватить заряда, мы поставили генератор, чтобы было достаточно энергии на отопление. Но по тем расчетам, которые есть сейчас, возможно, это не потребуется, и в следующих партиях мы, может быть, исключим эту отопительную систему. Это сделано сугубо для того, чтобы попробовать сделать электробус более надежным", — сказал заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов.

Первые машины вышли на маршрут троллейбуса №73 от ВДНХ до Алтуфьева еще 1 сентября. "Поздравляю вас с большим событием! Новый инновационный транспорт появился в Москве — электробус. Процентов на 18 он потребляет меньше электроэнергии, чем троллейбус, отличается от него единственно тем, что подзарядка идет не по всему маршруту, а на конечных остановках. Ну и более маневренный и современный транспорт. Очень важно, что в России создается техника мирового уровня, отрабатываются технологии, которые только-только начинают применяться в больших городах мира. Москва идет в тренде", — заявил мэр столицы Сергей Собянин на торжественной церемонии запуска движения. 

Хотя не обошлось при запуске и без происшествий, когда машины не сразу смогли пройти весь маршрут. В "Мосгортрансе" ответили на критику и призвали присылать в ведомство свои замечания и предложения. Полноценный запуск состоялся 3 сентября. 

Всего до конца года власти обещали запустить еще 100 электробусов на пяти маршрутах, которые пройдут через 22 столичных района. Новые машины должны заменить

• автобус Т25 "Проспект Буденного — метро "Лубянка" — Политехнический музей";

• троллейбус №83 "Уссурийская улица — метро "Преображенская площадь";

• троллейбус №42 "Рижский вокзал — метро "Петровский парк";

• троллейбус №76 "Холмогорская улица — метро "ВДНХ";

• троллейбус №36 "Бескудниковский переулок — 1-я Останкинская улица". 

При этом первый месяц проезд на электробусах будет бесплатным. Как было в свое время после открытия Московского центрального кольца (МЦК). 

Более комфортными поездки должно сделать и современное оборудование, которым оснастили новинки: 

• система климат-контроля; 

• USB-разъемы для зарядки мобильных устройств;

• Wi-Fi; 

• система спутниковой навигации. 

А в целях безопасности в машинах действуют: 

• датчики задымления и температуры;

• тревожные кнопки;

• системы видеонаблюдения и автоматического информирования. 

Кроме того, власти обращают внимание, что электробусы на 30% тише обыкновенных автобусов и приспособлены для маломобильных пассажиров. В экомашине предусмотрено 30 мест для посадки, и всего она может перевозить около 85 человек. 

Каждый год 300 новых электробусов

По данным московских властей, сейчас 25% всех пассажирских перевозок в столице приходится на электрический транспорт — троллейбусы и трамваи.

Для дальнейшего улучшения экологической ситуации в городе троллейбусы и устаревшие автобусы будут заменять как раз на электробусы. До конца года пройдет еще один аукцион на 100 машин, а в 2019–2020 годах город закупит их еще 600 штук.

При этом с 2021 года Москва в принципе перестанет покупать дизельный транспорт, сосредоточившись на электрическом аналоге. Так что уже к 2030 году столичные власти рассчитывают полностью перейти на электробусы.

Сергей Собянин объяснял пока низкую популярность электротранспорта его дороговизной — по разным оценкам, один электробус обходится в два раза дороже обычного автобуса. Так, в 2017 году заместитель гендиректора КамАЗа Николай Пронин назвал примерную стоимость электробуса в 20–30 млн рублей. В то время как автобус стоит в пределах 15 млн рублей.

"Не пройдет и пяти лет, как ситуация изменится. Как только аккумуляторы станут более эффективными и дешевыми, мы получим взрывной рост. Чтобы быть готовыми к этой революции и не отставать, мы вместе с отечественными производителями идем по пути создания отечественного электробуса", — заявил Сергей Собянин.

При этом, по словам Максима Ликсутова, переход на городской электрический транспорт поможет не только исправить экологическую ситуацию, но "даст дополнительный импульс российской промышленности, чтобы они выпускали самый лучший, современный и конкурентоспособный в мире подвижной состав".

На пути к электрификации общественного транспорта

Таким образом, Москва на пути к обновлению парка общественного транспорта старается идти в ногу с мировыми трендами.

По оценке Bloomberg New Energy Finance, уже к 2025 году 47% всех автобусов в мире придется как раз на электробусы. Лидером в этом отношении, безусловно, останется Китай — уже сейчас, по данным на конец 2017 года, все автобусы пятого по величине в стране города Шэньчжэня были электрическими, а это ни много ни мало — 16,3 тыс. штук. А через семь лет на Китай будет приходиться 99% всех электробусов в мире.

Полностью электрифицировать парк общественного транспорта к 2030 году собираются и власти Лос-Анджелеса. Речь идет об обновлении около 2,2 тыс. машин.

Влияние на энергосеть

Московские власти рассчитывают, что развитие электротранспорта в столице позволит более равномерно нагружать электросети города и повысить за счет этого надежность работы всей системы.

"Развитие городского электротранспорта позволит перераспределить нагрузку в электрических сетях с пиковых часов на ночные и дневные "провалы", что в конечном итоге благотворно скажется на всей энергосистеме, позволит снизить себестоимость электроэнергии и повысить надежность сетей", — заявил заместитель мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Петр Бирюков.

Он также добавил, что "расширение сети зарядных станций для электротранспорта сегодня рассматривается как проект с привлечением партнеров, которыми в первую очередь могут стать управляющие компании".

Пилот не нужен

Если говорить о будущем, к которому движется общественный транспорт, — это, безусловно, отказ от водителей и переход на беспилотные машины.

КамАЗ уже показал работу прототипов беспилотных электробусов, а в 2019 году предприятие планирует приступить к конструкторской разработке 12-местных электробусов ШАТЛ (широко адаптивная транспортная логистика).

Конечно, Москва не единственная занимается электрификацией своего парка общественного транспорта — другие города и регионы стараются не отставать. 

Санкт-Петербург

Северная столица даже опередила Москву в системном подходе к запуску электробусов на дороги. Первые машины вышли в город еще в декабре 2017 года в Приморском районе. Там используются модели с системой динамической подзарядки. Она позволила проложить маршруты в районы без контактной сети: от Шуваловского проспекта до Гаккелевской улицы электробусы идут самостоятельно, а затем переходят на контактную сеть и следуют до метро "Комендантский проспект" и далее до конечной остановки "Улица Шаврова".

Только за первые два месяца поездок поток пассажиров на маршруте вырос более чем в десять раз и составил около полумиллиона человек.

В 2018 году электробусы также вышли на маршруты №2, 12 и 17. А из последних — 27 августа электрические автобусы начали развозить петербуржцев по маршруту №18 от железнодорожной станции Ручьи до станции метро "Лесная".

Кроме того, из-за сложных климатических условий Петербург стал отличной площадкой для испытания новой модели электробуса словенской фирмы TAM-Europe. Компания протестирует свои машины в городе в 2019 году.

Испытывать будут модель Vero. Электробус имеет конструкцию, которая позволяет изменять длину машины от 7,2 до 11,5 метра и количество посадочных мест в зависимости от потребностей заказчика. Он оснащен исключительно электрическими двигателями, которые работают от аккумуляторов.

Тула

В июне 2018 года низкопольный электробус производства Volgabus вышел на дороги Тулы. Машину тестировали с 25 июня по 8 июля на троллейбусных маршрутах №12 (до Косой Горы) и №11 (до Скуратова).

В электробусе 30 мест для сидения, и он способен вместить до 90 человек. Время до полной зарядки батареи — всего 6 часов, запас хода — 200–220 км.

Такого пробега достаточно, чтобы автобус отработал весь день на маршруте и вернулся в парк для ночной зарядки.

Челябинск

На Урале электробусы появились еще в октябре 2017 года. В Челябинске запустили автомобиль китайского производства Yutong ZK6125BEVG12. Он был построен в декабре 2016 года и с июля по сентябрь 2017 года проходил испытания в Москве без пассажиров. Также без пассажиров он работал и в столице Челябинской области.

"Общая вместимость может достигать 70 человек (включая сидячих). Всего в электробусе установлено 16 аккумуляторов общей емкостью 280 киловатт. При отсутствии пассажиров запас хода 280 км, при полной загрузке — 210–200 км", — рассказывал инженер предприятия-производителя по технике на новых источниках энергии.

Но в итоге город отказался от электрических новинок из-за дороговизны. Власти подсчитали, что 10 км пробега машины стоит 1278 рублей. Для сравнения, средняя стоимость 100 км пробега автобуса ЛиАЗ-5292.71, ездящего на метане, — 840 рублей, а дизельного ЛиАЗ-5256.53 — 1100 рублей.

Ижевск

Жители Ижевска также теперь могут оценить преимущества электрического транспорта. Первую машину начали тестировать на дорогах города 16 июля текущего года. Запуск производится в рамках перехода на экологически безопасный и более экономичный транспорт.

Автопарк города уже на 20% оснащен автобусами на газомоторном топливе. И показатель недизельных автобусов планируется довести до 70%. А вот будут ли это только газомоторные машины или их дополнят и электробусы, удмуртские власти решат по итогам испытания.

Как рассказали в пресс-службе объединения пассажирского автотранспорта Ижевска, стоит электробус в среднем в 2,5 раза дороже, чем газовые автобусы, которые с 2015 года приобретаются на предприятии. "Надеемся, что за счет экономии в эксплуатации они должны себя оправдать. <…> В случае с газовыми автобусами — средства себя оправдывают. А это новая техника, мы ее взяли на испытание, чтобы понять, какой расход и какие будут сопутствующие накладные расходы, только потом будем делать вывод, приобретать ее или нет", — подчеркнули в пресс-службе организации.

Крым

Электробусы даже в опытном варианте пришли пока далеко не во все российские регионы. Но некоторые уже изъявили желание исправить это упущение.

Так, в Крыму предложили закупить отечественные электробусы на маршрут Симферополь — Ялта, по которому сейчас курсируют троллейбусы. "На данный момент по расчетам ремонт контактной сети (троллейбусов — прим. ТАСС) обойдется в 5 млрд рублей, в то время как на закупку 100 электробусов на направлении Симферополь — Ялта необходимо всего 1,8 млрд рублей", — подсчитали власти.

Троллейбусная ветка от Симферополя до Ялты — это самый протяженный в мире междугородный троллейбусный маршрут (84 км от железнодорожного вокзала — прим. ТАСС). Он связывает столицу Крыма с курортами Южного берега: Алуштой, Гурзуфом, Партенитом, Ялтой и другими.

Мировые рекорды

Поиски более экологичного и экономичного вида транспорта ведутся по всему миру. Как уже упоминалось выше, лидирующую позицию по развитию и внедрению в городскую среду электрических автобусов занимает Китай. По данным Bloomberg, уже в 2017 году на страну приходилось 99% из 385 тыс. электробусов по всему миру. Что составляет около 17% всего общественного транспорта непосредственно внутри Китая.

А пока Китай берет числом, США ставят рекорды дальности поездки электробусов. В 2017 году автобус Catalyst E2 Max американской компании Proterra установил мировой рекорд, преодолев без подзарядки аккумуляторов расстояние в 1100,1 мили (1772,21 км). Во время испытания электробус ехал без пассажиров со скоростью 24 км/ч в течение 74 часов. При этом, по оценке конструкторов, при полной загрузке запас хода электробуса составит 350 миль (563 км).