6 октября стало известно о смерти Монтсеррат Кабалье. Испанская оперная певица умерла на 86-м году жизни. Кабалье прославилась своим сопрано и техникой бельканто. Соболезнования и воспоминания о певице — в материале ТАСС.
Председатель правительства Испании Педро Санчес в Twitter выразил соболезнования в связи со смертью оперной певицы. "Печальная новость. Скончалась великий посол нашей страны, всемирно признанная оперная сопрано, - подчеркнул глава кабмина. - Монтсеррат Кабалье, ее голос и нежность, всегда останется с нами".
Педро Санчес добавил, что посетит в понедельник в Барселоне похороны оперной певицы. Об этом сообщило в субботу агентство EFE.
По словам министра культуры и спорта Испании Хосе Гирао, Кабалье "являлась уникальным и неповторимым голосом мировой лирики". "Испания сегодня лишилась одного из своих величайших артистов", - отметил глава ведомства.
В свою очередь, Испанский королевский дворец назвал Кабалье лучшей из лучших и охарактеризовал ее как "великую оперную леди, легенду мировой культуры, лучшую среди лучших и способную открывать новые пространства". "Ее выдающаяся личность и уникальный голос всегда будут с нами, - говорится в публикации в Twitter управления делами монарха. - Мы очень сожалеем о потере".
Соболезнования также выразил Большой театр "Лисео" в Барселоне. "Большой театр "Лисео" хочет выразить свои соболезнования в связи с кончиной Монтсеррат Кабалье (85), одного из самых важных сопрано в истории и ключевой [фигуры] в памяти театра, где она выступала более 200 раз", - говорится в публикации в Twitter одного из ключевых театров пиренейского королевства.
"Золотая страница в истории оперного исполнительства"
Художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев считает, что записи голоса оперной певицы помогут сохранить память о ней для потомков. Текст разговора опубликован на сайте РЕН ТВ.
"Это золотая страница в истории оперного исполнительства - в конце 60-х, в 70-х, в 80-х годах ХХ века. Я думаю, ее тогдашние выступления установили очень высокую планку, и она вписалась в очень небольшую элитную группу исполнителей, которые в рамках "итальянского" репертуара устанавливали стандарты качества. И она очень своевременно записывала многие партии - краеугольные, известные, важнейшие. И с помощью этих записей мы сохраним память о ней", - сказал Валерий Гергиев.
"Икона всемирной культуры"
Глава каталонского правительства Ким Торра выразил соболезнования. "Нас покинула Монтсеррат Кабалье - один из самых значительных голосов XX века, - написал в Twitter Ким Торра. - Эта утрата поражает нас. Хотя она получала премии и знаки отличия в течение жизни, она заслуживает посмертной дани уважения, что мы и сделаем".
Мэр каталонской столицы Ада Колау также выразила соболезнования в связи с кончиной певицы. "Барселона прощается с одним из самых важных сопрано в мире, - подчеркнула мэр в Twitter. - Мои соболезнования членам семьи и всему миру оперы".
Футбольный клуб "Барселона" тоже не остался равнодушным после ухода из жизни певицы. ФК заявил о своих соболезнованиях после кончины "такой признанной фигуры в мире оперы и иконы всемирной культуры".
"Уникальный деятель искусств"
Оперный певец Хосе Каррерас в эфире радиостанции Catalunya Radio отметил, что Кабалье была "уникальным деятелем искусств".
"Среди всех сопрано, которых я слышал в театре, я никогда не слышал, чтобы кто-то пел, как Кабалье", - отметил тенор. По его словам, отличительная особенность "необыкновенной певицы" заключалась в "качестве ее голоса", а также в ее "замечательной вокальной технике".
Оперный певец и дирижер Пласидо Доминго отметил, что певица являлась обладательницей уникального голоса.
"С огромной грустью мы узнали о такой новости, кончине великой испанской и каталонской певицы, - заявил тенор газете El Pais. - Это очень большая печаль". "Ее голос был уникальным, ее нельзя было сравнить ни с кем", - добавил Доминго. Хотя певец не помнит точно, когда впервые оказался на одной сцене с Кабалье, он точно знает, что "она обладала способностью соединять воедино фразы, одну за другой так, что ты спрашивал: "Монтсеррат, когда ты будешь дышать?".
"Одна из самых выдающихся певиц XX века"
Венская государственная опера тоже скорбит из-за кончины Кабалье.
"С уходом Монтсеррат Кабалье нас покинула одна из самых выдающихся певиц XX века. Ее красивый голос, изумительная техника и харизма производили впечатление и вдохновляли многие поколения любителей оперы", - отметил директор Венской оперы Доминик Мейер.
Королевский театр Мадрида в распространенном заявлении также "глубоко сожалеет в связи с кончиной" Кабалье, которая "является одним из величайших сопрано всех времен". Главный оперный театр страны объявил, что посвятит в субботу вечером певице представление "Фауст". "Удивительная художественная карьера Монтсеррат Кабалье является одной из самых ярких в истории мировой лирической деятельности, - считают в столичном театре. - Ее имя находится в эксклюзивной галерее величайших исполнителей второй половины XX века".
"Совершенно невосполнимая утрата"
Российский певец Николай Басков назвал огромной личной потерей смерть оперной певицы.
Николай Басков и Монтсеррат Кабалье неоднократно выступали на одной сцене. "Мне утром написала Монсэ (племянница Кабалье - прим. ТАСС), и я даже не смог понять текст этого сообщения, я смотрел в него и не понимал, о чем там написано, - признался артист. - У меня шок, для меня это огромная личная, совершенно невосполнимая утрата".
"Такого человека, как она, больше не будет, это огромный пласт моей жизни, - сказал Басков. - Я не могу ничего говорить, пока не получается осознать масштаб этой трагедии".
"Потеря для всего музыкального мира"
Государственный академический Большой театр России скорбит в связи с уходом Монтсеррат Кабалье.
"Большой театр России выражает глубокие соболезнования в связи с кончиной Монтсеррат Кабалье. Это потеря для всего музыкального мира, Кабалье была выдающейся певицей нашего времени", - сказал генеральный директор театра Владимир Урин.
Он добавил, что артистка была другом России. "Она часто бывала в нашей стране, так что российские зрители хорошо знакомы с искусством этой певицы. Они слышали ее не только в записи, но и в живом исполнении", - отметил собеседник агентства.
Урин напомнил, что Кабалье неоднократно выступала на сцене Большого театра, где имела грандиозный успех. "В наших сердцах навсегда останется память об этой легендарной певице", - заключил он.
"Образец для молодых оперных певцов"
Артисты оперной петербургской сцены считают, что со смертью испанской певицы ушла целая эпоха в музыкальном театральном искусстве. Так, по мнению народной артистки СССР, заведующей кафедрой сольного пения Санкт-Петербургской консерватории Ирины Богачевой, еще многие поколения молодых артистов будут учиться на записях Кабалье.
"Ушла великая певица - богом данный голос. Слушать ее одно удовольствие, как-то такое, настоящее попадается сейчас все меньше и меньше. Мне кажется, что настоящее искусство это все-таки самое главное для жизни, для нас всех, и когда такие люди покидают землю, думаешь о том, как много она сделала для оперного искусства. Она оставила много записей, поэтому для будущего поколения певцов это очень большое и ценное наследие", - сказала Богачева ТАСС.
Лично знала Монтсеррат Кабалье оперная певица Елена Макарова, дочь певицы Елены Образцовой. Макарова училась у Кабалье и называет этот период одним из важнейших в своей жизни.
"Она была очень жестким педагогом. Она очень много требовала, но она и очень много давала, показывала, объясняла по стилистике. Она все время ругалась, что трагедия русских певцов - они не понимают, что для каждого голоса есть свой репертуар, они пытаются петь все. А петь все нельзя - надо петь постепенно и то, что подходит твоему голосу. Она очень много учила меня стилистике исполнения, каким-то секретам исполнительским. Она объясняла, что голос - это не всё, и очень важно то, что ты выражаешь голосом, очень важно делать какие-то нюансы в пении, иначе неинтересно", - рассказала ТАСС Макарова.
Также, сказала она, испанская певица, которая была подругой Образцовой, была не только великой артисткой, но и хорошим, отзывчивым другом. "Это была трогательная женщина, удивительная совершенно, которую мало очень в этом плане кто знал, потому что свою личную жизнь она не выставляла напоказ совсем. Она была домашняя, с анекдотами, с штуками, веселая, потрясающая подруга - как с ней было легко на гастролях. При этом она была единственным человеком, с которым я не смогла перейти на "ты". Потому что в Испании все на "ты", так принято. В ней было какое-то такое величие огромное, что перейти на "ты" было невозможно для меня", - рассказала Макарова.
Оперный певец, солист Мариинского театра Алексей Марков, исполняющий в театре ведущие роли баритонового репертуара, поделился ТАСС первым впечатлением от выступлений Кабалье.
"В первый раз я услышал по-настоящему оперное пение еще по телевизору в 1992 году во время олимпиады в Барселоне, когда она пела с Фредди Меркьюри песню "Барселона", я помню, что меня тогда поразило звучание ее голоса: глубокое, наполненное академическое оперное пение. Я был еще тогда школьником и был далек от оперной музыки, и это было одно из первых моих впечатлений об оперном деле, когда я услышал ее пение", - рассказал Марков.
Он также сказал, что записи Кабалье на долгие годы останутся эталоном звучания, по которому молодые исполнители могут учиться оперному искусству.
"Спасибо за пианиссимо и мецца-воче"
Российские оперные дивы выразили в социальных сетях соболезнования в связи со смертью Монтсеррат Кабалье.
"Уходит великая эпоха, уходят великие люди. Я благодарна, что жила с ними в одно время, - написала в своем аккаунте в Instagram Хибла Герзмава. - Монтсеррат, спасибо за звук, тембр, за пианиссимо и мецца-воче, за тепло в звуке и в общении с людьми".
Певица пообещала помнить занятия и встречи в Барселоне с легендарной артисткой, которая оставила после себя гениальные партии и роли.
Анна Нетребко опубликовала в Instagram фрагмент записи выступления легендарной артистки. "Она была одной из великих", - написала на своей странице Аида Гарифуллина.
"Конец великой эпохи лирических певцов"
По мнению итальянского режиссера, сценариста, постановщика опер Франко Дзеффирелли, Кабалье - одна из величайших сопрано современности. Уход Монтсеррат Кабалье означает конец великой эпохи лирических певцов.
"С ее уходом заканчивается эпоха великих певцов. Новость о ее кончине меня глубоко опечалила", - говорится в распространенном в субботу Фондом Дзеффирелли заявлении 95-летнего маэстро.
Дзеффирелли довелось работать с одним из величайших женских оперных голосов ХХ века. По его словам, это сотрудничество незабываемо. Кабалье пела вместе с Хосе Каррерасом в опере "Бал-маскарад" Джузеппе Верди (1813-1901), поставленной Дзеффирелли в миланском театре "Ла Скала" в 1975 году. Годом позже в той же "Ла Скала" Кабалье пела в его "Аиде".
В последний раз Дзеффирелли ставил с певицей оперу итальянца Джакомо Пуччини (1858-1924) "Тоска" в Нью-Йорке. Ее партнером выступал другой великий итальянец Лучано Паваротти (1935-2007).
В Италии, на родине оперы, Кабалье неоднократно пела в итальянских театрах, включая Римскую оперу. Власти города Мачерата (обл. Марке) объявили о том, что в день похорон Кабалье будут приспущены флаги в знак траура. Певица в 1982 году получила почетное гражданство Мачераты, где находится одна из самых необычных оперных площадок - арена Сферистерио.
"Она была неподражаема, повторить ее невозможно"
Народная артистка СССР Маквала Касрашвили назвала личным горем уход из жизни оперной звезды Монтсеррат Кабалье. В беседе с корреспондентом ТАСС она рассказала о встречах с оперной дивой и о том, как хранила бусинки с костюма Кабалье в качестве талисмана.
"Это кошмар, - сказала певица. - Когда уходят из жизни такие личности, как Монтсеррат Кабалье, это огромная потеря для всего музыкального мира. А для меня это как личная утрата".
Касрашвили рассказала, что для нее самым сильным впечатлением в опере стала именно Кабалье. "Это случилось в 1974 году, когда в Большой театр на гастроли приехал театр Ла Скала. Главную партию в опере Беллини "Норма" пела Монтсеррат Кабалье", - рассказала Касрашвили.
Она отметила, что впервые услышала Кабалье во время репетиции. "Когда я услышала ее на репетиции, я просто обомлела от восторга. Я стояла за занавесом, а в нескольких шагах от меня пела Кабалье. Я заплакала от избытка чувств. Мне показалось, что Монтсеррат это заметила", - рассказал певица.
Потом после спектакля, по словам Касрашвили, они вместе с Майей Плисецкой подошли к Кабалье, чтобы поздравить ее с успехом. "Я увидела, как с костюма Монтсеррат упали бусинки. Я подняла их и сохранила как талисман", - поделилась певица.
Как выяснилось, эта история получила продолжение. В 1980 году в Нью-Йорке, в Карнеги-холле, был концерт Кабалье. "Я присутствовала на этом вечере, потом я попросила импресарио провести меня к Монтсеррат. Это было непросто, потому что желающих поздравить ее выстроилась огромная очередь". - рассказала Касрашвили.
"Когда я вошла в гримерку, мне показалось, что Монтсеррат меня узнала. Она сказала: "Вы из России". В подтверждение я достала бусинки, которая хранила с тех пор как талисман. Монтсеррат была очень тронута", - сказала певица.
Касрашвили призналась, что для нее Кабалье была примером. "Много партий, которые я сама готовила, я слушала именно в ее исполнении, в записях, пытаясь постичь ее гений. Она была неподражаема, повторить ее невозможно. У нее был удивительной красоты голос огромного диапазона, который позволял охватить ей обширный репертуар, что бывает редко даже у выдающихся певиц", - отметила собеседница агентства.
Она также упомянула и о другом важном в ее жизни эпизоде. "В начале 80-х годов в Метрополитан должны были давать "Тоску", в главной партии была объявлена Кабалье, но в то время она была не очень здорова, и организаторы должны были выбрать артистку для подстраховки. Так вот, для подстраховки назначили меня. К счастью, Монтсеррат выздоровела и выступила сама, мне не пришлось ее заменить", - рассказала Касрашвили.
Кабалье нередко выступала в Москве. "У Монтсеррат было много поклонников в Москве, в России. В их числе до конца своих дней останусь и я", - заключила артистка.
"Кабалье привела в оперу новых зрителей"
Художественный руководитель московского музыкального театра "Геликон-опера" Дмитрий Бертман считает, что Монтсеррат Кабалье много сделала для оперного искусства и его популяризации.
"Это уход главного представителя стиля бельканто, его олицетворения. Монтсеррат Кабалье - певица, которая смогла создать систему образа звука, - отметил Бертман. - Она сделала много для того, чтобы люди, которые никогда не приходили в оперу, туда пришли. [Альбом] Barcelona с Фредди Меркьюри - это был совершенно неожиданный поворот в ее судьбе и сюрприз для всего мира".
Репертуар Кабалье включал огромное количество партий, напомнил глава "Геликона". "Когда мы сегодня говорим о каватине нормы, то первый образ, который приходит в наше сознание, - это Монтсеррат Кабалье", - подчеркнул он.
Российский оперный режиссер вспоминает работу с Кабалье как "огромный подарок судьбы". А их первая встреча случилась, когда он еще был студентом ГИТИСа и отправился на гастроли в Швейцарию.
"В аэропорту мы вдруг увидели Монтсеррат Кабалье и, конечно, кинулись к ней, сказали, что мы из Советского Союза. Она рассмеялась, поговорила с нами. Спустя лет 20, когда я уже с нею работал, она вспоминала эту встречу, для нее это тоже было событием - встретить студентов из СССР", - рассказал он.
"Кабалье активно занималась благотворительностью"
Соболезнования в связи с кончиной Кабалье также выразил и.о. ректора Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева Александр Мажуга. Он сообщил ТАСС, что смерть Кабалье является невосполнимой утратой для всего мира.
"Уход людей такой величины, как Монтсеррат Кабалье, не может остаться незамеченным, это невосполнимая утрата не только для музыкального мира. Госпожа Кабалье была почетным доктором РХТУ им. Д. И. Менделеева. Это звание ей присудили в 2000 году во время визита в Менделеевский университет за неоценимый вклад в развитие культурного образования молодежи," - сообщил Мажуга.
Мажуга отметил, что Кабалье была не понаслышке знакома с миром химии. "Ее отец был связан с производством химических удобрений. Возможно, именно поэтому понятие химии и искусства были для нее нераздельно связаны, а РХТУ ощущал ее поддержку. Кроме того, она активно занималась благотворительностью, была автором благотворительного проекта помощи больным детям под эгидой ЮНЕСКО" - добавил он.