Единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал основной формой итоговой аттестации выпускников 11-х классов российских школ с 2009 года. Основная цель его введения — стандартизация выпускных экзаменов в школах и борьба с коррупцией при поступлении в вузы.
Сегодня в число обязательных дисциплин, сдача которых необходима для получения аттестата, входят русский язык и математика, а с 2022 года планируется добавить к ним иностранный язык. Также звучат предложения сделать обязательным ЕГЭ по истории. ТАСС выяснил, чем себя зарекомендовала эта форма проверки, а также какие изменения произошли с единым госэкзаменом за последнее десятилетие.
Точка отсчета
Введение единого госэкзамена проводилось поэтапно. Первый эксперимент по его сдаче был организован в 2001 году. Участие в нем приняли более 30 тыс. школьников из пяти регионов России: республик Марий Эл, Чувашия, Якутия, а также из Самарской и Ростовской областей. Вплоть до 2007 года научное и педагогическое сообщество формировало нормативные основы проведения экзамена. А для решения задачи по организации ЕГЭ была создана Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, которая в 2019 году отметит свое 15-летие.
Разработка ЕГЭ была поручена департаменту общего и дошкольного образования Минобразования России, в котором был создан специальный отдел. К внедрению ЕГЭ привлекались молодые кадры.
"Возраст самого молодого сотрудника управления Минобразования в 2002 году был 18 лет. Активно применялась практика привлечения к работе в отделе ЕГЭ студентов разных курсов вузов", — рассказали в пресс-службе Рособрнадзора. Однако многие сотрудники министерства относились к молодым специалистам с недоверием и саму идею единого госэкзамена оценивали скептически.
"Был и значительный технологический разрыв в деятельности этого отдела и всего остального Министерства образования, заключающийся, например, в том, что в 2001 году в министерстве были еще сотрудники, которые в своей работе использовали печатные машинки, не все знали, что такое электронная почта, Microsoft Office и как этим пользоваться", — отметили в Рособрнадзоре. В 2004 году функции по организации и проведению ЕГЭ были переданы Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки.
Участие регионов в эксперименте по введению ЕГЭ было добровольным, каждый сам определял перечень предметов, по которым будет проводиться экзамен.
На время эксперимента для экзаменов по русскому языку и математике действовало правило +1. Так, участник ЕГЭ, который набрал баллы, соответствующие школьной двойке, в аттестат получал тройку.
Скачок для развития
Одним из плюсов внедрения госэкзамена стал скачок в области развития информационных технологий на региональном уровне: для проведения экзамена в школы поставлялись новейшие компьютеры, высокоскоростные принтеры и сканеры, серверное оборудование, обеспечивались каналы связи.
Как отметили в Рособрнадзоре, уже в 2005 году возник план использовать компьютеры при проведении отдельных экзаменов.
"Это направление начало активно развиваться, была создана технология проведения экзамена и обработки результатов, отработаны основные методики и правила. Но беглый анализ состояния компьютерной техники, уровня компетентности учителей в школах и наличия специалистов, способных провести этот экзамен, не позволил сразу внедрить эту технологию в штатный режим. И сейчас, спустя десять лет, эти проблемы остаются актуальными", — сообщили в ведомстве.
Новый этап
Переходным периодом стал 2008 год, когда ЕГЭ выпускники сдавали, однако результаты учитывались не всеми вузами при поступлении.
Уже в 2009 году ЕГЭ начали проводить в штатном режиме: поступить в вуз стало возможным только по результатам сдачи госэкзамена.
"Соответственно, без сдачи ЕГЭ стало невозможно получить аттестат и продолжить свое образование", — заметили в Рособрнадзоре, добавив, что этот период был сложным и сопровождался повышенным вниманием общества и государства. Это привело к необходимости вмешательства в происходящие процессы высших должностных лиц.
Например, в 2011 году занимавший пост президента РФ Дмитрий Медведев дал поручение правительству России по совершенствованию ЕГЭ. План мероприятий включал в себя введение в экзамен по иностранному языку раздела "Говорение", проведение эксперимента по экзамену по информатике на компьютере, а также разработку системы оперативного выявления несанкционированной публикации вариантов ЕГЭ в интернете.
На этом этапе произошли кардинальные изменения вопросов и заданий по математике. С 2010 года из экзамена были исключены задания с выбором одного ответа. "В целом новая модель была более практико-ориентированна, в ней появились задачи из реальной жизни", — заметили в Рособрнадзоре. Изменения с экзаменом по математике произошли и в 2015 году, когда он был разделен на базовый и профильный уровни.
"Это позволило, с одной стороны, снизить уровень напряженности участников ЕГЭ, не планирующих получение профильного образования по техническим и иным связанным с математикой специальностям, с другой стороны — качественно дифференцировать абитуриентов, выбравших профильный экзамен, по уровню их математической подготовки", — добавили в ведомстве.
Дискредитация и усиление
В июне 2013 года была зафиксирована утечка экзаменационных материалов: в интернете появились варианты предстоящего экзамена по русскому языку. Ситуация повторилась и с ЕГЭ по другим предметам. Источник утечек найден не был, что привело к дискредитации самого экзамена и отставке тогдашнего руководителя Рособрнадзора.
Однако уже в 2014 году Рособрнадзором предпринимаются кардинальные меры для проведения ЕГЭ без сбоев и утечек. Менее чем за полгода все пункты проведения экзаменов были оснащены системами видеонаблюдения, создан институт общественных наблюдателей, изменена схема доставки экзаменационных материалов.
"Теперь доставка экзаменационных материалов в субъект и хранение их на территории субъекта обеспечиваются силами ФГУП "Главный центр специальной связи", которое занимается доставкой особо ценных и секретных грузов. Они перевозят оружие, золото, банкноты, секретные грузы, произведения искусства, ценные бумаги и диски с зашифрованными контрольно-измерительными материалами ЕГЭ", — рассказали в Рособрнадзоре.
В это же время вводятся итоговое сочинение и изложение для выпускников 11-х классов. Результат в виде "зачета" является одним из условий допуска к итоговой аттестации. "Итоговое сочинение и изложение были введены с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы", — рассказали в ведомстве.
Предметы
Сегодня единый госэкзамен проводится по 15 предметам. Русский и математика являются необходимыми. По желанию для сдачи можно выбрать биологию, географию, историю, литературу, обществознание, физику, химию, информатику и информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), а также иностранные языки (письменная и устная части) — английский, немецкий, французский, испанский и китайский. Школьники с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды вправе выбирать форму государственной итоговой аттестации — ЕГЭ или государственный выпускной экзамен.
К чему привело внедрение ЕГЭ
Внедрение единого госэкзамена на территории России позволило создать единые условия для всех участников, а также обеспечить для них доступ к высшему профобразованию независимо от места проживания, типа школы, в которой проходило обучение, национальной принадлежности, материального благосостояния родителей и прочих субъективных факторов.
Кроме того, выпускники школ сегодня освобождены от двойной проверки знаний: после 11-го класса и при поступлении в вуз. Абитуриенты теперь могут участвовать в конкурсе в пять вузов на три направления подготовки. "ЕГЭ повысил доступность высшего образования, то есть возможность поступить и учиться в ведущих вузах страны, в том числе выпускникам из малообеспеченных семей и проживающим далеко от вузовских центров. При этом для успешной сдачи экзаменов достаточно знаний учебного материала, полученных в рамках школьной программы", — подчеркнули в Рособрнадзоре.
Сегодня сдать ЕГЭ может любой, для этого нужно только подать заявление. Для участников не ограничен и возрастной порог.
Кирилл Борискин