САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 7 января. /Корр. ТАСС Олег Сердобольский/. Музыка, которая звучит на многочисленных елочных праздниках в новогодние каникулы, как правило, пишется летом, а актеры, играющие на елках Деда Мороза, способны потеснить ради этой роли классический репертуар. Истории, связанные с Новым годом, рассказали корреспонденту ТАСС известные артисты и композиторы.
"Мне в течение многих лет пришлось жить по крестьянской мудрости: готовить сани летом, а телегу зимой, - ведь музыку для представления надо писать заранее", - рассказал Виктор Плешак, который на протяжении 18 лет сочинял музыку для главной детской елки Петербурга во Дворце творчества юных.
"В пору белых ночей, работая в Доме творчества композиторов, я не раз удивлял коллег, распевая под нос что-то вроде "елочка, зажгись", - говорит Плешак. - Зато первая же моя композиция - "Волшебная шляпа господина Андерсена" потом превратилась в целый музыкальный спектакль и была поставлена в театре как музыкальное представление".
Главный Дед Мороз Петербурга
Главным Дедом Морозом Петербурга, поздравлявшим горожан у елки на Исаакиевской площади, долгое время был актер Пушкинского (Александринского) театра Семен Сытник.
"Елки в театре - дело святое <...> И руководство всегда шло нам навстречу", - рассказал актер. Особенно ему запомнился 1987 год, когда елки совпали с премьерой в театре спектакля "Сирано де Бержерак", поставленного к 60-летию тогдашнего художественного руководителя труппы Игоря Горбачева. Худрук, сам игравший Сирано, отпустил актера на елки в детские сады, их в тот день было пять. По пути назад машина, на которой ехал Сытник, попала в пробку, и актер чуть не опоздал на премьеру.
"Мне сделали грим, и я вышел на сцену, весь горячий от всей этой нервотрепки. И тут ко мне пришла, как снизошла, какая-то необыкновенная легкость. Это был мой лучший выход в роли Кристиана", - убежден Сытник.
Истории из детства
В Санкт-Петербургском театре Сатиры в эти новогодние каникулы идет спектакль "Конопатая девчонка", в который худрук театра, заслуженный артист России Юрий Гальцев включил новогодние истории из своего детства. В беседе с корреспондентом ТАСС актер припомнил, что однажды вместе с отцом пытался торговать на рынке в Кургане картошкой, чтобы купить на вырученные деньги новогодние подарки - проигрыватель и ружье. А поскольку отец был известным в городе человеком, заслуженным строителем СССР, он решил загримировать себя и сына.
"Батя мне говорит: "Юр, ты помнишь фильм, как наши матросы взяли на борт корабля юнгой негритенка и назвали его Максимкой?". Намазал он меня картошкой: будешь Максимкой. А сам взял у матери парик, потому что был лысый, и наклеил усы на резиночке. Ну и в таком виде начали мы торговать. Картошка отлетала по 10 копеек за килограмм, и вскоре мелочи уже накопилось по весомости больше, чем вся картошка", - рассказывает артист.
На эти деньги был куплен проигрыватель "Сонет", и Гальцев до сих пор помнит первую пластинку - на одной стороне польская группа No To Co, а на второй - песня из индийского фильма "Бродяга". "Сейчас бы я за эту пластинку не знаю бы сколько отдал!", - признался он.
Пиджаки на Новый год
Писатель Валерий Попов рассказал, как однажды под Новый год раздарил свои пиджаки. Поводом стала смешная снежная баба, которую он увидел из окна предновогодним утром. Через некоторое время писатель обнаружил, что бабы во дворе уже не было, а на ее месте стояла машина.
"Я расстроился: ну неужели нас совсем машины съели! Но, может, я сам должен что-то такое сделать! И вдруг идея мне пришла", - сказал он.
Собрал пиджаки, покупку которых в секонд-хенде считает своим хобби, и решил развесить их во дворе. Возвращаясь домой, он увидел снежную бабу, которую не сломали, а перенесли в другое место."Стояла она целую неделю, и Новый год с нами встретила, - рассказал Попов. - А мои пиджаки как ветром сдуло! Значит, кто-то в этих пиджаках щеголял под Новый год".
"Я забыл свою музыку в такси"
Новогодняя история, которую вспомнил народный артист СССР Евгений Дога, связана со съемками фильма Эмиля Лотяну "Табор уходит в небо". Встречая с друзьями Старый Новый год в 1975-м, Дога должен был на следующий день показывать на студии готовую музыку, еще не совсем законченную.
В один пакет он уложил ноты, чтобы утром сразу же ехать на студию, а в другой - подарки для детей, и на такси отправился к друзьям. Уже подходя к подъезду, обнаружил, что забыл ноты в такси.
"У меня голова стала раскалываться. Позвонили мы в милицию, не могут ли они помочь в поиске пакета с нотами? Тогда я узнал, что в столице - 20 таксопарков и в каждом из них - по 400 машин. Попытаться что-то узнать можно только утром, когда таксисты закончат ночную смену", - рассказывает композитор.
Несмотря на трудности, Евгений Дога смог написать музыку заново. Свои самые лучшие четыре номера - "Пролог", "Черешня", "Дорога цыган" и "Финал" - он сочинил именно тогда.