6 июля 2020, 08:47,
обновлено 6 июля 2020, 15:23

"Он продолжит жить через свое творчество". Соболезнования в связи со смертью Морриконе

Эннио Морриконе. AP Photo/ Michael Sohn
Эннио Морриконе

Композитор умер в возрасте 91 года

Композитор Эннио Морриконе ушел из жизни в ночь на понедельник в возрасте 91 года.

Соболезнования в связи со смертью композитора выразили президент Италии Серджо Маттарелла и премьер-министр страны Джузеппе Конте.

"С уходом Эннио Морриконе мы остались без выдающегося и блестящего артиста. Утонченный, но вместе с тем популярный музыкант, он оставил глубокий след в истории музыки конца XX века. Благодаря сочиненной им музыке к фильмам он внес большой вклад в распространение и укрепление авторитета Италии в мире. Хочу передать соболезнования семье маэстро", - говорится в заявлении президента республики.

"Мы всегда будем помнить с бесконечной благодарностью художественный гений маэстро Эннио Морриконе", - написал в Twitter премьер Конте.

Министр культуры и туризма Дарио Франческини назвал уход из жизни Морриконе "печальным днем для культуры". "Один из великих итальянских маэстро покидает нас. Музыкант, обладающий утонченностью и мастерством <...> Он знал, как своими мелодиями взволновать весь мир", - отмечается в его заявлении.

Морриконе оставил богатое творческое наследие, которое отличают невероятная красота и гармония. Такое мнение в беседе с ТАСС высказала российская оперная певица (сопрано) Светлана Касьян, выступавшая в Риме с оркестром Морриконе. "Это такое дарование, которое невозможно сравнить ни с каким другим композитором. У него уникальный почерк, его сочинения отличает невероятная красота, гармония. Публика всегда принимает его шедевральную музыку горячо, с душой", - сказала Касьян.

Она отметила, что Морриконе принимал участие в подготовке ее выступления с его коллективом пару лет назад в Риме, но уже не смог выйти на сцену. "Выступление планировалось с ним, но здоровье маэстро не позволило. Он готовил оркестр. У нас было четыре репетиции, и это тот редкий случай, когда можно было делать запись прямо с репетиции. Такое качественное звучание оркестра, такие краски, такой высокий уровень мастерства", - поделилась она.

Касьян подчеркнула, что творчество Морриконе сделало его великим мировым композитором. "Очень жаль, что такие люди уходят. Хочется, чтобы они жили как можно дольше, творили, дарили шедевры. Это человек из разряда великих, как Петр Ильич Чайковский. Такие люди продолжают жить через свое творчество, которое оставили нам, их музыка продолжает звучать", - сказала она.

Морриконе находил "нервный контакт" 

"Это был потрясающий композитор, его замечательная музыка распространялась по всему миру. Везде, мне думается, знакомо имя Эннио Морриконе. Он обладал удивительным свойством: работая в разных странах, у разных режиссеров, иногда прямо противоположных друг другу, он находил "нервный контакт" и всегда "попадал". У него не было промахов. Он получил "Оскар" с формулировкой "За выдающийся вклад в кинематограф", но я бы прибавил к этому "За выдающийся вклад в мировой кинематограф", - сказал президент Академии кинематографических искусств и наук России Владимир Наумов.

Обладатель множества наград, в том числе двух "Оскаров", Эннио Морриконе работал и с российским режиссером Владимиром Хотиненко. Он написал музыку к фильму "72 метра", которая принесла ему премию "Золотой орел". Награда ежегодно присуждается Академией кинематографических искусств и наук России.

"У Морриконе одна картина лучше другой. Я думаю, мировая культура понесла большую потерю. Он работал и в России, с Владимиром Хотиненко, музыка к фильму "72 метра" была прекрасная. Ушел великий человек, великий музыкант, великий композитор. Я думаю, что все люди, которые любили кино, сейчас скорбят", - заключил собеседник агентства.

Возможность работать с Морриконе была счастьем

Сам Хотиненко назвал большим счастьем как сотрудничество со знаменитым итальянским композитором, так и дружбу, установившуюся между ними.

"Это, может быть, единственный случай, когда у меня не было идеи музыки, а судьба свела нас с Морриконе. Я замечательно знал его музыку, но мы существовали в разных мирах. Где-то там замечательный композитор Эннио Морриконе пишет музыку, где-то здесь режиссер Хотиненко снимает кино. Но мы не просто поработали и разошлись, мы продолжали общаться. Конечно, это счастье, я даже не могу представить никакой другой музыки [к фильму]", - сказал он ТАСС.

По словам Хотиненко, при работе над фильмом "72 метра" композитор поставил единственное условие - чтобы музыку записывали в Риме с его оркестром. Понаблюдать за тем, как дирижирует Морриконе, также было отдельным удовольствием, заметил он.

Режиссер рассказал, что они с супругой, которая говорит по-итальянски, часто бывали в гостях у Морриконе, а также встречались, когда композитор приезжал в Россию с концертами. "Он не любил летать на самолетах категорически, но самое замечательное в том, что после того, как мы записали музыку, он начал приезжать, давать в России концерты <…> До сих пор не могу немного в себя прийти. Это огромная потеря для культуры", - заключил Хотиненко.

Высоко ценил российскую публику

Композитор любил выступать в России, он высоко ценил российскую публику, и она отвечала ему взаимностью, рассказала ТАСС продюсер, организатор гастролей Морриконе в РФ Анна Ващилина. "Он всегда подчеркивал, что российский зритель удивительно музыкальный. Он всегда говорил, что такое общение с залом у него только в России, потому что очень благодарная публика, очень тонко чувствующая музыку. Поэтому ему всегда нравилось приезжать в Россию", - вспомнила она.

В последние гастроли маэстро даже привез в Россию всю свою семью. "Прилетела большая итальянская семья - 13 человек, - рассказала продюсер. - Он мечтал показать им Петербург и Москву. А он не в каждую страну возил свою семью".

Такое теплое отношение было взаимным. "В последний его приезд в 2018 году в Кремлевском дворце люди стоя аплодировали ему 30 минут. Мы даже говорили, что Эннио - народный артист России", - заметила продюсер.

Морриконе всегда тщательно подбирал команду для выступлений и лично решал, с каким оркестром выступать. Так, в 2008 году в Россию он приезжал с Оркестром Roma Sinfonietta, через год привез уже Венгерский национальный симфонический оркестр, а в последний раз - Чешский национальный симфонический оркестр. В туре его сопровождали более 160 человек. "И всегда подолгу репетировал, очень ответственно относился", - подчеркнула Ващилина.

Он был очень скромным человеком, не предъявлял организаторам необычного райдера и всегда благодарил. И очень любил свою национальную кухню. "В 2009 году мы были в очень необычном модном ресторане. Он сказал: "Очень хочется макароны. Можете сделать спагетти, пожалуйста?". И вся его команда: "Да, да, макароны!" Вот такие настоящие итальянские ребята", - вспомнила продюсер.

"Бесконечный источник вдохновения"

Французские политики и деятели культуры также почтили память Морриконе. Свои сообщения они разместили в Twitter в понедельник днем. "Эннио Морриконе - уникальный звук, потрясающие мелодии, огромное влияние и бесконечный источник вдохновения: с любовью и уважением", - написал один из пионеров электронной музыки, французский композитор Жан-Мишель Жарр.

"Каким бы было седьмое искусство без Эннио Морриконе? Наши воспоминания о кино записаны чернилами его партитур. Он ушел, чтобы присоединиться к [режиссеру] Серджо Леоне, и сегодня внутри нас звучит музыка губной гармошки. Чао, маэстро", - отметил исполняющий обязанности министра культуры Франции Франк Риестер.

"Эннио Морриконе стряхнул пыль с инструментов, которыми никто не решался воспользоваться, - заметила лидер партии "Национальное объединение" Марин Ле Пен. - С ним музыка к фильмам, а особенно к фильмам Серджио Леоне, стала неотделимой от героев и сюжетов, яркость характеров и эмоции которых она преумножала. Память гиганту кино".

"Бессмертная музыка"

Музыка к кинофильмам, которую на протяжении долгого творческого пути создавал Эннио Морриконе, бессмертна, считает художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного театра "Мюзик-Холл", главный дирижер симфонического оркестра "Северная симфония" Фабио Мастранджело.

"Эннио Морриконе вместе с Нино Рота считаются самыми известными среди всех итальянских композиторов, которые посвятили себя созданию музыки к [кинокартинам] <…> [После его ухода] осталась бессмертная музыка к кинофильмам, таким как "Однажды в Америке" или "Миссия". Конечно, очень жаль, что он нас покинул", - сказал ТАСС Мастранджело, добавив, что Морриконе прожил долгую и очень успешную жизнь.

Композитор не раз приезжал в Петербург с концертами. "Часто, когда он [бывал] в Санкт-Петербурге, он брал наш оркестр, который тогда назывался оркестром Государственного Эрмитажа, и у многих из моих музыкантов остались очень сильные впечатления от его музицирования", - отметил он.

Морриконе останется в памяти людей во всем мире как великий артист на все времена, заявила в беседе с корреспондентом ТАСС певица Мирей Матье. "Я бесконечно скорблю о его уходе, - отметила она. - Морриконе был артистом на все времена, великим музыкантом". Как напомнила Матье, ей посчастливилось работать с композитором над альбомом, посвященным его музыке. "В 1974 году я провела два месяца в Риме, чтобы вместе с ним готовить этот альбом, это были незабываемые дни, - рассказала певица. - Эннио посвятил мне две замечательные песни La Donna Madre и J'oublie La Pluie Et Le Soleil".

Матье подчеркнула, что композитора хорошо знали во всем мире. "Он всюду работал, везде был очень любим, особенно в России, - заметила певица. - У русской публики музыкальная душа, поэтому она так полюбила его мелодии". "Эннио был замечательным человеком, очень общительным, открытым, - продолжила Матье. - Помню, как в Риме мы ходили в ресторан вместе с Серджио Леоне, для фильмов которого он создал такую прекрасную музыку". По словам певицы, ей дороги все мелодии Морриконе. "Это настоящие шедевры, но особенно - Once Upon A Time In The West, - сказала она - Слушать его музыку для меня огромное наслаждение".