За первый день его скачали 25 тыс. человек. Сейчас в нем больше миллиарда пользователей. Из-за него люди стали больше путешествовать, заниматься спортом, делать пластические операции. Собрали десять трендов, которые изменили нашу жизнь, — от фото еды до "инстаграмных" лиц.
Фото еды
Instagram научил нас делиться в интернете самыми повседневными вещами. При этом его фильтры способны сделать эти вещи привлекательнее. В 2010 году фото еды были главным трендом. Казалось, все только и делали, что выкладывали свои завтраки и ужины. Это бесповоротно изменило ресторанный бизнес. Скоро владельцы заведений стали продумывать интерьер так, чтобы он хорошо смотрелся в Instagram. Оформлять уголки для селфи: этот текст я пишу в кофейне, где на стене зеркало со значком Instagram, напротив стена под фон, покрашенная в ярко-желтый, а вокруг мягкий свет, нужный для хорошего фото. Они стали добавлять в меню модные блюда. Неважно, помешался мир на тостах с авокадо (растиражированной, в том числе благодаря Instagram, еде миллениалов) или на многоэтажных бургерах, которые не помещаются в рот. В куче мест в центре любого большого города эти блюда оформляют так, чтобы они хорошо смотрелись на фото.
Селфи
Чтобы понять, насколько сильно Instagram изменил наши повседневные привычки, вспомните, как часто вы фотографировались в 2009 году? Много ли ваших знакомых каждый день выкладывали фото своего лица? Хотя снимать себя на смартфон в нулевых было совсем неудобно — не у всех телефонов были фронтальные камеры, а те, что были, — снимали плохо. В 2011 году в Instagram появились хештеги, первым стал тег #Selfie, который пришелся к месту владельцам нового iPhone 4, в котором в 2010 году появилась фронталка. Фотографировать себя на фронтальную камеру вошло в привычку. В 2013 году селфи стало словом года, десятилетия и проблемой современности: каждый год сотни туристов в мире погибают, пытаясь сфотографировать себя на обрыве скалы или у какой-нибудь горной реки.
Instagram-лицо...
В 2012 году Instagram стал доступен на смартфонах с Android, его купил Facebook. Приложение, которое научило нас улучшать все вокруг, в том числе себя, стало еще влиятельнее. Примерно в это время появилась женская "Instagram-внешность". Высокие скулы, пухлые губы, маленький аккуратный нос, длинные ресницы, миндалевидный разрез глаз, гладкая белая кожа. Это усредненный портрет красивой женщины в Instagram. Трудно понять, сколько ей лет и какой она национальности, примерно так выглядит чуть ли не половина инфлюэнсерок с миллионами подписчиков. Фильтры для фото и приложения вроде Facetune улучшали лица по такому шаблону: делали кожу белее, губы — пухлее, нос — меньше. Как выяснилось, многие косметические процедуры, которые могут изменить так внешность (удалить комки биша ради четких скул, вколоть филеры в губы), вполне финансово доступны. В 2018 году, по данным Американской ассоциации пластических хирургов, пишет The New Yorker, жители страны потратили $16,5 млрд на операции и уколы красоты, 92% клиентов — женщины. Большинство из них — девушки, которые хотели сделать свою внешность приближенной к стандартам, популяризированным Ким Кардашьян, Бэллой Хадид, Эмили Ратаковски.
…и Instagram-тело
В 2017 году 20 тыс. американок отправились к пластическим хирургам делать "бразильскую попу", как у Ким Кардашьян. Впрочем, чаще пользовательницы, мечтающие о красивом теле, все же шли не в клинику, а в фитнес-клуб. Instagram заставил людей заниматься телом не за пару месяцев до лета, а круглый год — вслед за селфи пришел тренд на демонстрацию спортивного тела, фото из качалки и тренажерного зала.
Путешествия для Instagram
Язык Тролля — одно из самых красивых мест в Норвегии. Если вы любите тревел-блоги, то могли видеть фото, где человек сидит на каменном выступе, который нависает над горами и озером. Вокруг, кажется, ни души. На самом деле рядом очередь туристов. В 2009 году это место посетили 500 человек, а в 2014 году — 40 тыс. Все дело в Instagram. В 2015 году власти маленького города у озера Ванака в Новой Зеландии стали приглашать к себе инфлюэнсеров. Вскоре туризм в стране вырос на 14%. Экскурсоводы теперь показывают места, где получатся лучшие фото. Instagram мотивировал нас жить так, чтобы было что выложить на свою страницу.
Идеальные люди…
В доинстаграмную эпоху таких подтянутых и белозубых людей, которые едят на завтрак модный авокадо, а после успевают забежать в спортзал до работы, нам показывали в рекламе, например дезодорантов. Идеальные дружные семьи жили в рекламе йогурта. Теперь они были везде — тысячи пользователей приукрашивали себя и свой быт с помощью фильтров и продумывали отдых и путешествия, чтобы фото получились интересными. "Instagram заставлял людей делать свою жизнь достойной публикации", — рассказывает IT-журналист Сара Фрайер в своей книге "Без фильтров. Инсайдерская история Instagram". Но скоро люди начали уставать от этого дивного мира.
...и неидеальные люди. История Stories
В 2015 году популярность набирал Snapchat со своими историями, куда пользователи размещали неформальные видео, снятые здесь и сейчас, которые исчезали через 24 часа. Snapchat внедрил истории в 2013 году, они очень понравились людям. Блогеры стали разделять контент — в Instagram они выкладывали фото идеальных завтраков, а в Snapchat — недоеденные бутерброды, то есть показывали реальную жизнь.
Команда, которая делала Instagram, предложила основателю Кевину Систрому скопировать истории конкурента. Но Систром категорично отверг идею. Он не верил в то, что такой контент приживется на площадке, где пользователи привыкли придумывать мир. В книге Сары Фрайер повествуется о том, как Систром препятствовал появлению Stories. "Instagram — не для недоеденных бутербродов", "У нас никогда не будет историй. Они не соответствуют тому, чем люди делятся здесь", — говорил он.
Но вскоре Систром понял, что обойтись без изменений не получится. В феврале 2016 года он наблюдал за тем, какие посты в Instagram пишут звезды, присутствовавшие на премии "Оскар", — там они выкладывали глянцевые картинки, а за неформальным контентом отправляли подписчиков в Snapchat. Такая же ситуация повторилась на "Золотом глобусе". Летом 2016 года в Instagram появились Stories. Систром тогда сказал своей PR-команде, что хочет признать, что идею Stories позаимствовал у Snapchat. Эта откровенность была прецедентом. Обычно соцсети Цукерберга не признавали публично, что копировали какие-то фичи.
Stories, как утверждают создатели Snapchat, не единственный формат, который у них скопировал Instagram. Команда ведет досье ("проект Волдеморт"), где фиксирует, какие функции, придуманные их командой, позаимствовала соцсеть). Их негодование понятно, но тот факт, что они придумали первыми, к сожалению, не спас их от проигрыша. Впрочем, нельзя сказать, что Snapchat в забвении: пользователей становится больше и в 2020 году.
"Появление Stories, а после собственной платформы IGTV в 2018 году поменяло видеорекламу — теперь снимали вертикальные ролики, которые всерьез раньше не воспринимали. Но в итоге бренды стали делать контент, который удобно смотреть со смартфона", — говорит Татьяна Тюрина, исполнительный директор рекламного юнита агентства MST.
Даже совсем неидеальные люди
"Примерно два-три года назад в Instagram просочился тренд ugly creative: флешмобы из старых "непричесанных" фото, хештег #безфильтров, текст на картинке. В этом есть маркетинговый смысл: когда пользователь листает ленту из однотипных красивых картинок, его взгляд зацепится за вычурно некрасивое фото или скриншот текста в Word. В Instagram, как и в других соцсетях, стал развиваться пользовательский контент: живое, не постановочное, натуральное фото с продуктом, которое вызывает доверие других пользователей", — говорит Илья Калимулин, креативный директор агентства TRIKO.
"В личку написала": торговля в Instagram
"В 2013 году в Instagram появились личные сообщения. Так началась коммерческая эпоха соцсети. В директе можно было уточнить цену, спросить про свойства продукта. То есть продажи в Instagram начались еще до появления ссылок и таплинков, до возникновения интеграции аккаунта как товарного каталога в маркетплейсы. В 2019 году процесс торговли увенчался появлением функции Checkout для онлайн-покупок", — продолжает Илья Калимулин.
Больше половины (55%) малых и средних предприятий в Великобритании увеличили продажи благодаря рекламе в Instagram. Во время пандемии коронавируса, подтолкнувшей рост электронной коммерции, он помог выстоять малому бизнесу, который был вынужден закрыть офлайн-точки, но уже освоился на площадке.
Теперь без лайков
Instagram начал скрывать лайки под постами, чтобы побудить людей создавать больше контента, не сравнивая себя по популярности с другими. Сейчас это нововведение появилось в нескольких странах (в том числе и у некоторых пользователей в России после обновления приложения). Подписчики не видят число лайков, их видит только владелец страницы.
Соцсети с их завлекательной механикой — лайками, уведомлениями, которые отвлекают нас от дел, — давно обвиняют в том, что они ухудшают психическое здоровье. Instagram — самая вредная соцсеть, по выводам Королевского общества здравоохранения Великобритании. Ученые опросили 1,5 тыс. пользователей в возрасте от 14 до 24 лет, чтобы выяснить, как соцсети влияют на них. Сравнивали влияние Instagram, Facebook, Snapchat, YouTube и Twitter. Выяснилось, что Instagram больше других соцсетей вредит психике активных пользователей. Фотографии блогеров, которые показывают, как интересно они живут, вызывают у подростков и молодых людей тревогу, проблемы со сном, недовольство своей внешностью. Убрать счетчик лайков, чтобы другие не могли оценивать, насколько вы популярны, возможно, неплохое решение. Но оно не решает проблему полностью. Ведь красивые фото никуда не исчезнут, а пользователи все равно будут проверять лайки и подмечать, как много людей смотрит их Stories.
Анастасия Степанова