Россия входит в ТОП-3 стран в мире по уровню проникновения финтех-услуг. По данным SimilarWeb за февраль 2022 года, Банки.ру стал самым посещаемым финансовым маркетплейсом в России - более 16 млн посещений в месяц.
В 2022 году компания открыла горячую линию для ответов на самые популярные вопросы россиян в сфере финансов. Об основных трендах индустрии и потребностях пользователей мы поговорили с генеральным директором Банки.ру Динарой Юнусовой.
— В условиях новых экономических реалий многие столкнулись со сложными финансовыми вопросами. Как Банки.ру помогает своим пользователям сегодня?
— Банки.ру, имея 17-летнюю экспертизу в вопросах финансов, не может оставаться в стороне во время турбулентности на рынке. Мы должны и будем стараться помочь всем нашим пользователям найти ответы на актуальные финансовые вопросы. У нас есть ресурсы для этой задачи: эксперты, готовые дать профессиональный совет, качественные технологичные сервисы, которые помогают найти и оформить нужный финансовый продукт и получить обратную связь о продукте или компании от других клиентов.
Сегодня эксперты Банки.ру оказывают всестороннюю информационную поддержку пользователям: делятся актуальными новостями рынка из подтвержденных источников на сайте и в телеграм-канале, дают советы и отвечают в онлайн-формате на финансовые вопросы на специальной горячей линии.
В рамках этого проекта любой желающий может спросить о том, что его сейчас волнует в теме финансов и получить ответ экспертов Банки.ру. Обозначить темы, которые интересны, описать ситуацию, в которой сложно разобраться без аналитического взгляда. В команде проекта - наши специалисты по экономике и рынкам, а также по различным банковским продуктам. Они дают ответ в короткие сроки, а самые популярные вопросы публикуются ежедневно в новостной ленте Банки.ру.
Мы понимаем, что в некоторых вопросах для пользователей очень важна приватность и возможность задать вопросы непублично. Поэтому при публикации вопроса предусмотрена опция "скрыть информацию", которая не должна быть доступна другим пользователям. Кроме того, эксперт может ответить пользователю на его вопрос в личном сообщении, то есть переписка будет полностью конфиденциальна.
Кроме того, каждый день авторы Банки.ру создают более ста материалов, которые помогают разобраться в том, какие изменения ждут финансовый рынок, ознакомиться с мнениями и прогнозами независимых российских экспертов.
— Какие советы вы дали бы нашим читателям? Что делать с деньгами, как управлять личными финансами в кризисной ситуации?
— Во-первых, постарайтесь сохранять спокойствие и позаботьтесь о близких. Сейчас важно абстрагироваться от информационного шума и не поддаваться панике. Все финансовые решения нужно принимать взвешенно. Фильтруйте источники информации: выбирайте проверенных экспертов, доверяйте тем, кто разбирается в вопросе, на который вы ищете ответ.
Во-вторых, проанализируйте семейный бюджет и ваши долговые обязательства. Компании во время кризиса в первую очередь выявляют необязательные расходы и сокращают их. Советую проанализировать семейный бюджет по тому же принципу. Это позволит высвободить денежные средства, которые могут пригодиться в случае, если экономика стабилизируется нескоро. Если у вас есть кредит, то изучите возможности получения кредитных каникул по нему. При этом вам стоит понять, что будет выгоднее именно для вас: воспользоваться этой паузой или продолжать выплаты.
В-третьих, формируйте финансовую подушку безопасности. Если ее еще нет, то важно создать хотя бы минимальный запас денег. Он вам нужен на случай всех непредвиденных ситуаций и затяжного кризиса. В этой заначке обязательно учтите расходы по вашим регулярным платежам (аренда квартиры, аренда авто, оплата лечения и т. п.).
— Как бы вы посоветовали хранить сбережения?
— Нужна диверсификация. Часть сбережений лучше иметь в наличных (в размере трехмесячного бюджета семьи на обязательные расходы). Вторую часть - на счете. Банк России делает все возможное, чтобы обеспечить и поддержать полноценную работу банковской системы внутри страны, включая электронные платежи и переводы в ситуации отключения от SWIFT. И если у вас есть свободные средства, которые вам не понадобятся в ближайшие три месяца, то стоить часть сбережений положить на вклад.
Тем более банки сейчас запускают вклады с высокими ставками - свыше 20%.
— Если есть валюта, что с ней сейчас лучше делать?
— Есть несколько вариантов. Если вы располагаете наличными, то они могут стать вашей финансовой страховкой на случай резкого изменения курса рубля.
Если валютные накопления лежат на счете, то в первую очередь нужно выяснить, попал ли банк под санкции. Спешить снимать средства не стоит, даже если ваш банк не подсанкционный, так как выдача сумм в валюте, по предписанию Центробанка, ограничена и банки могут вам предложить выдать часть ваших сбережений в рублях. Снимать эти деньги и переводить их в рубли стоит, только если у вас возникли экстренные расходы, например экстренная или плановая платная операция.
Если у вас есть валюта и есть кредиты по высокой ставке, возможно, хорошей стратегией будет продать валюту или ее часть, и закрыть кредит. Это сократит ваши регулярные обязательные расходы.
— В конце 2021 года агентство "Tiburon Research" признало Банки.ру самым большим финансовым супермаркетом в России. Выручка выросла более чем на 90% и достигла около 4 млрд руб. Что позволило добиться таких результатов?
— В первую очередь нам удалось кардинально изменить бизнес-модель и стать многофункциональной финтех-платформой. Это был непростой и длинный путь трансформации, когда мы фактически перестроили весь бизнес из информационного портала и медиа-площадки в платформу онлайн-сервисов.
Что сейчас дает возможность для существенного роста? Платформа Банки.ру позволяет пользователям подбирать и оформлять финансовые продукты по заданным индивидуальным параметрам. Из сотен вариантов человек может выбрать то, что ему подходит, и прямо с сайта или из мобильного приложения отправить заявку в банк, страховую компанию, финансовую, инвестиционную компанию.
Фактически площадка Банки.ру растет за счет того, что одновременно отвечает запросам и пользователей, и финансовых бизнесов. Пользователь может найти не только подходящее предложение, но и оформить заявку прямо на нашей платформе. Это ускоряет получение финансового продукта. А финансовые игроки находят через Банки.ру качественную и заинтересованную онлайн-аудиторию. Из-за пандемии цифровая трансформация в очередной раз ускорилась, паттерны поведения пользователей изменились, поэтому финансовым организациям нужно все активнее обслуживать клиентов онлайн, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе. Фактически Банки.ру - это новое место встречи спроса и предложения на рынке финтех-сервисов.
Мы работаем в тренде цифровизации и перевода личных финансов в онлайн и строим финансовую экосистему, направленную на максимальное количество взаимодействий с пользователем в течение его финансово активной жизни. Сегодня человек ищет ипотечный кредит, завтра - рефинансирование. Если он купил машину, нужно страхование. С возрастом появляются другие финансовые цели, например, не только личные, но и семейные, растет благосостояние и ответственность за распоряжение личными финансами. Мы хотим решить как можно больше его финансовых задач через свою экосистему. Нам важно понимать, что нужно пользователю, и расти вместе с ним.
— В чем особенность платформы Банки.ру?
— У нас 17-летняя экспертиза и, как следствие, во-первых, качественные и технологичные сервисы, которые помогают людям принимать правильные финансовые решения. Мы представляем более 20 продуктовых категорий, при этом человеку не нужно искать свою звезду в ворохе предложений, не нужно звонить в разные банки или страховые компании, заполнять множество анкет. Исходя из введенных один раз параметров, мы выдаем персонализированные результаты, и человек сам выбирает, что больше нравится. Вероятность получить нужный продукт при таких условиях увеличивается в разы.
Во-вторых, у нас огромная лояльная аудитория. По данным SimilarWeb за февраль 2022 года, мы номер один по трафику среди финансовых маркетплейсов в России. Ежемесячный трафик Банки.ру составил более 16 млн посещений (по данным SimilarWeb за февраль 2022 года). Лояльность и уровень сервиса дают ежемесячно около 700 тысяч заявок на финансовые продукты. Такая конверсия плюс возвращения на платформу за следующими продуктами и позволяют нам расти так, как мы выросли: почти удвоить выручку в 2021 году.
Повторить такую же модель быстро просто невозможно. Это и ценят партнеры. Именно качественные сервисы в совокупности с самой высокой посещаемостью являются ключевым ядром нашей долгосрочной стратегии.
Россияне привыкли к качественным сервисам (и государственным, и коммерческим), для нас это зона перспектив и роста. При этом, естественно, мы не запрашиваем лишние данные, не просим перезаполнять их много раз, надежно храним только необходимые в личном кабинете, отправляем их только ограниченному числу партнеров, когда разрешает сам пользователь. Мы являемся оператором персональных данных, процедуры защиты данных соответствуют самым высоким рыночным стандартам и требованиям российского законодательства, которым мы неукоснительно следуем, чтобы быть надежным партнером для наших клиентов.
— Как бы вы описали основную аудиторию сервиса?
— Я предложу начать с российского рынка, потому что он огромный, уникальный и сочетает хорошие предпосылки для наращивания аудитории финтех-платформ: у нас высокий уровень проникновения интернета при большом населении – 124 млн пользователей в стране (на январь 2021 года, Digital 2021: Global Overview Report — DataReportal – Global Digital Insights).
Если смотреть на данные Банка России за 2020 год, 94% взрослого населения пользуется услугами банков. У 87% есть опыт использования финансовых сервисов удаленно. То есть у нас очень адаптированное к цифровизации население, и оно активно пробует решать свои финансовые вопросы онлайн. Мы растем на том, что удовлетворяем первый интерес и даем сервис, к которому хочется возвращаться.
Ядро нашей аудитории - россияне от 25 до 45 лет: молодые, продвинутые, платежеспособные люди, которые ценят свое время, при этом дорожат возможностью выбирать из множества вариантов лучшее. Раньше казалось, что людям важно долго сидеть за компьютером и изучать финансовые продукты, но сейчас спрос переходит в мобильные приложения. В 2021 году мы запустили мобильное предложение Банки.ру, где доступны мобильные версии наших сервисов и можно отслеживать статус по заявкам через push-уведомления. В первый год работы через App Store, Google Play и App Gallery приложение скачали более миллиона раз. В течение 2021 года мобильное приложение находилось в топ-30 в категории "Финансы" как в Apple App Store, так и в Google Play.
— Как ваша площадка помогает партнерам находить нужную аудиторию?
— Среди партнеров Банки.ру более 300 финансовых организаций. Для пользователя мы должны беспристрастно относиться ко всем продуктам, чтобы он был уверен, что мы не аффилированы ни с одной компанией. Для партнера мы понимаем, какая аудитория ему нужна, как выделить ее из всей аудитории нашего маркетплейса и обеспечивать ее лояльность. Мы отвечаем за подбор релевантных предложений на основе кредитного скоринга и технологий, построенных на искусственном интеллекте. Мы стараемся соединять партнеров с нужными им клиентами. Когда партнер находит клиента через нас, мы получаем комиссию, при этом партнеры так высоко оценивают качество спроса, который мы им даем, что платят нам и за повторные обращения наших пользователей, даже если работают с ними уже напрямую. Мы считаем это показателем очень тесного и доверительного сотрудничества, с долгосрочными совместными планами.
— К 2022 году Банки.ру усовершенствовал свою бизнес-модель и стал многофункциональной финтех-платформой. Какие сервисы на ней сейчас особенно популярны?
— Мы очень быстро растем по многим вертикалям одновременно. В 2021 году мы получили рекордное количество заявок на карты за всю историю нашего маркетплейса – вдвое больше, чем в 2020 году, а число оформленных полисов ОСАГО выросло в четыре раза. У сервисов инвестиций и сбережений, которые помогают выбирать инструменты для управления личными финансами, оказалось 29 млн посетителей за год.
Еще один из лидеров - уникальный "Мастер подбора кредитов". Заполнив одну заявку, клиент получает персональную подборку кредитов на любые цели. Мы показываем, какие банки готовы оформить кредит, какие не готовы, рассчитываем вероятность получения. Клиент может не только посмотреть статус заявки, но и оформить продукт онлайн, узнать свой кредитный рейтинг. Все процессы выстроены с использованием нашей собственной разработки на базе технологий искусственного интеллекта. За 2021 год пользователи отправили через Банки.ру более 3 млн заявок на потребительские кредиты и 2,5 млн заявок на микрозаймы на рассмотрение нашим финансовым партнерам.
Ипотечный рынок тоже хорошо рос в 2021 году, в том числе за счет госпрограмм. Всего ипотечный раздел нашего сервиса посетили 12 млн человек, заявок на ипотеку было оформлено на 55% больше, чем в 2020. Из них 35% были поданы через персонализированный сервис подбора ипотечных предложений.
Для нас ипотечные продукты интересны в том числе своей долгосрочностью. Сначала пользователь через нас может выбрать ипотеку, а с течением времени и оптимизировать ее условия. В 2021 году 20% пользователей использовали Банки.ру, чтобы рефинансировать действующие ипотечные кредиты. В дополнение мы развиваем ипотечное страхование: запустили новый калькулятор, который позволяет рассчитывать стоимость страхования не только купленного жилья, но и жизни, здоровья заемщика.
Наша история начиналась с "Народного рейтинга", где реальные пользователи делятся личным опытом и оставляют отзывы о банках и других финансовых организациях. Количество отзывов по-прежнему растет: за 2021 год оно увеличилось на 20% по сравнению с показателем годом раньше. Всего в рейтинге уже более миллиона реальных отзывов. Наши партнеры - финансовые институты ориентируются на "Народный рейтинг", чтобы улучшать свои продукты и обслуживание. Сейчас список "Народных рейтингов" Банки.ру состоит из трех сервисов: "Народный рейтинг банков", "Народный рейтинг страховых компаний" и "Народный рейтинг инвестиционных компаний".