Онлайн-конференция

Гендиректор "Интерроса": "Наш культурный код — выстраивание отношений с командами"

Генеральный директор компании "Интеррос" Сергей Батехин рассказал в интервью ТАСС об основных направлениях деятельности экосистемы "Интерроса", о преимуществах такой структуры бизнеса, философии холдинга и планах по развитию проектов на Дальнем Востоке
Редакция сайта ТАСС
24 сентября, 12:43

— В 2025 году группе "Интеррос" исполняется 35 лет. Бизнес начинался как банковский, а теперь он вырос в многопрофильный холдинг и целую экосистему. Какие ключевые направления бизнеса можно выделить сегодня?

— Действительно, нам в этом году исполняется 35 лет. Не много есть компаний, и особенно частных, которые могут в нашей стране похвастаться таким юбилеем. Мы существуем с 1990 года, когда наш основатель Владимир Потанин создал компанию "Интеррос". Тогда она занималась внешнеторговой деятельностью и способствовала развитию внешнеэкономических связей, началу становления рыночной экономики в нашей стране.

Раньше мы выступали как инвестиционная компания и ориентировались на определенные финансовые показатели. Мы смотрели на те проекты, в которые хотим вкладываться. Сегодня мы строим именно экосистему, поэтому мы инвестируем в те компании, которые могут друг с другом взаимодействовать, где есть синергия и возможности кооперации.

За эти годы компания, конечно, сильно изменилась. Исторически мы строили себя как многопрофильную, вкладывали средства в разные активы. Сейчас мы осознаем себя как бизнес-экосистема. Мы уделяем особое внимание развитию горнорудной промышленности, туризма, финансовых и IT-технологий.

В горнорудной промышленности у нас два основных актива — это "Норильский никель" и Быстринский горно-обогатительный комбинат (ГОК). Это гринфилд-проект (особый тип инвестиционного проекта, который строится с нуля — прим. ТАСС) в Читинской области, куда мы вложили несколько сотен миллионов долларов. Сегодня он вышел на свою проектную мощность, благодаря активу мы получаем более 12 миллионов тонн руды в год, а его EBITDA составляет порядка 1 миллиарда долларов в год. В этом проекте участвуют наши китайские партнеры, с которыми мы сотрудничаем уже давно. Поэтому сейчас, когда геополитическая ситуация показывает, что количество проектов между Россией и Азией будет увеличиваться, у нас как у группы уже есть многолетний опыт сотрудничества с китайскими компаниями на примере российского читинского актива, где китайские инвесторы сейчас работают вместе с нами и очень счастливы, что в такой актив вошли.

На туристическом направлении наша визитная карточка — это курорт "Роза Хутор". Этот проект мы построили к Олимпиаде 2014 года в Сочи. Сейчас наша основная задача — расширение курорта. Когда его проектировали, то рассчитывали на 12–13 тысяч катающихся лыжников в день, но сейчас в сезон их количество превышает 15 тысяч.

Мы понимаем, что курорт нужно расширять, спрос большой, внутренний туризм растет. Сейчас планируем построить вторую очередь курорта "Роза Хутор" — "Турьев Хутор". Планируем, что после запуска второй очереди "Розы Хутор" сможем увеличить число туристов в год с 2 до 3 миллионов человек.

Третье направление новое для нас. Пять лет назад Владимир Олегович Потанин принял решение, что нам нужно развиваться не только в традиционных сферах, но и инвестировать в IT, искусственный интеллект. Основные наши технологические активы — это группа "Т-Технологии", в которую входит универсальный системно-значимый Т-Банк. Это "Точка" — онлайн-банк для предпринимателей с собственной экосистемой сервисов. Это "Рексофт" — один из отечественных лидеров в разработке ПО. Не так давно мы совместно с "Т-Технологиями" инвестировали в "Яндекс". Там у нас не очень большой пакет, но тут вопрос не в размере пакета, а в той идеологии, которую мы как "Интеррос" пытаемся проводить. Вот это мы называем экосистемой.

— Почему современный бизнес идет по пути развития не отдельных компаний, а экосистем? Каким вызовам времени отвечает этот тренд?

— Сегодня многие представители бизнеса на мировом рынке заинтересованы в создании экосистемы. И это не про интерес к трендам, а про стратегическую философию компании. Все направления для инвестиций в "Интерросе" имеют синергию друг с другом. Мы пытаемся создать условия для того, чтобы команды, куда мы инвестировали деньги, начали доверять друг другу и взаимодействовать. Философия "Интерроса" состоит в том, что у нас нигде нет контрольного пакета, а у партнеров проектов тоже есть доли в бизнесах. А еще мы очень маленькая компания, в "Интерросе" работает всего 120 человек. Наша команда не управляет всей этой "империей", а лишь мониторит бизнесы. Наш культурный код — это выстраивание отношений с теми командами, куда мы инвестируем. Хочу отметить, что мы никогда не инвестируем в команду, если компания этого не хочет. "Интеррос" — это все-таки большая акула, не всегда людям комфортно общаться с большим бизнесом.

В рамках управления бизнесами мы выполняем больше роль фасилитатора (помогает достигать цели, принимать решения и структурирует работу компании), гаранта для различных активов. Мы им гарантируем, что договоренности сторон не будут нарушаться и команды сохранят самостоятельность. Вот эта роль, которую мы для себя выбрали, позволяет нам искать синергии между компаниями, куда мы инвестируем, и за счет этого расти.

За эти годы мы стали культурно другой компанией, и сейчас наши инвестиции, не связанные с горнорудной деятельностью, составляют больше половины инвестиций компании. Мы сильно верим в инновационные технологии, активно их развиваем. Одно из направлений, куда "Интеррос" сейчас инвестирует свои силы и ресурсы, — это развитие проектов в области искусственного интеллекта. И тут надо отметить, что в экосистеме "Интерроса" есть компании "Т-Технологии" и "Яндекс". Они входят в число национальных лидеров в области ИИ.

— Какие преимущества от создания такой экосистемы вы видите для клиентов, заказчиков, контрагентов?

— "Интеррос" — это бизнес-структура. То есть мы про то, чтобы зарабатывать прибыль. Как говорит наш учредитель Владимир Потанин, деньги — это строительный материал. Когда зарабатываешь деньги, у тебя появляется строительный материал и ты можешь расти дальше. В этом наша философия, мы зарабатываем где-то, инвестируем средства в новые направления — это важно для того, чтобы бизнес развивался, поэтому синергия дает две простые вещи. Первая вещь — это оптимизация финансовых затрат. Вторая вещь — это экономия времени команд. Например, если в Т-Банке уже существуют развитые успешные технологии для предпринимателей и крупного бизнеса, их можно и нужно переиспользовать под задачи банка "Точка" — и такие проекты Т-Банка и "Точки" уже существуют, где оба игрока получают ценность от синергий.

Экосистемы бывают разные. У нас, например, каждое юридическое лицо или каждая компания самостоятельные, нет единой платформы для всех. У нас у всех свои платформенные решения, но мы их интегрируем. Если вы начинаете работать с банком "Точка", то можете в том числе получать услуги кого-то из партнеров по нашей экосистеме. Это может быть сервис Т-Банка, например, или предприятия другой компании. Помогая интеграции решений и платформ, мы уделяем большое внимание балансу интересов компаний-участников экосистемы и реализации этого баланса, например, в вопросах безопасности и конфиденциальности данных.

— Какой путь расширения экосистемы видится вам оптимальным: приобретение уже готовых бизнесов, которые успешно функционировали и "приходят" в холдинг со своими наработками и клиентами, или выращивание бизнеса самостоятельно?

— Оба варианта. Для инвестиций нужно, чтобы бизнес уже развился до определенного уровня. Но при этом мы смотрим и на стартапы. Например, наш фонд "Восход" инвестирует в венчурные компании. Он нашел стартап, который разработал искусственную кожу для заживления ран и лечения ожогов. Если проект пойдет, то мы уже как "Интеррос" будем выводить его на новый этап развития. У фонда есть и другие направления работы, среди них проект фудтех-стартап из Краснодара. Компания делает готовые блюда и замораживает их по собственной технологии, а созданная ими печь позволяет готовить блюда быстро и без участия поваров. Также фонд инвестирует в разработчика БПЛА, который специализируется на беспилотниках для мониторинга и логистики. Все эти проекты перспективны, но пока нужно, чтобы еще и рынок вырос.

Чтобы экосистема была устойчивая, нужно использовать сочетание этих подходов. А еще нужно думать о будущем. Например, мы активно инвестируем в образование. В частности, сейчас мы уже начали делать совместные программы с Центральным университетом, в котором Владимир Потанин является председателем попечительского совета. Начали делать программы с ДВФУ по подготовке студентов, будем проводить совместные хакатоны, готовить к международным олимпиадам и школьников, и студентов. Все эти подходы "Интерроса" помогают быть конкурентоспособными на рынках. К примеру, команда школьников, которых готовили преподаватели Центрального университета, ВШЭ, МФТИ и специалисты Т-Банка, "Яндекса", Сбера и еще ряда компаний, не так давно завоевала сразу восемь медалей на Международной олимпиаде по искусственному интеллекту, которая проходила летом в Китае. Это лучший результат среди всех участников из более чем 60 стран.

— В "Интерросе" большое внимание уделяется социальным, экологическим, образовательным проектам. Не секрет, что эти направления не всегда приносят заметную прибыль. Почему вы уделяете им такое внимание и какое место в экосистеме "Интерроса" они занимают?

— Знаете, есть такое выражение license to operate. Это лицензия на возможность работы в конкретном месте, мы это для себя так называем. Если ты живешь в какой-то стране, то ты должен облагораживать эту территорию во всех аспектах.

У "Интерроса" нет единых стандартов доходности проектов, есть проекты, где мы вообще ничего не зарабатываем, а есть проекты, где мы зарабатываем большие деньги. В целом это позволяет нам быть гибкими. Например, тот же туристический бизнес низкомаржинален, хотя мы туда инвестируем сотни миллиардов рублей. Но мы делаем это, потому что живем в нашей стране и у нас есть амбиции быть круче других стран. Идея создания курорта "Роза Хутор" возникла до Олимпиады, была цель построить курорт на уровне Куршевеля. А сейчас активно развивается внутренний туризм, и как хорошо, что у нас есть такой курорт. Тот же Т-Банк активно развивает и инвестирует в культуру социальной помощи и благотворительности — долгосрочные проекты поддержки системных и инфраструктурных проектов крупнейших благотворительных фондов страны важны не только для фондов и НКО, они важны и для популяризации культуры благотворительности и поддержки в обществе.

— Давайте вернемся к Дальнему Востоку. Несколько лет назад "Интеррос" объявил о планах создания нового делового центра на острове Русский. Как идет реализация этого проекта? На какой стадии находятся работы и когда их планируется завершить?

— Фактически мы уже начали строительство общественно-делового центра "Петровская сопка". На сегодняшний день получены все разрешения на строительство, разработана проектная документация, залит нулевой уровень.

У нас уже подобраны генподрядчик, технический заказчик, привлекли 150 человек для строительных работ. Мы не смогли найти в регионе достаточного количества профессиональных строителей, поэтому мы со всей России везем сюда людей. Когда мы построим наш деловой центр, я думаю, это будет визитная карточка острова Русский. В 2027 году мы планируем завершить строительство.

Для выбора дизайна проекта мы даже проводили серьезный архитектурный конкурс. По поручению заместителя председателя правительства РФ — полномочного представителя президента РФ в ДФО Юрия Трутнева нужно построить красивые, современные, экологичные здания. И у нас будет соответствие этим стандартам.

Со строительством бизнес-центра есть важный момент: мы не просто бизнес-центр строим, а целую среду обитания. Мы хотим, чтобы здесь был создан общественно-деловой центр, где людям будет комфортно. Там должны быть айтишники, должны быть специальные помещения, где можно проводить время, общаться. Стремимся сделать такую культуру, чтобы людям, когда они сюда приходили, было комфортно, интересно.

Кстати, когда мы вели подготовительные работы, то обнаружили, что на площадке растут калопанаксы. Это редкое реликтовое растение, которое внесено в Красную книгу. Они распространены в Китае и в восточной части Приморья. По-другому его еще называют "белый орех". Мы приняли решение их аккуратно выкопать и пересадить в дендрарий имени Комарова. Пока они будут расти там, а после окончания строительства центра мы вернем растения и посадим аллею из них около "Петровской сопки".

Я к тому, что есть требования законодательства, нормы, которым должны соответствовать, а есть еще такие штучки, которые нам нравятся и ценны для нас. Мы это называем эстетикой "Интерроса".

— А вы планируете там открывать офис?

— Да, обязательно. Там будет и у нас офис, и у "Т-Технологий". Одна из наших целей — стать крупным работодателем на Дальнем Востоке.

— Можно ли сказать, что ваша философия, подходы, которые вы используете в "Интерросе", помогают привлекать сотрудников?

— Да, конечно, это целая культура. И мы пытаемся с нашими партнерами на одном языке разговаривать. Если мы понимаем, что тот или иной бизнес не разделяет нашу философию, мы не инвестируем в такие проекты. Такие случаи тоже бывают, не будем о них говорить. То есть если мы понимаем, что даже при хорошей экономике у нас взгляды расходятся, все равно это тупик. Мы придем к тому, что начнем тратить время на выяснение отношений. Люди будут инвестировать в одно, мы будем инвестировать в другое. Так не работает.

— В 2024 году было объявлено о планах "Интерроса" по строительству туристического кластера "Три вулкана" на Камчатке. У вас уже есть опыт реализации масштабных туристско-рекреационных проектов, например "Роза Хутор". Чем проект на Камчатке будет отличаться от него?

— Да, мы выступаем якорным соинвестором. Уникальность этого проекта в том, что мы строим и горнолыжный, и бальнеологический курорт. "Три вулкана", как и "Роза Хутор", тоже будет круглогодичным курортом. Кроме горнолыжных красот и троп — того, что у нас есть в Сочи, — появятся вулканы, характеризующие Камчатку.

— Можно будет купаться в горячих источниках?

— Да, можно будет купаться, лечиться, будет спортивно-оздоровительный курорт. Нас в этот проект пригласили в качестве инвесторов, учитывая опыт, который у нас есть за счет реализации проекта "Роза Хутор".

— Совсем недавно на Камчатке произошло землетрясение — регион считается сейсмически опасным. Как вы учитываете это при строительстве кластера? Какие современные инновационные технологии применяете?

— Да, Камчатка — сейсмоопасный регион, но когда мы готовили проект, то делали проектную документацию с учетом его особенностей. Дальневосточный институт сейсмологии делал нам экспертное заключение о том, что наш проект будет соответствовать всем таким требованиям. Кстати, недавнее землетрясение не нарушило ход строительства всесезонного туристического кластера, потому что изначально начали строить с учетом сейсмических особенностей региона.

— На вашем стенде на ВЭФ были представлены шахматы. Почему? Это тоже часть философии "Интерроса"?

Группа "Интеррос" и входящие в нее компании — "Норникель" и "Т-Технологии" — спонсируют российский спорт, в частности хоккей. Наша роль в развитии этого вида спорта в стране является одной из наиболее значимых. ​Мы являемся учредителями Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) — первой в России по-настоящему коммерческой спортивной лиги. Совместно с организаторами мы ставили перед собой амбициозную задачу: сделать хоккей не просто спортом, а масштабным и зрелищным шоу, интересным для зрителей.

Благодаря этой работе КХЛ стала успешным проектом, в том числе с коммерческой точки зрения. По уровню посещаемости и телевизионного интереса в России финальные серии Кубка Гагарина уверенно конкурируют с финалами многих других престижных спортивных лиг, демонстрируя огромную популярность хоккея в стране.

В свою очередь, "Норникель" является многолетним партнером Федерации хоккея России, где, помимо поддержки нашей сборной, реализует совместно с Федерацией национальную программу подготовки хоккеистов "Красная машина", а также поддерживает самое масштабное в России движение любительского хоккея — Ночную хоккейную лигу.

То же касается и баскетбола: уже более четверти века "Норникель" является владельцем и спонсором ПБК ЦСКА и совместно выстраивает работу по популяризации этого вида спорта и созданию среды для массовых занятий баскетболом.

Шахматы у "Интерроса" — одно из любимых спортивных состязаний. Во-первых, у Владимира Олеговича первый разряд по шахматам, он даже с Яном Непомнящим играл. Мы шахматы любим, поддерживаем наших игроков, шахматы нам близки.

В нашей гостиной на форуме мы их поставили, потому что в этом кроется одна метафора. С одной стороны, на нашем стенде представлены сверхтехнологичные разработки, например нейроинтерфейсы, которыми занимаемся, нейроимпланты, которые позволяют глухим слышать, слепым видеть, дроны и прочие вещи. Мы очень смело смотрим в высокотехнологичное будущее, не боимся его, где-то идем на риск. Но при этом мы соблюдаем правила и опираемся на академические знания, подходим ко всему интеллектуально, и это тоже часть нашей философии. Можно экспериментировать, если ты делаешь это не из-за того, что ты дерзкий, а потому, что у тебя хороший бэкграунд и ты много знаешь. Поэтому мы идем вперед, но шаг за шагом. Там на шахматах так и написано: "Экосистема „Интеррос“ — сильные ходы".