Перспективы и проблемы внедрения цифрового рубля в России
Даниил Наметкин — о характеристиках проекта новой виртуальной валюты
Концепцию цифрового рубля еще в 2020 году Банк России опубликовал в консультационном докладе о роли, возможностях применения и модели функционирования новой цифровой валюты на территории Российской Федерации. Из документа следует, что эта цифровая валюта будет эмитироваться самим ЦБ и будет являться дополнительной формой российской национальной валюты, а также будет сочетать в себе свойства наличных и безналичных денег.
Цифровой рубль станет доступен гражданам, бизнесу, участникам финансового рынка и субъектам государственного сектора. Кроме того, Центробанк подчеркивает, что цифровой рубль будет выполнять три основные функции денег: средство платежа, мера стоимости и средство сбережения. Все три формы российского рубля будут абсолютно равноценными.
Преимущества нового средства платежа
Среди преимуществ цифрового рубля российский регулятор отмечает скорость обработки транзакций, простоту и безопасность выполнения платежей. В условиях активного развития цифровой оплаты равный доступ к цифровому рублю для всех экономических агентов приведет к снижению стоимости самих платежных услуг, денежных переводов и к росту конкуренции среди финансовых организаций. При этом последнее выступит в роли стимула для инновационного развития в сегменте цифровой экономики. Более того, уменьшение зависимости пользователей от отдельных провайдеров платежных услуг повысит устойчивость финансовой системы страны.
В числе других преимуществ внедрения цифрового рубля выделяется повышение прозрачности расчетов, постепенный уход контрагентов от оплаты наличными средствами и сокращение различных теневых схем в ряде сфер экономической деятельности. По мнению представителей компании Digital Partners Consulting, к примеру, это позволит проследить путь каждого цифрового рубля, выплаченного из бюджетной системы в рамках государственных контрактов.
Потенциальные препятствия
Тем не менее некоторые участники рынка отмечают, что существенного запроса на внедрение цифровой валюты со стороны граждан пока нет. Например, представители компаний S7 TechLab сомневаются в расширении спроса на цифровой актив со стороны населения, что может потребовать задействования различных стимулирующих мер, в том числе административных. В Райффайзенбанке не исключают, что цифровые рубли способны стать основной формой расчетов, скорее, при оплате государственных и муниципальных услуг, уплате налогов и выплат из бюджета.
Одно из очевидных препятствий для активного внедрения цифрового рубля среди всех субъектов экономики является необходимость развертывания и поддержания необходимой для функционирования операций соответствующей инфраструктуры, которая может потребовать аллокации значительных объемов средств, что потенциально может негативно отразиться на конечной стоимости услуг.
В своем консультационном докладе Банк России отмечал необходимость создания специальной инфраструктуры в целях возможности поддержания офлайн-транзакций с цифровым рублем. Согласно оценкам ВТБ, создание инфраструктуры для виртуального рубля может занять примерно до двух лет, а на введение такой валюты в оборот потребуется по самому благополучному сценарию от двух до четырех лет.
Риски цифрового актива
Некоторые специалисты опасаются, что на рынке может образоваться монополия на проведение различных операций с цифровой валютой со стороны Банка России, поэтому представители кредитных организаций рассчитывают, что у них будет возможность ведения электронных кошельков клиентов.
Пока же текущая концепция предполагает, что цифровой рубль станет эмитироваться и храниться на электронных кошельках в ЦБ, а клиенты получат к нему доступ через свои банки. По словам представителей Ассоциации банков России (АБР), технологические и другие условия участия в обороте цифрового рубля должны быть в равной степени доступными для всех участников банковского рынка, в том числе для небольших региональных банков.
Между тем среди российских банков не наблюдается консенсуса относительно инициативы российского регулятора. Согласно результатам опроса АБР, около 53% банков отмечают необходимость введения цифрового рубля в ближайшей перспективе. В то же время примерно 80% респондентов опасаются сокращения ликвидности из-за перетока части денежной массы в цифровую валюту.
Например, согласно оценкам Сбербанка, кредитные организации могут столкнуться с оттоком в размере 2–4 трлн рублей в цифровой рубль в течение трех лет после его запуска. Этот отток денежных средств с банковских счетов в цифровые кошельки может привести к снижению чистой процентной маржи кредитных организаций ввиду снижения объемов пассивов с низкой стоимостью на балансе банков. В то же время крупнейший банк страны отмечает, что это может стимулировать кредитные организации начать повышать ставки по остаткам на счетах, развивать экосистемы, работать над снижением издержек, повышать эффективность бизнеса и цифровой трансформации.
При этом одной из главных проблем нового проекта, по словам зампредседателя Банка России Алексея Заботкина, является тот факт, что цифровой рубль не рассматривается как средство для сбережений, а является исключительно платежным инструментом. Этот тип валюты должен стать платежным средством с абсолютной мгновенной ликвидностью.
Таким образом, возникает вопрос относительно перспектив цифрового рубля для населения и бизнеса по сравнению с безналичными рублями, переводы которых уже осуществляются в рамках функционирующих платежных систем, например по Системе быстрых платежей (СБП). Более того, текущая концепция цифрового рубля не предусматривает возможность кредитования, что также существенно ограничивает область применения при текущем уровне развития рынка розничного кредитования и кредитных карт.