Создание Соединенными Штатами, Великобританией и Австралией оборонного партнерства, о котором было объявлено на этой неделе, полностью соответствует американскому "развороту" в сторону Индо-Тихоокеанского региона и направлено исключительно против Китая. "Разворот" начался еще при Бараке Обаме, продолжился с некоторыми зигзагами при Дональде Трампе и резко ускорился при Джо Байдене.
Теперь Вашингтон уговорил присоединиться к этому маневру своих давних союзников — Лондон и Канберру. В годы холодной войны они все вместе боролись с Советским Союзом, а сейчас собираются противостоять новому общему сопернику. В том числе для того, чтобы защитить свои интересы в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), превратившемся в один из крупнейших мировых центров экономики и торговли.
Исключение из правил
США, Великобритания и Австралия решили обозначать свое трехстороннее партнерство аббревиатурой AUKUS, образованной из начальных букв в названиях этих стран (Australia, United Kingdom, United States). Не слишком изящный неологизм (даже Байден заметил, что "звучит странно") неизбежно вызывает ассоциации с другими блоками, сформированными в немалом количестве после Второй мировой войны для сдерживания СССР, но теперь уже почти забытыми. Из них осталось только НАТО (практически распавшийся ANZUS, или "Тихоокеанский пакт безопасности", с участием тех же трех стран — не в счет). Новых подобных альянсов давно не возникало, и вот пожалуйста…
В отличие от старых союзов AUKUS не предусматривает взаимных обязательств по обеспечению безопасности, но дает его участникам возможность обмениваться оборонной информацией и технологиями, помогать друг другу в укреплении своих вооруженных сил и повышать их совместимость на театре военных действий. Важнейшая часть договоренности — передача Австралии американских секретов создания атомных подводных лодок, которые будут оснащены ядерными реакторами, но не ядерным оружием.
С помощью этих технологий Австралия планирует построить не менее восьми субмарин, первые из которых войдут в строй в 2036 году. Кроме того, США поставят новейшие крылатые ракеты для ВМС и ВВС этой страны, а также оперативно-тактические ракеты для ее сухопутных сил. Австралия, планирующая израсходовать на закупку этих вооружений десятки миллиардов долларов, таким образом превращается в мощную военную державу с современными военно-морскими силами, способными проводить операции в Мировом океане.
Для Австралии это билет из периферии в центр международной политики. Как сообщила администрация США, секретные технологии создания атомной подводной лодки (АПЛ) будут переданы ей в виде исключения из правил. Ранее такое доверие было оказано лишь Великобритании, да и то 70 лет назад. Кстати, стоит отметить, что лидеры Великобритании, бывшей "владычицы морей", тоже никогда не страдали от отсутствия политических амбиций, претендуя на самые престижные роли в мировых делах.
Впервые после холодной войны
Участники нового пакта заявили, что он "не направлен против какой-либо конкретной страны". В то же время высокопоставленный представитель администрации США, который попросил не упоминать его имени в печати, назвал в качестве одной из целей этой инициативы "сдерживание в регионе Индийского и Тихого океанов". Кого там собираются сдерживать США со своими союзниками, он не уточнил, да это было и не нужно.
Американские эксперты окрестили китайскую политическую, экономическую и военную экспансию по всему миру "войной волков" — по названию популярного китайского кинобоевика Wolf Warrior. Администрация Байдена, считающая, что от Китая исходит главный вызов американским интересам, избрала по отношению к нему курс, предусматривающий одновременное сотрудничество, соперничество и противодействие в различных областях.
В "Промежуточных стратегических ориентирах в области национальной безопасности", подготовленных в марте Белым домом, отмечается, что Китай — это "единственный соперник, который может объединить свою экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь, чтобы воздвигнуть устойчивые препятствия для стабильной и открытой международной системы". Соответственно, по всем этим направлениям — в экономике, дипломатии, военной и технологической сферах — против Китая развернут жесткий прессинг.
Особую обеспокоенность у США вызывает наращивание военного потенциала Китая. По данным Стокгольмского института исследований проблем мира (СИПРИ), за последние 10 лет военные расходы КНР выросли почти в два раза. И хотя в абсолютном выражении эти затраты втрое меньше, чем у Соединенных Штатов, темпы китайского военного строительства, видимо, пугают американцев. Особенно их тревожит расширение военно-морского флота КНР, размеры которого, по сведениям американской разведки, уже превосходят размеры ВМС США.
"Военно-морской флот Китая рассматривается как серьезный вызов способности ВМС США устанавливать и поддерживать военный контроль над морскими просторами в западной части Тихого океана — это первый случай, когда ВМС США сталкиваются с такой проблемой после окончания холодной войны, — отметила в своем недавнем докладе Исследовательская служба Конгресса. — Военно-морской флот Китая является ключевым элементом китайского вызова давнему статусу Соединенных Штатов как ведущей военной державы в западной части Тихого океана".
Конфликт не нужен
Конечно, Соединенные Штаты ни в коей мере не заинтересованы в масштабном военном конфликте с КНР и сделают все для того, чтобы этого не допустить. В только что вышедшей книге известного американского журналиста Боба Вудворда и его коллеги по The Washington Post Роберта Косты рассказывается, как глава Комитета начальников штабов вооруженных сил США генерал Марк Милли в конце прошлого года по собственной инициативе звонил своему китайскому коллеге Ли Цзочэну, чтобы заверить его, что у Соединенных Штатов нет никаких намерений нападать на Китай. Милли пошел на этот шаг, поскольку получил информацию о том, что китайское руководство всерьез опасается, как бы Трамп, досиживавший свои последние дни в Белом доме, не отдал приказ о нанесении удара по КНР.
В то же время известно, что американские военные допускают возможность локальных конфликтов или отдельных военных столкновений с Китаем. И в такой ситуации они, наверное, были бы не против, если бы Великобритания с Австралией оказали им определенную поддержку.
Байден с самого начала говорил, что в своей внешней политике, в том числе в соперничестве с Китаем, США должны делать ставку на союзников и на альянсы. Однако сколотить глобальное антикитайское объединение оказалось делом весьма нелегким. Выяснилось, в частности, что для этого не годится ни ЕС, ни НАТО. Евросоюз не вдохновила перспектива жесткой конфронтации с Китаем, поскольку это не отвечает ни инвестиционному соглашению между ними, ни европейской стратегии в Индо-Тихоокеанском регионе. А что касается НАТО, то этот регион просто не входит в зону его оперативной ответственности.
"Союзники США по-разному смотрят на свои отношения с Китаем и во многих случаях не разделяют мнение Вашингтона о том, как нужно влиять на поведение Китая. Пекин постоянно использует эти внутренние разногласия между союзниками", — отмечают в публикации на сайте Института Брукингса политолог Джеймс Голдгайер и его бывшая коллега, а ныне ответственный сотрудник Пентагона Линдси Форд.
Не по-джентльменски
Создание нового пакта вызвало серьезный конфликт между Австралией и Францией. Договорившись с Вашингтоном о строительстве АПЛ по американским технологиям, Канберра отказалась от контракта с французской корпорацией DCNS на сооружение 12 субмарин. Проект оценивался примерно в $40 млрд. Министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан назвал это "ударом в спину" и заявил, что "союзники себя так не ведут". Это "напоминает времена Трампа", добавил он.
Франция не исключает, что будет добиваться от Австралии компенсации, но пока ограничивается дипломатическими демаршами. Ее посольство в Вашингтоне отменило торжества по случаю 250-летия Чесапикского сражения — решающей битвы времен Войны за независимость США, в котором французский флот одержал победу над британским.
Руководство Евросоюза тоже разочаровано и возмущено. "С нами не консультировались", — сообщил в Брюсселе глава внешнеполитической службы ЕС Жозеп Боррель. По его словам, это показывает, что европейцы должны укреплять "стратегическую автономию" и "способность действовать самостоятельно". Америка им вновь, видимо, кажется ненадежным партнером.
Так или иначе, в сложившейся ситуации США сочли своими естественными союзниками порвавшую с ЕС Великобританию и другого участника Британского содружества — Австралию. Вероятно, был принят во внимание опыт взаимодействия США и Великобритании в НАТО, а также США и Австралии в ANZUS. Хотя последний блок практически развалился после того, как Новая Зеландия в 1984 году запретила заходить в ее территориальные воды кораблям с ядерным оружием на борту. Сейчас она сообщила, что запрет распространяется и на АПЛ, которые планирует построить Австралия.
США хотели бы также видеть в числе союзников по антикитайскому альянсу Японию и Индию, которые наряду с Австралией являются участниками Четырехстороннего диалога по безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 24 сентября Байден собирается принять в Белом доме лидеров этих стран. Кроме того, Вашингтон рассчитывает подтянуть к этим усилиям Филиппины и Вьетнам, которые продолжают территориальные споры с Китаем из-за островов в Южно-Китайском море.
Нетелефонный разговор
Примечательно, что о создании нового пакта было объявлено менее чем через неделю после телефонного разговора Байдена с председателем КНР Си Цзиньпином. Как сообщил представитель американской администрации, президент США не проинформировал своего собеседника об этих планах. В то же время Байден, насколько известно, затронул вопрос о возможности встречи с китайским лидером и, судя по всему, никакого определенного ответа не получил. Это еще не значит, что встреча между ними в ближайшее время не состоится, но договориться о ней теперь будет гораздо сложнее.
Реакция Пекина на трехстороннее партнерство США, Великобритании и Австралии показала, что он обеспокоен перспективой нарушения баланса сил в АТР. "Начало сотрудничества США, Великобритании и Австралии по атомным субмаринам грубо вредит миру и стабильности в регионе, усугубляет гонку вооружений, вредит усилиям в рамках международного режима нераспространения ядерного оружия", — заявил официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь. Он призвал участников пакта отказаться от "устаревшей ментальности эпохи холодной войны" и "узколобых геополитических концепций".
Может показаться, что все это играет на руку России, поскольку конфронтация между другими странами, в том числе соперничающими с ней державами, отвлекает их военные, финансовые и людские ресурсы и создает для них лишние проблемы. Однако такая конфронтация ведет не только к усилению напряженности в столь важном регионе, как АТР, но и к нарушению стратегической стабильности в глобальном масштабе. И здесь возникает вопрос, не придется ли уже самой России предпринимать в связи с этим какие-то шаги.