Санкции и бойкот компаний: пропадет ли электроника из магазинов
Иван Покровский — о доступности электротоваров в РФ в связи с мировыми событиями
Сейчас многие переживают, как санкции западных стран повлияют на доступность потребительской электроники. Не окажемся ли мы без любимых смартфонов? Чтобы ответить, попробуем сначала разобраться, что влияет на доступность продукции, а затем обсудим, о чем действительно стоит переживать в связи с санкциями.
Воздействуют четыре основных фактора: санкционные ограничения зарубежных государственных регуляторов; самоограничения зарубежных компаний, которые отказываются от поставок на российский рынок; проблемы логистики; продолжающийся дефицит компонентов на мировом рынке.
Санкционное влияние
Санкции зарубежных государственных регуляторов ограничивают поставки в Россию не всей электроники, а только той части, что проиндексирована определенными кодами экспортного контроля — кодами ECCN (например, интерфейсные микросхемы и микроконтроллеры, содержащие средства шифрования). На потребительскую электронику, а также продукцию широкого применения эти ограничения не распространяются. Они классифицируются кодом EAR99, к которому также относится широкая номенклатура телекоммуникационного оборудования, промышленной электроники, а также электронных компонентов, если они имеют средний технологический уровень (например, персональные компьютеры, принтеры и телевизоры).
Отмечу, что в законодательстве о санкционных ограничениях и экспортном контроле США нет полного запрета поставок в какую-либо страну. Различается уровень требований и ограничений. Самые жесткие правила введены для Кубы, Ирана, Сирии и Северной Кореи — требование о лицензировании любых поставок. Из этого общего ограничения сделан ряд исключений — например, лицензирования не требуют поставки электронных компонентов в Кубу для замены при ремонте эксплуатируемой техники. Для всех других стран (кроме этих четырех) требования строятся в обратной последовательности — разрешены поставки без лицензирования почти всей номенклатуры компонентов, кроме тех, что проиндексированы кодами ECCN. При этом для каждой страны свои требования, какие ECCN можно поставлять без лицензии, а какие нельзя. Ограничения вводятся прежде всего для компонентов с предельными функциональными характеристиками и для компонентов высокой стойкости к радиации, механическим и тепловым нагрузкам.
Россия — особый случай в этом регулировании. В нашу страну, как в большинство регионов мира, можно поставлять без лицензии конечную продукцию и компоненты общего применения, т.е. все, что не классифицировано специальными кодами ECCN и относится по остаточному принципу к сборному коду EAR99. Но на Крым распространяются ограничения, как для стран, находящихся под эмбарго, туда нельзя поставлять без лицензии даже продукцию EAR99. Кроме того, требования обязательного лицензирования поставок любой продукции распространяются на некоторые сектора российской экономики, в частности на глубоководную добычу нефти и газа. Таким образом, для большинства российских заказчиков действуют правила как для большинства стран мира, а для Крыма и глубоководной добычи нефти — правила как для Кубы, Сирии, Ирана и Северной Кореи. Кроме этого, постоянно расширяется список российских юридических и физических лиц, поставки которым требуют обязательного лицензирования. Важно уточнить, что в эти списки экспортного контроля США внесены не только российские компании и граждане, в него входят представители всех стран, кто подозревается в деятельности, которая может нанести ущерб национальным интересам США.
Почти все крупные предприятия российского ОПК, так же как китайского, входят в этот список. Принцип формирования списков — презумпция виновности. Достаточно подозрения, чтобы внести, а чтобы выйти, нужно самому доказать и убедить американских регуляторов в своей безобидности и добросовестности по отношению к интересам США.
Однако до недавнего времени США продолжали выдавать лицензии на поставки электронных компонентов для российской космической промышленности и даже оборонной отрасли, в том числе компаниям, которые входят в санкционные списки. Зарубежному регулятору важнее было контролировать эти поставки, а не перекрыть их полностью.
Решения компаний, логистика и дефицит
Сейчас некоторые зарубежные компании, которые могли бы поставлять свою продукцию в Россию без лицензии, сами отказываются от этого. Это второй фактор ограничений, который только частично связан с государственным регулированием.
Многие компании приняли решение приостановить поставки в Россию, чтобы лучше разобраться в новых законодательных требованиях экспортного контроля, а также чтобы перепроверить своих российских контрагентов по ограничительным спискам. Они боятся случайно нарушить требования и попасть под подозрение в нарушении правил. Как я отметил, по законодательству США одного подозрения достаточно, чтобы включить компанию в черные списки и лишить ее права экспорта своей продукции. В отдельных случаях руководителей компаний за нарушения правил экспортного контроля лишали свободы, есть примеры пожизненных заключений.
Но есть компании, которые не приостановили, а полностью отказались от поставок в Россию. В основном это глобальные корпорации в форме публичных акционерных обществ. Они в наибольшей степени подвержены влиянию общественного мнения, формируемого в США и Европе под воздействием властей, и в меньшей мере, чем средние и небольшие частные компании, зависят от поставок своей продукции в Россию. Доля РФ на мировом рынке потребительской электроники составляет около 2%, а доля на мировом рынке электронных компонентов всего 0,3%. Для ряда глобальных корпораций эти потери нечувствительны на фоне репутационных рисков на рынке США.
Тем более есть еще два фактора, которые ограничивают поставки, — проблемы в логистике и дефицит на мировом рынке полупроводниковых материалов и компонентов. Причины сложностей в этих вопросах кроются в последствиях пандемии COVID-19, а также стихийных бедствиях и техногенных катастрофах, которые в последние годы снизили мощности нескольких фабрик в разных странах. Например, аномальные морозы привели к коллапсу в экономике Техаса в 2021 году, что привело в том числе к остановке производства электронных компонентов.
Если из-за логистики и дефицита компании не могут в настоящее время полностью удовлетворить спрос на мировом рынке, то им нужно выбрать, каким заказчикам ограничить поставки. Отказываясь от поставок в Россию, они ничего не теряют в доходах. Когда ситуация стабилизируется, они могут поменять решение и найти повод для возобновления поставок.
В сухом остатке
Из всего этого следует, что в меньшей мере санкционные ограничения коснутся поставок потребительской продукции. Здесь бóльшую роль играют не санкционные ограничения, а самоограничения и бойкот со стороны производителей конечной продукции. Основной ассортимент будет доступен в России, возможно, изменится расклад рынка по вендорам (компаниям, которые продвигают и поставляют товары под собственным брендом) и странам-производителям. Это переход на закупки в государствах, которые не поддерживают санкции (а это не только Китай, но и Индия, и Турция, и многие другие). В ряде случаев это может быть просто замена поставщика из той же страны — одна компания бойкотирует Россию, а другая только строго соблюдает формальные требования регуляторов, которые позволяют поставлять EAR99.
Для предприятий российского ОПК с новыми санкциями почти ничего не изменится. Закупки в их интересах уже давно требуют лицензирования, отказы в поставках научились обходить через независимые каналы, наработанные за последние десять лет. Кроме того, производство в ОПК имеет мелкосерийный характер, созданные буферные запасы обеспечат его не менее чем на год.
Сильнее всего санкции скажутся на выпуске серийной продукции гражданского назначения. Попавшие под санкции компоненты, как правило, это наиболее функционально сложные высокотехнологичные позиции, они не имеют ни российских, ни китайских аналогов. В первую очередь это цифровые микросхемы — высокопроизводительные микропроцессоры и системы на кристалле. Также это высокочастотные транзисторы, полупроводниковые и пассивные компоненты силовой электроники, источники электропитания высокой удельной мощности и др. Например, высокопроизводительные микропроцессоры в основном американские (Intel, AMD, Qualcomm, Nvidia), ПЗС-матрицы видеокамер — японские (Sony), микросхемы и дискретные компоненты силовой электроники — европейские (Infineon, STMicroelectronics). Перепроектирование оборудования с заменой недостающих компонентов — это длительный процесс, который займет больше года. На такой срок у производителей гражданской серийной продукции нет буферных запасов. Их хватит на два-три месяца, после чего могут начаться остановки производств, причем не только в электронной промышленности, но в автомобильной, электротехнической и машиностроении — везде, где применяются электронные компоненты, модули или блоки.
Чтобы избежать этого, необходимо провести перестройку каналов поставок и пополнить буферные запасы на рынке независимых поставщиков, которые перепродают остатки компонентов в разных странах мира. Это требует немедленного пополнения оборотных средств и снятия собственных российских регуляторных ограничений на использование независимых каналов поставок. Компаниям отрасли должна быть постоянно доступна кредитная линия в объеме не менее 10% от годовой выручки по льготной кредитной ставке. Необходимо снизить фискальную нагрузку на предприятия электронной промышленности, как это уже сделано для ИТ-компаний. Как считают у нас в Ассоциации разработчиков и производителей электроники, нужно срочно снять более пяти регуляторных барьеров, которые не позволяют компаниям перестроиться в новых условиях. Эти предложения уже доведены до правительства РФ, решения по некоторым мы ожидаем в ближайшие дни, по другим продолжается согласование в оперативном режиме.
Сейчас решается задача выживания гражданской промышленности в условиях санкций. Внимание руководства страны сконцентрировано на этом. Но важно сохранять и вектор долгосрочного развития. Только перспективы долгосрочного сотрудничества позволят нам избежать изоляции, привлечь на свою сторону многих зарубежных разработчиков и производителей, с которыми мы решаем сейчас общую задачу преодоления технологической зависимости от глобальных корпораций, построения устойчивой глобальной экосистемы отрасли электроники и информационных технологий, которая будет свободна от доминирования отдельных игроков.