24 марта 2022, 06:00
Мнение
Каннский кинофестиваль

Препарирование тридцатилетних: фильм "Худший человек на свете"

Тома Ходова — об одном из претендентов на "Оскар" и его любящем, но не очень лестном взгляде на поколение миллениалов

Что, если худший человек на свете — это вы? Норвежский режиссер Йоаким Триер пытается ответить на этот вопрос с помощью романтической драмы о невзгодах миллениалов, в которой главным препятствием на пути к счастью становятся они сами.

Эту внутреннюю трагедию режиссер демонстрирует на примере молодой жительницы Осло Юлии (невероятная Ренате Реинсве). Героиня хочет стать хирургом, потому что это единственная сфера, где могут пригодиться ее исключительные знания и блистательные оценки. Хотя, может, лучше стать психологом? Или нет, фотографом, ведь Юлия — явный визуал. После перемены вида деятельности скучная студенческая жизнь сменяется богемной. На одной из многочисленных вечеринок девушка встречает Акселя (Андерс Даниелсен Лье) — успешного художника, создающего комиксы. Они влюбляются, съезжаются, знакомятся с семьями друг друга, ссорятся насчет детей, задумываются об изменах… В общем, делают все то, что делают пары по всему миру. Но это лишь только начало, потому что непостоянная Юлия снова изменит свою точку зрения и подход к жизни. Ее душевные метания Триер скрупулезно исследует в 12 главах с прологом и эпилогом.  

Режиссер рассказывает про людей, которые полностью погружены в свои хобби, не знают, что им делать со своей жизнью, и готовы работать баристой в кафе, даже если им уже немного за тридцать. В эпицентре этого праздника инфантилизма — Юлия, которая парализована широтой выбора. Ее мама, бабушки и прабабушки следовали по протоптанному пути, с обреченностью принимая на себя узы брака. Юлия же может решать сама за себя, только вот решать ничего не хочется. Воистину выбор стал благословением и проклятием современного поколения, которое имеет миллион возможностей, но при этом не знает, что делать со своей жизнью. Об этом же говорит картина Симоны Костовой "Тридцать", где группа берлинских балбесов на пороге тридцатилетия понимает, что больше не может игнорировать экзистенциальную пустоту прямо перед своим носом.

Триер говорит современным языком — полуигриво о серьезных вещах, маскируя потерянность и тоску хипстерской атрибутикой, когда вся жизнь похожа на милые посиделки в модном кафе, пока кому-нибудь не упадет кирпич на голову

В некоторый противовес Юлии режиссер ставит ее более зрелого и взрослого партнера Акселя в исполнении удивительного Андерса Даниелсена Лье. Норвежский актер успел отметиться в прошлом году сразу в двух фильмах Каннского кинофестиваля — "Худшем человеке на свете" и еще одной романтической драме, на этот раз французского режиссера Мии Хансен-Лёве "Остров Бергмана". У Триера Лье сыграл еще в двух проектах — "Реприза" и "Осло, 31-го августа". Вдобавок к тому, что Лье прекрасный актер, он еще музыкант и доктор (такое ощущение, что, когда Триер писал Юлию, он вдохновлялся именно Лье). В перерывах между фильмами актер лечит пациентов в Осло, а во время пандемии управлял одним из ковид-центров. На фоне таких людей сложно заглушить мысли о собственной бесполезности. Но все-таки главная звезда фильма — Ренате Реинсве. В Канне ее совершенно заслуженно наградили за лучшую женскую роль. Ей досталась нелегкая задача — отразить внутренний мир Юлии, не сказав о нем ни слова. Рискну предположить, что Реинсве понравилась бы Кшиштофу Кесьлевскому, который любил молчаливых героинь, умеющих выразить все чувства одним только взглядом.

Аксель попробует удержать Юлию на земле традиционными концепциями о домашнем очаге, семье и детях, что станет его роковой ошибкой. Девушка ускользнет из его рук, правда, лишь для того, чтобы оказаться примерно в таком же положении, только на другой стороне спектра. В конце концов героиня поймет, что определяет себя через отношения так же, как когда-то пыталась определить себя через профессию. Но даже если остановить время или попытаться изменить себе сознание на коротких два часа, от худшего человека на свете не убежать так просто.

"Худший человек на свете" прошел удивительный путь для на первый взгляд легкой романтической драмы, потому что под этой невесомой оболочкой скрывается серьезное социологическое исследование, заканчивающееся неутешительными выводами для тридцатилетних. После основного конкурса Каннского фестиваля он попал в оскаровские номинанты в категориях "Лучший международный фильм" и "Лучший оригинальный сценарий". И хоть в первой категории, скорее всего, Триер уступит еще одному лауреату Канна — японцу Рюсукэ Хамагути и его "Сядь за руль моей машины", сам факт попадания в поле зрения академиков не менее важен. Еще один оскаровский номинант Пол Томас Андерсон, тоже номинированный за сценарий, свой выбор уже сделал, назвав картину Триера лучшим фильмом на свете. Не удивлюсь, если после подобного триумфа норвежца заграбастает себе какой-нибудь Netflix или HBO делать сериал про жизнь молодых, несчастных и бестолковых. Этюдная конструкция "Худшего человека на свете" делает его триеровской версией "Сцен из супружеской жизни" Бергмана. Разница только в том, что новое поколение выбирает одинокое существование практически сразу.