В начале недели Госдепартамент объявил о решении США отменить ограничения на денежные переводы семьям кубинцев, разрешить отправку денег "для поддержки независимых предпринимателей" и частного сектора, а также расширить штат посольства в Гаване для активизации работы по выдаче виз. На Кубе это до сих пор новость номер один, тему обсуждают во всех новостных выпусках, аналитических передачах и, естественно, на кухнях и в очередях.
Примечательно то, что как в обществе, так и в средствах массовой информации не особо поднимается тема возможной оттепели в отношениях двух стран и возвращения их на уровень, который был при президентстве Барака Обамы. Отнюдь, основные тезисы — "ограничения и так нужно было снять без каких-либо предлогов" и "не будем радоваться раньше времени, посмотрим на реальные шаги".
Официальная реакция
На заявление Госдепа довольно оперативно отреагировал МИД Кубы: уже через несколько минут после появления информации о смягчении ряда ограничений ведомство распространило коммюнике, в котором обозначило ключевые позиции Гаваны по вопросу. "Правительство Соединенных Штатов объявило о ряде позитивных, но очень ограниченных по масштабу мер в отношении Кубы. <...> Это ограниченный шаг в правильном направлении, ответ на осуждение [санкций] со стороны кубинского народа и правительства", — говорится в документе.
В заявлении красной нитью проходит мысль о том, что подобное "благородство" Вашингтона в вопросе санкций против Кубы априори малоэффективно. Власти острова неоднократно заявляли, что сама по себе практика санкций в отношении Кубы преступна. Их смягчение, безусловно, позитивно, но на него США пошли вынужденно.
Далее в тексте делается акцент конкретно на торгово-экономическом эмбарго против острова (введено в 1960-х годах), который Вашингтон не стремится снять, несмотря на озвученные намерения. А Госдепартамент ко всему прочему "использует откровенно враждебные формулировки, сопровождаемые традиционной клеветой и новыми заблуждениями, ставшими модными в последние месяцы, демонстрируя, что цели политики Соединенных Штатов в отношении Кубы не изменились, равно как и ее основные инструменты". По этой причине в Гаване считают логичным дождаться конкретных шагов, чтобы оценить заявления Вашингтона на деле.
Такая риторика превалирует в заявлениях официальных лиц и СМИ. Президенту США Джо Байдену припоминают его критику в адрес жесткой политики по отношению к Кубе его предшественника Дональда Трампа. Но когда он сам занял Белый дом, кардинально ничего не поменялось, введенные в 2017–2021 годах санкции продолжили действовать. Сегодня дикторы кубинского телевидения задают логичный вопрос: почему нынешний Белый дом, члены которого так яростно когда-то выступали против политики Трампа, начал ее отменять лишь сейчас — спустя полтора года после смены власти? Почему эти политики не отменяют "геноцидную блокаду", которая действует против интересов кубинского народа 60 лет? Причем смягчение давления США официально обосновывают якобы заботой о достойной жизни граждан острова.
Местные СМИ ко всему прочему уточняют, что инициативы Госдепа, видимо, не подразумевают исключение Кубы из списка стран — спонсоров терроризма, куда в последние дни своего президентства ее внес Трамп. Таким образом напрашивается закономерный вывод: с наследием президента-республиканца Байден не порвал.
Людям не до ностальгии по романтике 2016-го
И все-таки вводимые в эти дни послабления напрямую повлияют на жизнь многих рядовых кубинцев. Например, 45-й хозяин Белого дома в свое время распорядился ограничить суммы, которые проживающие в США родственники островитян могли отправлять переводами, — лимит составлял $1 тыс. в три месяца на человека. Обосновывалось это тем, что средства могут попасть в руки властей острова. В конечном счете в условиях экономического спада в период COVID-19 мера, конечно, существенно ударила по простым людям.
Второй важный аспект сегодняшних изменений — визовый. Число сотрудников посольства США в Гаване было значительно сокращено при предыдущей вашингтонской администрации, которая утверждала, что в результате некоего внешнего воздействия, названного в печати "акустическими атаками", в Гаване с ноября 2016 года пострадали более 40 американских дипломатов. Ответственность за эти инциденты власти Соединенных Штатов возложили на Кубу. Сама же Гавана причастность к ним неоднократно отвергала. В сентябре 2017 года США отозвали на родину 60% сотрудников своего посольства, выдача американских виз на острове фактически была заморожена.
Важно напомнить, что у многих кубинцев в Штатах проживают родственники, и такой шаг Гавана расценивала как атаку на семейные связи, делая акцент на антигуманности решения трамповской администрации. Вашингтон советовал кубинцам обращаться за визой в консульство в Гайане, куда с острова нужно лететь с несколькими пересадками. А учитывая то, что с кубинским паспортом и во многие транзитные страны нужна виза, выглядело такое предложение как издевательство. После же возобновления работы консульства США в Гаване в мае 2022 года и увеличения штата дипмиссии одной большой головной болью для местных станет меньше.
Наконец, третий шаг США — поддержка "независимых предпринимателей" и частного бизнеса, для которых, к примеру, предполагается открыть доступ к американским платформам электронных платежей. И тут заметно видна разница в реакциях граждан на потепление отношений с США при Обаме и на нынешние изменения. Если в 2016 году от многих можно было услышать "вот сейчас-то все сильно поменяется, приедет больше туристов, можно будет открыть свое дело", то сегодня такого отчасти наивного энтузиазма уже нет. Пережившие пандемию частные предприятия сосредоточены на решении насущных проблем, в частности, после нового спада турпотока из-за антироссийских санкций. Также политика Обамы многими была воспринята как поворот в отношениях, а сегодня, как я уже говорил, общество не возлагает особых надежд на послабления, поскольку и они могут свестись к нулю после возможной победы республиканцев на выборах в США.
Альтруизм по-американски
За словами дипломатов США про заботу о гражданском обществе Кубы при принятии решений в Вашингтоне, как мне видится, кроется довольно прагматичная попытка решить несколько задач. Позитивные сдвиги в отношениях после смены "трамповского" кнута на пусть и условный, но пряник от демократов могут быть представлены как внешнеполитическое достижение нынешней администрации. В условиях международной напряженности это может быть также подано под нужным соусом в СМИ — из серии: "США уводят стратегического партнера у России". Для Демократической партии, к слову, при падающих рейтингах и такие медиапобеды будут нелишними.
Также нельзя упускать из виду, что еще до возобновления работы консульства в Гаване американские представители заявляли, что число работников диппредставительства будет увеличено для "облегчения работы с гражданским обществом". К чему порой приводит работа дипмиссий США с гражданским обществом в заинтересовавших их странах, наглядно показывает опыт ряда постсоветских республик.
К месту будет упомянуть заявление спикера Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко в ходе видео-конференц-связи с председателем Национальной ассамблеи народной власти Кубы Эстебаном Ласо Эрнандесом в среду. "Отдаем должное в том, сколь результативно кубинское руководство справилось в прошлом году с инспирированными извне антигосударственными подрывными действиями, не допустив реализации сценария "цветных революций", удержав внутренний порядок и обеспечив дальнейшее стабильное развитие страны, — сказала председатель Совфеда. — По нашим оценкам, США и их сателлиты не оставят попыток дестабилизировать внутриполитическую ситуацию на Кубе. Еще раз хочу вас заверить в связи с этим, что мы решительно осуждаем такие действия, которые являются грубым вмешательством во внутренние дела суверенного государства".
Собственно, в Гаване и так не особо обольщаются по поводу причин внезапно вспыхнувшей заботы о рядовых кубинцах со стороны Вашингтона.