Украинский президент Владимир Зеленский анонсировал внесение в Раду законопроекта об особом правовом статусе граждан Польши на Украине. Детали готовящегося документа пока не известны. Одни эксперты и обыватели считают, что речь идет о символическом жесте благодарности за ту помощь, которую Варшава оказывает Киеву в условиях российской военной спецоперации. Другие полагают, что принятие законопроекта станет еще одним шагом к исчезновению Украины как самостоятельного независимого государства.
Символический жест
О подготовке законопроекта первой сообщила представитель Верховной рады в Конституционном суде Украины Ольга Совгиря, а затем и сам Зеленский в обращении к гражданам рассказал о разработке документа, который позволит полякам не только де-факто, но и де-юре получить такие же права и возможности, которые имеют сами украинцы.
Эти заявления прозвучали накануне приезда в Киев польского президента Анджея Дуды, который, выступая в Верховной раде, предложил украинской стороне заключить новый договор о добрососедстве. Зеленский следом заявил о достигнутой с руководством Польши договоренности упростить пересечение границы между странами. По его словам, нынешняя ситуация "невольно заставила Украину и Польшу забыть споры по поводу общего прошлого".
В Варшаве анонсированный украинским президентом законопроект назвали "символическим жестом", который, однако, "может иметь конкретное практическое измерение". По словам заместителя министра иностранных дел Польши Марчина Пшидача, благодаря этому документу "поляки, которые сегодня ездят на Украину, во Львов или Киев, которые хотят инвестировать или вести бизнес на Украине, смогут получить привилегии наподобие тех, что предоставлены украинским гражданам" в Польше.
Чьи права шире
После начала российской спецоперации на Украине власти Польши и в самом деле предприняли ряд шагов, призванных помочь прибывающим в страну украинским беженцам. Согласно подсчетам польского МВД, с 24 февраля в республику приехали около 3,57 млн беженцев с Украины. Часть из них проследовала транзитом в другие государства Евросоюза, а около 2 млн остались в Польше.
Примерно половина из этих оставшихся получили специальные идентификационные номера PESEL, которые позволяют им легально жить, учиться, работать и получать социальные пособия в Польше в течение полутора лет, а впоследствии получить трехгодичный вид на жительство.
В трактовке польских властей анонсированный Зеленским законопроект выглядит зеркальным отражением тех привилегий, которые получили украинские беженцы в их государстве. Однако, согласно публикациям в украинских СМИ, на самом деле полякам на Украине будут обещаны гораздо более широкие права. В частности, они смогут занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления, а также в судебной системе, служить в органах внутренних дел и, возможно, в вооруженных силах. А это явно уже нечто гораздо большее, чем просто возможность заниматься бизнесом или иметь доступ к здравоохранению наравне с гражданами этой страны.
Утрата субъектности
Некоторые эксперты все же больше склоняются к версии, что намерение Зеленского предоставить полякам на Украине особый статус всего лишь театральный жест, сделанный в знак благодарности за ту поддержку, которую Киев получает от Варшавы в условиях российской спецоперации. Польша самым активным образом поставляет Украине вооружения и постоянно требует ее принятия в ЕС и НАТО. А Зеленский, надо признать, и вправду неплохой актер, хотя на государственном посту его склонность к театральщине выглядит несколько избыточной.
Лично мне более правдоподобной представляется версия о том, что за нынешним сближением Киева и Варшавы лежит давнее стремление польского руководства вернуть себе те территории на западе Украины, которые некогда входили в состав Речи Посполитой. Едва ли речь пойдет о прямой аннексии Галичины и Волыни, скорее Варшава удовлетворится некой формой протектората, которая даст ей полный контроль над украинскими территориями к западу от Днепра. И кстати, если поляки и впрямь получат право служить в ВСУ наравне с украинцами, то Варшаве даже не потребуется развивать идею о миротворческих силах, которую она непрестанно озвучивает уже два месяца, но по которой пока не может получить одобрения со стороны старших партнеров по НАТО.
Что до Зеленского, то он, конечно, может еще некоторое время заявлять, что пойдет на переговоры с Россией лишь после того, как Украина вернет себе все утраченные после 24 февраля территории. Но, думаю, понимание у него все-таки есть, что не только Крым и Донбасс, но и Херсонщина с Запорожьем, а возможно, и другие области на востоке уже вряд ли станут украинскими. Поэтому для него фактическая передача Западной Украины под контроль Польши — это едва ли не единственный способ придержать около себя хоть что-то и заодно уцелеть самому.
Окончательная утрата страной субъектности его не страшит — Украина и без того все последние годы управляется не президентом и Верховной радой, а "семипосольщиной". Да и Варшава тоже самостоятельна лишь отчасти, на деле же в основном зависит от указаний из Лондона и Вашингтона.
На полях сражений ситуация сейчас такова, что Зеленский, по образному замечанию моего знакомого украинского журналиста, готов "под Дуду хоть мазурку танцевать, хоть краковяк отплясывать, хоть полонез "Прощание с родиной" исполнять", лишь бы еще денег да оружия "подкинули". Да и не привыкать: современный украинский гимн "Ще не вмерла Украiна" известно какая музыка навеяла — "Еще Польска не сгинела"...