Командно-штабные структуры так называемого "глобального мира, основанного на правилах" буквально колотит. В последнюю неделю июня в Европе проходит марафон саммитов: лидеры ЕС собирались в Брюсселе 23–24 июня, G7 — в замке Эльмау в Германии 26–28 июня, и главы государств НАТО съедутся в Мадрид 28–30 июня. Ключевые участники одни и те же. Разве что президент США Джо Байден на саммит ЕС не поехал. Но его "глаза и уши" в лице Польши, стран Прибалтики и ряда других государств Восточной Европы там присутствуют всегда.
Эти три встречи имеет смысл рассматривать только в комплексе, поскольку тема у них одна: мировой кризис, который лишь по географической привязке к зоне боевых действий называется украинским. Судьба Украины, я считаю, никого из участников серии саммитов не волнует. Что для них самих главное? Чтобы фото было "круче, чем у Путина".
Именно так пошутил премьер Великобритании Борис Джонсон перед началом саммита "семерки", не обратив внимания на протокольную камеру, которая бесстрастно записала звук. Шутку немедленно подхватил премьер-министр Канады Джастин Трюдо: "Мы сделаем фотографию на лошадях с голой грудью". Тут же тему поддержала и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен: "О да! На лошадях — это прекрасно!" В общем, взаимопонимание сложилось полное, один Байден ничего не сказал, по крайней мере, пока не выключили камеру.
Забавно, но это тот самый случай, когда в шутке есть лишь доля шутки.
Экзистенциальный кризис
Ставка в украинском кризисе для США и их ближайших союзников — сохранение собственного доминирования в мире. Именно поэтому Киев получает объемы военной помощи, которые по масштабам несопоставимы даже с 20 годами войны в Афганистане. Именно поэтому Евросоюз впервые в истории отказался от обычных своих призывов к миру в любом военном конфликте и прямо объявил устами главы своей дипломатии Жозепа Борреля, что нацелен на победу на поле боя. Именно поэтому Борис Джонсон публично предостерегает президента Франции Эмманюэля Макрона от мирных инициатив, которые, по его мнению, преждевременны.
Ради поражения России США и их сторонники ввели санкции, которые оказались бы смертельны для любой из европейских стран. С высокой вероятностью их долгосрочный эффект просто не просчитывался, поскольку была уверенность, что такого санкционного давления никто выдержать не сможет. Ради этого США и ЕС не только пошли на серьезные экономические проблемы (видимо, надеясь, что они будут краткосрочными), но и разрушили собственный "символ либеральной веры" — миф о неприкосновенности частной собственности. Справедливости ради, его нарушали и раньше, но не так явно. Вспоминаются мне замороженные и растворившиеся без следа в европейских банках деньги Муаммара Каддафи, замороженные активы Венесуэлы, Ирака и Сирии и ряд других случаев. Но масштаб не тот.
Еще страшнее — удар по доллару. США своими руками подтолкнули Россию, Китай, Индию, Саудовскую Аравию и других переходить к "необкатанной" и сложной системе внешнеторговых расчетов в национальных валютах. Отладить эту систему — очень большая, сложная и рискованная работа. Не факт, что без санкций Вашингтона его оппонентам хватило бы решимости и политической воли этим заняться.
Есть, конечно, вещи и помельче, но все равно болезненные — поражение западного вооружения на Украине, публичное унижение от демонстрации неспособности защитить собственный социальный эксперимент в стране, которая была названа Вашингтоном и Брюсселем "полной жизни демократией", являясь на самом деле лишь имитацией, наскоро слепленной по непригодным для нее чертежам. Структурно — все как в Афганистане. Но если в Афганистане унизительное поражение США просто попытались замять как досадное недоразумение, то еще более тяжелое поражение на Украине превратит провалы коллективного теперь уже Запада в закономерность.
Логика войны
Судьба Украины, а тем более ее населения Вашингтону и Брюсселю, очевидно, совершенно безразличны. Они хотят военной победы Запада, которую могли бы записать на свой счет, при этом не участвуя в боевых действиях. Складывается впечатление, что им просто надо доказать себе и миру, что они круче президента РФ Владимира Путина.
Главное для этого — сохранение морального духа и способности сопротивляться украинской армии. Факт есть факт, об этом свидетельствуют участники боевых действий со всех сторон — ВСУ демонстрирует свойственные славянам стойкость и неприхотливость. Качество украинской пехоты на порядок выше, чем рекруты, с которыми США имели дело в Афганистане, образование, подготовка и профессионализм артиллеристов вообще несопоставимы. В Брюсселе и Вашингтоне эти качества видят и хотят максимально использовать против России. Отсюда — поставки оружия.
Политика, экономика и война
Запад отлично умеет писать бизнес-планы. И сейчас на трех саммитах ЕС, США и НАТО мы можем наблюдать попытку организации комплексной поддержки Украины в экономической, политической, моральной и военной сфере. Причем помощь калибруется под задачу — военная победа или причинение максимального ущерба РФ. Потери, объем гражданских жертв, масштабы разрушений фактически не рассматриваются вообще. Это не наше дело, это вина России, говорят здесь, подписывая очередные решения о поставках оружия.
На площадке ЕС решаются вопросы экономической, морально-идеологической и военно-технической помощи Украине. G7 — геополитическая и идеологическая поддержка, плюс привлечение к теме азиатских стран, не входящих в ЕС и НАТО. Саммит НАТО — прямая военная поддержка, предоставление разведданных и фактически участие в управлении войсками и планировании операций и боевых ударов по российским силам, отправка советников, организация военной подготовки, прямая координация поставок.
Одновременно НАТО в условиях фактического участия Запада в противостоянии с Россией стала играть первоочередную роль, функцию центра принятия решений, вернее, трансляции решений от Вашингтона в Европу, тогда как ЕС в политическом поле съежился до экономического придатка Североатлантического альянса.
Расширение и морковка
Предоставленный Украине статус кандидата в ЕС — это обычная морковка перед носом Украины. Воюйте лучше — впереди членство в ЕС. Такой специфический образ светлого будущего, помноженный на извечную мечту многих любителей западных ценностей "уехать куда-нибудь в нормальную страну".
Вот как описывают сами лидеры ЕС, зачем Украине дали статус кандидата.
"Евросоюз должен предоставить Украине статус кандидата на вступление в качестве символа надежды для поддержания духа украинцев. Для реального вступления предстоит еще сделать много шагов", — глава Европарламента Роберта Метсола.
"Не может быть большего символа надежды для народов Украины, Молдавии и Грузии в эти беспокойные времена. Конечно, теперь их правительствам предстоит сделать большую домашнюю работу, чтобы продвинуться дальше по этому пути, но я уверена, что они будут работать настолько быстро, насколько возможно, и настолько активно, насколько возможно, чтобы реализовать необходимые реформы. Для начала переговоров по вступлению Украине необходимо завершить судебную реформу, достичь зримого прогресса в борьбе с коррупцией и провести деолигархизацию страны", — глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Она же перед саммитом добавила, чтобы успокоить страны ЕС, которые категорически выступают против реального членства Украины (например, Нидерланды), что статус кандидата "будет иметь исключительно символическое значение, начало переговоров о приеме не станет автоматическим, а будет сопровождаться рядом жестких условий".
Только благодаря таким увещеваниям удалось добиться поддержки на саммите решения о статусе кандидата.
Но и это еще не все.
В итоговом документе саммита ЕС от 23 июня, где говорится об утверждении решения о предоставлении статуса кандидата, подчеркивается, что процесс приема в ЕС Украины, а также Молдавии и Грузии будет дополнительно усложнен. Впервые в истории в документе официально сообщается, что все будущие решения относительно процесса вступления стран будут приниматься с учетом способности Евросоюза взять в свой состав новых членов.
"Прогресс каждой страны в направлении Европейского союза будет зависеть только от ее индивидуальных заслуг в выполнении Копенгагенских критериев и способности ЕС абсорбировать новых членов", — отмечается в заявлении. Ранее после предоставления статуса кандидата процесс вступления в ЕС считался необратимым, но на практике в отношении Турции и стран Западных Балкан он много лет затягивается. Теперь появилась легальная возможность откладывать прием новых членов, даже если они формально соответствуют всем критериям.
Бочка дегтя
Кстати, о Балканах. 23 июня праздник расширения в Брюсселе изрядно подпортил состоявшийся аккурат перед саммитом Евросоюза саммит ЕС — Западные Балканы. Его результаты были пророческими. Страны, которые реально удовлетворяют критериям на вступление, что подтверждено Еврокомиссией еще два года назад — Северная Македония и Албания, — в очередной раз не получили решения о начале переговоров о вступлении. Тогда как статус кандидата в ЕС Северная Македония получила еще в 2005 году, а Албания — в 2014 году. Более того, на встрече не удалось достичь никакого прогресса по статусу кандидата для Боснии и Герцеговины, а самопровозглашенное Косово, которому ЕС давно обещает безвиз, опять осталось без конкретных дат.
Провал саммита по расширению оказался настолько серьезным, что глава Евросовета, президент Франции (страна председательствует сейчас в Совете ЕС) и глава Еврокомиссии отменили итоговую пресс-конференцию.
Зато ее провели лидеры стран Западных Балкан, буквально сочившиеся желчью и фрустрацией. "26 стран ЕС продемонстрировали полное бессилие, они оказались неспособны преодолеть вето Болгарии. Расширение ЕС — это полностью жульнический процесс. Как только что-то происходит в странах-кандидатах, все снова уходит на новый круг. Я испытываю грусть и разочарование в Евросоюзе. В этом доме что-то очень не в порядке", — сказал премьер-министр Албании Эди Рама.
"Для Албании ЕС — это религия, мы буквально молимся на ЕС. И сегодня очень плохой исторический день, когда мы увидели, что страны ЕС не могут освободить двух заложников — Албанию и Северную Македонию — из лап Болгарии, — добавил Рама. — Более того, одна из стран НАТО блокирует вступление в ЕС двух других".
"Брюссель — это очень приятное место. Люди приятные, они делают милые фотографии, говорят приятные слова. Но мы не очень приятные люди на Балканах, поэтому мы будем идти вперед, и мы однажды тоже станем приятными членами ЕС. Я надеюсь, что это произойдет до начала следующего столетия", — заключил премьер-министр Албании.
Украине стоило бы прислушаться к опыту старших товарищей.
Прах несбыточного
Давать обещания, которые никто не намерен выполнять, — фирменный стиль европейских политиков. Одна украинская история демонстрирует сразу три примера: гарантии, данные Виктору Януковичу во время "евромайдана" Францией и Германией, которые были нарушены протестующими на следующий же день при полном молчании Берлина и Парижа. Минские соглашения, которые Украина саботировала семь лет при полном попустительстве тех же игроков. Теперь статус кандидата, который, как большинство экспертов считает, все же никогда не превратится в статус члена.
Триггером "евромайдана" в 2014 году стала ложь о том, что соглашение об ассоциации в ЕС — такая форма вступления в Евросоюз. Об этом заявляли все лидеры майданного протеста — Арсений Яценюк, Александр Турчинов, Виталий Кличко, и им вторил украинский медийный мейнстрим. Это была заведомая ложь, и ее не могли не слышать в Брюсселе. Но молчали. Заявления звучали лишь в тех редких случаях, когда уже свои граждане или депутаты задавали европейским лидерам вопрос: "Вы что же, их надумали в ЕС брать?" "Украина не вступит в ЕС и через 20 лет", — сказал в одном из своих выступлений тогдашний глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. То есть тогда евробюрократы просто позволяли украинским политикам врать своим гражданам. Сейчас Брюссель врет украинцам сам с полным пониманием, что это обещание гарантированно не придется выполнять.
Фейковая политика, направленная на достижение конкретных выгод. Украинцы платят за нее своими жизнями, государство — самим своим существованием, а ее элита, видимо, тем временем надеется на этом заработать на безбедную жизнь на Западе с расчетом на личную евроинтеграцию на льготных условиях.
Инверсия расширения
Остается отметить еще одну важную черту сегодняшнего процесса, в частности по расширению геополитического поля Запада. Он включает рост количества членов ЕС и НАТО и формирование иных наднациональных структур.
На протяжении всего периода после холодной войны вступить в НАТО было проще, чем в ЕС. НАТО имела гораздо более ограниченный набор критериев и требований. Для НАТО важны только военные, юридические и либерально-идеологические моменты, а с экономикой и уровнем жизни в стране-конкурсанте делать ничего особо было не нужно — просто открыть ее полностью для западного бизнеса и на условиях свободы торговли и защиты иностранных инвестиций не мешать ему делать деньги.
Для приема в ЕС же требовались структурные реформы экономики, чтобы страна не оказалась "черной дырой" единого европейского рынка. Вступление в НАТО в какой-то мере воспринималось как стартовая ступенька или утешение для стран, которые никак не могли попасть в ЕС. Даже Украине и Грузии пообещали на саммите НАТО в Бухаресте в 2008 году, что "со временем" они смогут вступить в альянс, но ничего даже отдаленно похожего про Евросоюз не говорили никогда.
В сегодняшних условиях, когда западные лидеры вполне считают себя стороной некоего военного конфликта с Россией, ситуация поменялась. Теперь НАТО берет только тех, кто имеет ценность. Расходный материал не интересен.
Почему Украину не возьмут в НАТО? Простой ответ: НАТО не хочет прямого военного столкновения с Россией. Потому как это будет уже не риск ядерного апокалипсиса, а практически гарантированное его начало... и конец, разумеется. А если ты распространяешь свои гарантии коллективной безопасности на воюющую страну (неважно, что ты сам ее толкал к этой войне), не воевать за нее уже не выйдет.
Но есть и более сложный ответ.
Для НАТО нет ровно никакой выгоды в членстве Украины. Эта страна уже отдала альянсу все, что имела, включая тысячи жизней своих солдат, совершенно бесплатно. Даже процесс перевооружения после войны украинской армии на вооружение НАТО (в кредит, за счет Украины, разумеется) произойдет без всякого членства. Имевшееся вооружение уже полностью демилитаризовано.
Поэтому богатые Финляндия и Швеция стоят на очереди в НАТО, а Украина нет. Но и многомиллиардная финансовая сторона здесь не самая значительная. Главную цену эти страны заплатят в обозримой перспективе в виде большого риска превращения совершенно мирного севера Европы в один из самых милитаризованных ее регионов.
Мировое лидерство требует жертв. Если недружественные США страны уже не готовы отдавать свои ресурсы на поддержание глобальных американских амбиций, настает пора раскошеливаться союзникам. Чего не сделаешь, чтобы быть круче Путина.