Российские инвесторы и спекулянты уже привыкли к тому, что зарубежная макроэкономическая статистика почти не оказывает влияния на ход биржевых торгов внутри страны. Строго говоря, в новых реалиях одним из немногих значимых внешних индикаторов остаются лишь еженедельные данные по изменению запасов нефти в США. Очевидно, что они важны лишь постольку, поскольку оказывают влияние на стоимость нефтяных фьючерсов.
Не секрет, что такое положение дел обусловлено нарастающей изоляцией России от мировых финансовых центров. Свою роль в этом плане играет и тенденция к дедолларизации отечественной экономики.
Тем не менее, на мой взгляд, участникам российских биржевых торгов все же не стоит игнорировать сигналы, поступающие со стороны ключевых центральных банков. Так заявления и решения ФРС и ЕЦБ по-прежнему не лишены практической значимости для локальных инвесторов и спекулянтов. Поэтому сегодня мы рассмотрим итоги состоявшихся в конце июля плановых заседаний финансовых мегарегуляторов в США и в Евросоюзе. Конечно, в этом плане невозможно обойти вниманием и недавнее серьезное понижение величины ключевой ставки Банком России.
ЕЦБ увеличивает
Надо признать, что в середине текущего года Европейский центральный банк все же сделал назревший решительный шаг. Он впервые за 11 лет повысил свои процентные ставки. Более того, они увеличились сразу на весомые для еврозоны 0,5% годовых. Теперь ставка ЕЦБ по кредитам установлена на уровне 0,5%, а ставка по депозитам из отрицательной превратилась в нулевую.
Я бы не стал недооценивать значимость этого решения для экономики объединенной Европы. Напомню, что ЕЦБ уже давно достиг предела своих возможностей смягчения процентных ставок. Поэтому во времена пандемии COVID-19 снижать их было уже некуда. Теперь же мы наблюдаем довольно резкое противоположное изменение. По аналогии с физическим миром "обратное движение маятника" может оказаться неожиданно масштабным и продолжительным. Оно будет связано с необходимостью подавления инфляции в еврозоне, которая в июле ускорилась до 8,9% в годовом выражении при целевой величине в 2%. Это исторический максимум для инфляции в евро.
К слову, долговые проблемы ряда стран еврозоны назревали еще до начала затянувшегося мирового экономического кризиса. Они лишь усугубились на фоне пандемии коронавируса и текущего роста мировых цен на энергоносители. Поэтому ЕЦБ одновременно с шагом в сторону нормализации процентных ставок был просто вынужден запустить очередную программу выкупа облигаций с целью "ограничения фрагментации в еврозоне". Таким образом, решение усугубившихся долговых проблем отдельных европейских государств в очередной раз откладывается на неопределенный срок — сейчас вновь не время для их урегулирования.
Новый механизм поддержки европейского долгового рынка получил название Transmission Protection Instrument (TPI). Он не имеет лимита по объему денежных средств. Фактически ЕЦБ в этом плане действует по принципу "семь бед — один ответ".
Между тем экономисты и финансисты уже начали обсуждать "начало заката евро". Не буду углубляться в известные экономические проблемы стран еврозоны. Об их масштабе более красноречиво говорит тот факт, что курс евро по отношению к доллару США в середине июля ненадолго проваливался ниже паритета. Этого не наблюдалось с декабря 2002 года, то есть в течение 20 лет.
ФРС ожидаемо повышает
Федеральная резервная система США по итогам июльского заседания Федерального комитета по открытым рынкам (FOMC) вполне ожидаемо повысила уровень процентной ставки сразу на 0,75%. Теперь он установлен в диапазоне 2,25–2,5%. Такой нестандартный шаг для увеличения ставки стоит трактовать как демонстрацию решительного настроя ФРС в плане борьбы с долларовой инфляцией. В июне 2022 года темпы роста потребительских цен в США ускорились до 9,1%, что стало максимальным значением за четыре десятилетия. В дополнение к серьезному повышению процентной ставки было особо подчеркнуто, что Федрезерв ожидает дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики.
Не секрет, что финансовая система Соединенных Штатов сейчас находится в более устойчивом положении в сравнении с еврозоной. Поэтому ФРС может позволить себе продолжение неспешного сокращения объема выкупленных активов на собственном балансе. Сейчас оно происходит в форме отказа от реинвестирования средств, поступающих в результате погашения истекающих облигаций.
Однако состояние реального сектора экономики США сейчас явно не выглядит безоблачным. Напомню, что падение ВВП США по итогам первого квартала 2022 года составило 1,6%. В дополнение к этому опубликованная недавно предварительная оценка указывает на ухудшение этого показателя во втором квартале на 0,9% в годовом измерении. Если она останется отрицательной, это станет формальным подтверждением вступления экономики США в состояние рецессии.
Между тем финансовые власти США демонстративно закрывают глаза на угрозу торможения североамериканской экономики. Это напоминает недавнюю ситуацию с длительным игнорированием тенденции к ускорению темпов долларовой инфляции — она долгое время не признавалась в качестве проблемы, требующей принятия реальных мер. Например, министр финансов США Джанет Йеллен в конце июля заявила, что рецессии пока не наблюдается. Позднее она выразила мнение, что сокращение ВВП во втором квартале указывает на "переходный период" в экономике.
Вероятно, подспудная политика Минфина и ФРС сейчас заключается в том, что время для борьбы с экономическим спадом придет после "победы" над галопирующей инфляцией. Подобная логика выглядит не вполне верной. Но при этом ее надо признать весьма практичной.
В целом же последнее плановое заседание ФРС произвело скорее положительное впечатление на инвесторов. Финансовый регулятор продемонстрировал ожидавшуюся от него решимость в плане повышения процентной ставки и готовность дальше бороться с известными экономическими проблемами в рабочем порядке. Теоретически повышение процентной ставки является негативом для рынка акций. Вместе с тем у участников биржевых торгов имеется понимание того, что данная мера назрела и является неизбежной в текущих реалиях.
Ключевые фондовые индексы США отреагировали на итоги заседания ФРС существенным двухдневным приростом. Однако индекс доллара продолжил свой коррекционный откат от недавнего высокого значения. В середине июля он повышался до максимального уровня с далекого 2002 года. Наметившееся ослабление североамериканской валюты пока стоит трактовать как среднесрочную коррекционную тенденцию.
Какую валюту выбрать
Практический вопрос о том, не пора ли перекладываться из доллара в евро на долгосрочную перспективу, пока не имеет очевидного ответа. Будущее европейской экономики сильно зависит от политического исхода специальной операции РФ на территории Украины — очень тесно увязано снабжение Евросоюза российскими энергоносителями на ближайшие годы. Поэтому делать ставку на акции европейских компаний в ущерб бумагам североамериканских предприятий пока преждевременно.
Впрочем, для рядовых частных инвесторов из РФ эта проблема принимает совсем иной оборот. Большинству из них по известным причинам придется отказаться от безналичных долларов и евро, а также от номинированных в них активов. В качестве логичной альтернативы им напрашиваются китайский юань или гонконгский доллар, а также акции китайских компаний. Однако эти денежные единицы пока объективно не дотягивают по ряду важных параметров до ключевых мировых резервных валют.
ЦБ РФ уменьшает
Банк России, в отличие от ЕЦБ и ФРС, продолжил начавшийся ранее цикл понижения ключевой ставки. В июле она уменьшилась сразу на 1,5%, до 8,0% годовых. Как мы видим, монетарная политика в РФ активно смягчается вопреки ее назревшему ужесточению в ЕС и в США. Эту тенденцию стоит трактовать не как противоречие, а как то же самое движение к нормализации денежно-кредитной политики в стране, но с противоположного полюса. Такое различие связано с тем, что российская экономика сильно отличается.
Масштаб июльского понижения ключевой ставки оказался сильнее средних ожиданий. Это стало возможным благодаря продолжающемуся замедлению темпов инфляции в России после ее сильного среднесрочного разгона. Свою позитивную роль в этом плане сейчас играет традиционный сезонный фактор.
Согласно уточненному прогнозу ЦБ РФ, темпы роста потребительских цен в текущем году составят 12,0–15,0%. Это не так много, как предполагалось ранее. По-видимому, официальная годовая рублевая инфляция не сильно превысит зашкаливающую инфляцию в долларах и евро. Это создает условия для дальнейшего существенного понижения стоимости заемных денег в российской экономике.
Масштабы экономического спада в РФ в условиях ужесточения внешних санкций оказались менее масштабными, чем предполагалось ранее. Последняя оценка Банка России предполагает сокращение отечественного ВВП в 2022 году на 4,0–6,0%. Это снижение в значительной степени будет связано с уменьшением предложения на внутреннем рынке по причине состоявшегося торможения импорта.
Сокращение процентных ставок в России должно способствовать притоку дополнительной ликвидности на отечественный фондовый рынок. Прежде всего это будет связано с перемещением средств в акции российских компаний по мере дальнейшего падения доходности банковских депозитов.
Необходимо учитывать и тот факт, что круг доступных инвестиционных инструментов и возможностей для резидентов РФ сузился к середине текущего года. В такой ситуации более или менее масштабное повышение рублевого фондового индекса Мосбиржи от текущего уровня в течение нескольких кварталов если и не неизбежно, то весьма вероятно.
По-видимому, объективным стимулом для активизации спроса на российские акции должны послужить признаки некоего будущего политического урегулирования ситуации на Украине. Это предполагало бы завершение тренда на ужесточение режима внешних санкций в отношении РФ. В настоящее время речи об этом не идет. Но сложившаяся ситуация должна меняться со временем. В этом плане участникам биржевых торгов остается следить за новостями.