Верховное народное собрание КНДР 8 сентября в ходе очередной сессии приняло обновленный закон о ядерных силах, в котором допускается возможность превентивного удара. Выступая в парламенте, руководитель народной республики Ким Чен Ын подчеркнул, что страна никогда не откажется от ядерного оружия из-за угрозы со стороны США, а новый закон делает переговоры о денуклеаризации невозможными.
Принятие этого документа было преподнесено как закрепление ядерного статуса Пхеньяна, однако он стал лишь очередным в своем роде. Фактически он заменил предыдущий декрет, опубликованный в 2013 году. За год до этого в преамбулу конституции были внесены правки, и КНДР еще тогда была провозглашена ядерным государством. Заслугу в этом приписывают предыдущему лидеру КНДР Ким Чен Иру. Таким образом, обновленный закон — лишь очередной юридический барьер на пути к денуклеаризации, или, если угодно, гарантия сохранения ядерного оружия на национальном уровне.
Ничего пока не поменяется и за границами Северной Кореи — международная общественность, в первую очередь США, Республика Корея, Япония, вряд ли открыто признает за КНДР право на ядерное оружие.
Тем не менее закон отразил изменения в ядерной доктрине народной республики: в нем перечислены пять условий для применения ядерного оружия, в том числе в превентивном порядке. Некоторые из этих условий довольно туманны и предоставляют широкие возможности для интерпретации.
В то же время обнародование содержания документа, в частности, тех пяти пунктов, очевидно, преследовало медийные цели и было направлено на внешнюю аудиторию. Думаю, одним КНДР стремится донести, что страна является ответственной ядерной державой и лишь защищается, а другим (США и Республике Корея) предназначен недвусмысленный намек: "даже не пробуйте ввязываться в военную авантюру против нас".
Новое в военной доктрине
Остановлюсь подробнее на главном новшестве документа — перечислении условий для применения ядерного оружия.
- Применение ядерного оружия или другого оружия массового поражения против КНДР или необратимая угроза его применения.
- Нападение "вражеских сил" на руководство страны или командную систему ядерных сил, а также угроза такого нападения.
- Нападение на важные стратегические объекты.
- Для предотвращения эскалации войны, ее затягивания или для перехвата инициативы.
- В "других случаях", когда в условиях "кризиса, угрожающего существованию государства, нет иного выхода, кроме применения ядерного оружия".
Решение о реальности и необратимости угрозы нападения, естественно, остается за властями народной республики. Более того, в случае нападения на систему командования ядерными силами (все решения о применении ядерного оружия принимает только Ким Чен Ын) закон обещает "автоматический и незамедлительный" пуск ядерных ракет.
Многие эксперты обратили внимание на возможность широкой интерпретации условий для ядерного удара. В частности, профессор южнокорейского Университета Кунмин Андрей Ланьков в беседе со мной указал, что подобные формулировки фактически означают, что КНДР может нанести удар, когда и по кому сочтет нужным.
Кроме того, в отличие от предыдущей редакции, в которой ядерному оружию отводилась роль ответного средства, нынешний закон позволяет КНДР нанести ядерный удар первой. Согласно обоим документам, Пхеньян оставляет за собой право нанести ядерный удар по неядерным странам, если те присоединились к агрессии ядерных держав против КНДР. Это очевидный намек на Республику Корея и Японию.
Лучшая защита — психологическое нападение
Как это часто бывает с КНДР, новация, связанная с продекларированным правом народной республики нанести превентивный удар, может внушить страх — налицо рост агрессивности риторики. Однако стоит ли воспринимать новый декрет как нечто из ряда вон выходящее? На мой взгляд — нет.
Во-первых, документ подчеркивает, что главная задача ядерных сил — "предотвращение войны" с помощью эффекта сдерживания. Их применение — "последнее средство в борьбе с внешней агрессией". То есть нет агрессии — нет ядерного удара.
Во-вторых, угрожающая риторика — всего лишь первый эшелон обороны. Демонстрация силы часто предпочтительнее ее применения, в особенности если речь идет о ядерной войне. Как говорил автор трактата "Искусство войны" Сунь-цзы, вершина воинского искусства — повергнуть врага без сражения.
В-третьих, в новом декрете КНДР названа "ответственной ядерной державой", хотя намеки на это были и раньше. В нынешней редакции это выражено более отчетливо: КНДР не только не допустит утечки технологий и материалов за границу, но и не станет передавать или размещать ядерное оружие на территории других стран. Пусть это и звучит идеалистично, но стоит отметить, что Ким Чен Ын все же допустил возможность денуклеаризации, если сначала от ядерного оружия избавится весь остальной мир.
Заявка в высшую лигу
Не кажется чем-то новым для мировой практики широкая возможность трактовки предлогов для нанесения ядерного удара со стороны КНДР. В ядерной доктрине (Nuclear Posture Review) США 2018 года подчеркивается, что сдерживание — не единственная цель американских ядерных сил. США допускают применение ядерного оружия "в чрезвычайных ситуациях для защиты жизненных интересов США, их союзников и партнеров". "На протяжении десятилетий ядерная доктрина включала в себя цель по ограничению урона в случае провала [тактики] сдерживания", — говорится в американском документе.
В российской доктрине 2020 года применение ядерного оружия допускается в случае "воздействия противника на критически важные государственные или военные объекты Российской Федерации, вывод из строя которых приведет к срыву ответных действий ядерных сил". Ядерный кулак может быть задействован в случае "агрессии с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства".
Не удивляет и заявление об автоматическом и немедленном ударе со стороны КНДР в случае нападения на систему управления ядерными силами. Например, еще в СССР был разработан комплекс автоматического управления ответным ядерным ударом "Периметр", получивший на Западе название "Мертвая рука". Похожие разработки были и в США.
Таким образом, декларациями об ответственном отношении к режиму нераспространения и перечислением широко трактуемых предлогов для ядерного удара КНДР показывает, что ничем не уступает США и остальным признанным членам клуба ядерных государств. По крайней мере, КНДР, видимо, стремится встать в один ряд с Индией и Пакистаном, с чьим ядерным статусом мир фактически смирился.
Перспективы переговоров и развития ситуации
Если коротко, то перспективы крайне туманны. Лидер КНДР отчетливо и прямо заявил, что нынешний закон делает невозможными переговоры о денуклеаризации (не забываем про идеалистическое условие). Хотя, как кажется со стороны, это нисколько не повлияло на США и Республику Корея, которые повторили традиционные призывы к диалогу.
В Белом доме заявили, что продолжат добиваться дипломатического взаимодействия и не вынашивают враждебных планов по отношению к КНДР. В Южной Корее высшее руководство и вовсе оставило речь Ким Чен Ына без внимания. В стране на выходных отмечался один из главных национальных праздников — Чхусок, который принято проводить в кругу семьи. В пятницу новости прокомментировал лишь неназванный сотрудник Министерства иностранных дел, отчеканивший, что позиция Сеула в вопросе денуклеаризации неизменна.
В то же время президент Южной Кореи Юн Сок Ёль живо отреагировал на смерть британской королевы, выразив соболезнования и планируя поездку в Лондон.
В сложившейся ситуации невольно возникает вопрос, как Сеул и Вашингтон вообще собираются вести переговоры о денуклеаризации, если Пхеньян в них не заинтересован? По словам профессора Ланькова, западные страны могут перейти к разговору о контроле над вооружениями, провозгласив формальную цель в виде полного отказа КНДР от ядерного оружия.
Ядерная программа Пхеньяна и санкции
Несмотря на повторяемые из раза в раз слова Ким Чен Ына, санкции все же сильно бьют по северокорейской экономике. По мнению некоторых специалистов, для КНДР может быть привлекателен пример Пакистана: Исламабад избежал санкций ООН, а США сняли большую часть введенных в одностороннем порядке рестрикций взамен на ограничение ядерной программы.
Научный сотрудник Института Седжон Чон Чжэ Хын видит два варианта развития событий: либо США и Республика Корея идут на "коренной пересмотр" переговорных позиций, предложив в том числе вывод американских войск с Корейского полуострова, либо регион ожидают рост напряженности и гонка в сфере ядерного вооружения.
Со вторым сценарием согласен сам Ким Чен Ын. Он призвал готовиться к ухудшению ситуации на Корейском полуострове ввиду "затяжного характера" противостояния. По его словам, военно-промышленный комплекс и Министерство обороны страны воспользуются положением для укрепления обороноспособности.
Очередной вехой конфронтации на Корейском полуострове, которая выведет напряженность на новый уровень, могут стать новые ядерные испытания КНДР. Их еще с мая пророчат США и Республика Корея. Сеул и Вашингтон уже предупредили Пхеньян о возможных санкциях.