25 сентября 2013, 10:00
Мнение

О едином дне голосования

Доктор юридических наук, профессор Высшей школы экономики, директор Института мониторинга эффективности правоприменения Общественной палаты России

Снижение явки избирателей до уровня сентября 2013 года обернулось формированием государственных органов абсолютным меньшинством населения

Раньше в России практически каждые выходные проводились какие-нибудь выборы.  Единый день голосования был введен в 2005 году. До этого выборы проводились по воскресеньям за исключением предпраздничных и праздничных дней. Единый день устанавливался на второе воскресенье марта либо второе воскресенье октября.

Формально введение единого дня обосновывалось необходимостью сокращения расходов, хотя наиболее затратные федеральные выборы как проводились, так и проводятся без оглядки на него. Зато нововведение сразу создало ряд проблем для многих кандидатов - в том числе оппозиционных. Так,  при проведении выборов во второе воскресенье марта треть избирательной кампании приходилось на новогодний период.

В 2012 году единый день голосования был перенесен на второе воскресенье сентября. Специалисты по избирательному праву считают, что одной из целей переноса было создание дополнительных препон нежелательным кандидатам в условиях ухудшения рейтингов партии власти.

В итоге проведение выборов в начале сентября привело к значительному снижению (вплоть до двукратного значения по отдельным регионам)  и так не слишком высокой явки избирателей.

Теперь депутаты вновь выступают с предложением о переносе единого дня голосования. По мнению главы Межрегионального объединения избирателей Андрея Бузина, день голосования в сентябре не устраивает ни партии, ни организаторов выборов – первым неудобно вести агитацию в отпускной период, а вторые вообще теряют отпуска.

Действительно, следует признать как минимум недальновидность выбора 8 сентября в качестве единого дня голосования. Он не мог не привести к тем результатам, к которым привел. Снижение явки избирателей до уровня сентября 2013 года поставило страну на грань проблемы легитимности представительной демократии вообще, поскольку «всенародные» выборы обернулись формированием государственных органов абсолютным меньшинством населения.

Если перенос ЕДГ на 8 сентября  ставил целью усиление административного воздействия на результаты голосования (в условиях низкой явки), то цель эта не была достигнута, так как была основана на недостоверной оценке рейтингов политических акторов и не учитывала изменения состояния общества. Речь идет о многократной активизации протестных настроений  у одной части населения, соединенной с доведенной до грани апатией потребителей официальных федеральных СМИ.

Практика показала, что единый день голосования в России возможен, только не нужен. Кстати, именно в такой огромной по протяженности стране ЕДГ всегда будет  нести в себе риски неправомерного воздействия на волеизъявление – объявляемые предварительные результаты голосования на Камчатке не идут на пользу голосованию в Калининграде. Да и дело далеко не только в ЕДГ. Перемещение его по календарю ничего по существу не изменит.

Выборы как основное связующее звено государства со своими гражданами станут таковыми в России только тогда, когда из законодательства, во-первых, будут изъяты  все накопившиеся за последние десять лет политтехнологические наслоения и изыски, вводимые в него ради сиюминутных электоральных интересов. Во-вторых,  выборы приобретут свое изначальное значение  тогда, когда мы полностью избавимся от административно-ресурсной технологии их организации и проведения.

Уверена, что при соблюдении этих условий никаких проблем с явкой не будет. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru