Мнение

Возврат к одномандатным выборам

Пропорциональная избирательная система не годится - партийный характер выборов «выбьет» кандидатов правящей партии из депутатских кресел
ЛУКЬЯНОВА Елена
ЛУКЬЯНОВА Елена, Доктор юридических наук, профессор Высшей школы экономики, директор Института мониторинга эффективности правоприменения Общественной палаты России
11 ноября 2013, 10:06

В 2002 году, после отмены на федеральном уровне одномандатных выборов, их в приказном порядке урезали наполовину и в регионах. До этого в полном соответствии с принципами федерализма каждый субъект сам решал вопрос о процентном соотношении пропорциональной и мажоритарной  систем на своей территории.

При этом,  большинство регионов традиционно проводили выборы по старой доброй одномандатной схеме. Исключениями были Красноярский край, Свердловская, Калининградская, Саратовская и Псковская области, Республики Марий-Эл, и Тыва, Корякский и Усть-Ордынский Бурятский автономные округа, которые применяли смешанную избирательную систему.

Федеральное вмешательство в региональную политику не прошло гладко. При рассмотрении в Совете Федерации в апреле 2002 г. закон был отклонён  - члены Совета Федерации предлагали оставить этот вопрос в ведении субъектов. Пришлось создавать согласительную комиссию и буквально «продавливать» нововведение.

Формальным обоснованием реформы тогда, во-первых, являлся тезис о необходимости «активизации участия граждан в выборах и политике в целом». Во-вторых, апеллировали к тому, что мажоритарные депутаты «руководствуются только интересами представляемого ими отдельного избирательного округа», в то время как «депутатам, выдвинутым по партийным спискам в едином избирательном округе, включающим всю территорию субъекта, значительно легче принимать решения, связанные с консолидированными интересами представляемого ими субъекта». В- третьих, всё это, по мнению законодателя, должно было позволить местным парламентам «более эффективно преодолевать местные разногласия и вырабатывать согласованное коллективное решение».

На самом же деле нужно было поменять расклад сил в региональных парламентах, а одномандатные выборы не позволяли решить эту тактическую задачу быстро – в каждом округе были свои любимые избирателями (или местным руководством)  лидеры, которые совсем не обязательно являлись членами одной определенной политической партии. В совокупности с  достаточно высоким на тот момент рейтингом это позволило «Единой России» сформировать парламентское большинство практически во всех региональных законодательных собраниях. После вступления закона в силу никто уже даже не скрывал истинную цель - принудительное введение смешанной избирательной системы в регионах объяснялось необходимостью усиления «партийной вертикали», что должно было способствовать усилению единства страны и её внутренней интеграции. В результате «реформы» произошло значительное ослабление региональных элит, а региональные выборы стали подконтрольны центру.

Конечно, идеальной избирательной системы не существует. Любая система имеет свои достоинства и недостатки. Эти достоинства и недостатки есть как  у мажоритарной, так и у пропорциональной систем. И большинство стран мира стараются гибко сочетать эти системы таким образом, чтобы максимально использовать их достоинства и нивелировать недостатки. Большинство, но не мы. Поэтому специалистам с самого начала было абсолютно ясно, что  насильственное повсеместное внедрение  пропорциональных выборов в такой стране как Россия рано или поздно приведет к большим проблемам, а одномандатные выборы вернутся. Что, собственно, и произошло.

Только вот контекст возврата оказался обескураживающим.

Итак, осенью 2013 г. было предложено снизить обязательную долю «пропорциональных депутатов» в региональных парламентах до 25 процентов и даже полностью отменить их в городах федерального значения– в Москве и в Санкт-Петербурге, ежели эти города сами того пожелают. Обоснование, представленное в Думу, до смешного похоже на то, которым обосновывались ровно противоположные меры за одиннадцать лет до этого: «Указанные изменения будут мотивировать региональные отделения политических партий и местные сообщества на ведение эффективных избирательных кампаний». И далее: «Это позволит привлечь к региональной и муниципальной политической деятельности новых и эффективных лидеров местного общественного мнения, реальных представителей своих территорий».

Выдвигать кандидатов по одномандатным округам должны только партии
Николай Левичев, Председатель партии "Справедливая Россия"

На самом деле цель нового витка избирательной реформы, как и в случае с возвращением графы «против всех» состоит всего лишь в ее адаптации к сиюминутным политическим реалиям – обвальным падением  рейтинга правящей партии. Он настолько низок, что её члены вынуждены баллотироваться на муниципальных выборах в качестве самовыдвиженцев, скрывая свою партийную принадлежность. Причем критических значений это падение достигло именно в крупных городах и особо в городах федерального подчинения. В такой ситуации пропорциональная система не годится никак - партийный характер выборов «выбьет» кандидатов правящей партии из депутатских кресел.

Именно поэтому депутаты Мосгордумы из фракции «Единая Россия» уже высказались за полный переход к мажоритарному голосованию.

Такова реальность. Но, по-моему, настало время сделать некоторые выводы. И главным из них должен быть тот, что никакая серьезная реформа не должна обосновываться сиюминутными политическими причинами. Иначе мы все время будем ходить по одному и тому же кругу, натыкаясь на одни и те же препятствия.

  

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru