Резидентство иностранных компаний: не только пополнение бюджета

Минфин России предлагает ввести институт резидентства для юридических лиц. Эта идея, вновь озвученная замминистра финансов Сергеем Шаталовым, не является неожиданной. В Основных направлениях налоговой политики в течение последних нескольких лет Минфин обозначает свое стремление добиться обложения российскими налогами сделок, формально заключаемых за рубежом.
Представляется, что цель правил о резидентстве иностранных компаний и о контролируемых иностранных компаниях – это именно сделки с активами. Зачастую в деловой прессе мы читаем о смене владельцев того или иного бизнеса в России – и почти всегда видно, что сделка проходит за рубежом. В такой ситуации по действующим правилам момент уплаты налога экс-владельцем как минимум отложен до момента распределения дохода лично ему. Доход зарубежной компании-продавца здесь, в РФ, чаще всего не подлежит налогообложению.
Можно подумать над переводом отдельных видов бизнеса исключительно в юрисдикцию РФ
Динамика изменений налогового законодательства показывает, что государство медленно, но неуклонно движется к охвату инструментами нашей налоговой системы доходов по сделкам, более или менее искусственно выведенным за пределы РФ, будь то сделано по налоговым соображениям или по каким-то иным. В этом есть фискальная составляющая, которая традиционно воспринимается деловым сообществом без энтузиазма.
Но есть возможность посмотреть на эти предлагаемые новшества как на позитивные не только с точки зрения пополнения бюджета. Дело в том, что сейчас любое международное структурирование группы компаний автоматически воспринимается налоговыми органами как уклонение от уплаты налогов, хотя зачастую цель была в другом – защита от рисков, вывод акций и облигаций на международный фондовый рынок и т.д. Наличие четких правил трактовки ситуаций позволит избежать споров с налоговыми органами.
Отрадно, что, озвучивая идею о резидентстве для иностранных компаний, С. Шаталов особо упомянул необходимость соблюдать соглашения об избежании двойного налогообложения. Это достаточно больной вопрос, т.к. судебная практика последних лет, мягко говоря, неоднозначная. Напомним, что правилам тонкой капитализации суды фактически придают приоритет перед нормами международных соглашений, ссылаясь на то, что у этих правил свой предмет регулирования – борьба с уклонением от уплаты налогов.
В случае с резидентством иностранных компаний без международных соглашений не обойтись, т.к. практически любое иностранное государство будет считать зарегистрированную у себя компанию своим резидентом. Россия же будет считать ее резидентом здесь. Двойное резидентство будет означать обязанность уплатить налог дважды со всего дохода компании. Разумеется, это не актуально для компаний, зарегистрированных в оффшорах, на которые новые правила и рассчитаны в первую очередь.
Устранение двойного резидентства юридических лиц – задача решаемая, Россия будет далеко не первой страной, вводящей подобные правила, и придумывать с нуля ничего не придется. С помощью системы тестов приоритет резидентства будет отдаваться стране, с которой компания наиболее тесно связана фактически.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru




