Экзотический рецепт для Еврозоны: отрицательная депозитная ставка от ЕЦБ

По всей видимости, «последний патрон» из арсенала монетарных властей будет применяться лишь тогда, когда положение с экономикой в Еврозоне станет совсем критическим
ТРАТАС Дмитрий
ТРАТАС Дмитрий, Независимый эксперт
03 декабря 2013, 07:53

В последнее время в мировых финансовых кругах усиливаются разговоры вокруг отрицательной депозитной ставки, которую может ввести Европейский центробанк (ЕЦБ). Дошло даже до того, что в конце ноября агентство Bloomberg опубликовало информацию, «полученную от двух независимых источников в руководстве ЕЦБ», о том, что ЕЦБ вот-вот введет подобную ставку.  На этой новости курс евро обвалился почти на процент. Правда, впоследствии глава ЕЦБ Марио Драги опроверг эти слухи, заявив, что отрицательные ставки всего лишь обсуждались на Управляющем совете ЕЦБ — «и не более того». Но дыма без огня не бывает. И вот уже член Управляющего совета и глава эстонского Центробанка Ардо Ханссон заявляет, что «технически в ЕЦБ все готово к введению отрицательной депозитной ставки».

Получается, что господин Ханссон если не опровергает Марио Драги, то, как минимум, противоречит ему. Вряд ли член Управляющего совета не был знаком с заявлениями своего шефа. Скорее всего, здесь  другая игра, политическая. Инициируя на разных уровнях обсуждение отрицательной ставки по депозитам, чиновники ЕЦБ «прощупывают почву» и одновременно готовят финансовые круги к этому нововведению.

Хотя нововведением отрицательная ставка по депозитам будет лишь на уровне ЕЦБ. Например, шведский Центробанк (Риксбанк) еще в 2009 году вводил подобную меру. По шведским правилам ставка по депозитам должна быть на 0,5% ниже базовой ставки. И когда летом 2009 года совет управляющих принял решение о снижении базовой ставки до 0,25%, это автоматически означало отрицательную депозитную ставку.

Политика установления низких учетных ставок необходима
Марио Драги, Глава ЕЦБ

Что же такое отрицательная депозитная ставка?

Кладя деньги на депозит с отрицательной процентной ставкой, владелец денег (в данном случае — коммерческий банк) соглашается с тем, что в будущем он вернет сумму меньше, чем положил на депозит. Несуразно? Но только лишь на первый взгляд.

Ведь сегодня банки не хотят финансировать экономику — в эпоху кризиса инвестиции в экономику становятся рискованными и опасными. Также неохотно банки доверяют деньги друг другу — а вдруг «сосед» по бизнесу завтра пойдет ко дну? Но что тогда делать со свободными деньгами? Если не хочется рисковать, то путь один — класть средства на депозит в собственный Центробанк. Надежность — выше некуда, а доходы хоть и низкие, но стабильные.

Такое положение вещей не может устраивать Центробанки, ведь деньги «не работают», а копятся на депозитных счетах ЦБ. Особенно неприглядно это выглядит в сегодняшней ситуации, когда Центробанки для стимулирования экономики значительно увеличили денежную массу. Получается замкнутый круг. Центробанки печатают деньги и впрыскивают их в финансовую систему, покупая ценные бумаги у коммерческих банков. А коммерческие банки... возвращают эти средства Центробанкам в виде депозитов. Чем больше напечатает денег Центробанк, тем больше ему вернется. Мало того, что круговорот денег минует реальный сектор экономики, вдобавок ЦБ вынужден еще и платить проценты по депозитам. Таким образом, «печатая» деньги, ЦБ не спасает экономику, но лишь увеличивает свои расходы по выплате депозитных процентов.

Решение проблемы выглядит очевидным — надо ввести отрицательную депозитную ставку, штрафуя коммерческие банки за такую сверхосторожную политику. Если депозит в ЦБ для коммерческого банка будет означать неминуемые убытки, то он больше начнет инвестировать в экономику. Теория хорошая, но на практике все выглядит не так уж и гладко. Инвестиции в экономику, и вправду, сегодня не выглядят привлекательными для банкиров. Ведь экономика находится в застое, и в перспективы быстрого роста не верят даже самые неисправимые оптимисты. Поэтому коммерческие банки и пользуются возможностями депозита средств в ЦБ, выбирая из всех зол наименьшее.

Правда, вводя отрицательную ставку по депозитам, Центробанк фактически пытается перераспределить уровень «зла» между возможными направлениями денежных потоков, но никак не делает инвестиции в экономику более привлекательными. Получается, что главным и единственным средством в политике центробанков сегодня является политика кнута без пряника.

 Понятно, что это нарушает все законы экономики — бизнес «из-под палки» никогда не может быть привлекательным и прибыльным. Но у монетарных властей нет иного выхода, ведь все средства стимулирования экономики уже исчерпаны. Ставки рефинансирования давно уже находятся на околонулевых уровнях, денежная база увеличена донельзя, а экономика восстанавливаться все не хочет. В такой ситуации для запуска маховика экономики отрицательная ставка по депозитам остается, пожалуй, единственным оставшимся средством, последней линией обороны. Потому и медлит руководство ЕЦБ с вводом ее в действие.

Ведь участники рынков, бизнесмены и мы, простые обыватели, уже стали привыкать к тому, что современная экономика постоянно больна. Экономические кризисы происходят все чаще, их разрушающее действие на экономику все губительнее. Еще немного, и окажется, что периоды кризиса длятся дольше, чем периоды роста.

Вряд ли последователи Джона Кейнса, «отца» современной экономической теории, предполагали построить именно такую экономическую систему.

А ведь отрицательная ставка по депозитам не только опровергает современную теорию, но и  отрицает одну из основных функций денег — функцию накопления.

По всей видимости, «последний патрон» из арсенала монетарных властей будет применяться лишь тогда, когда положение с экономикой в еврозоне станет совсем критическим. Кстати, эксперимент шведского Риксбанка ничем примечательным не завершился — рост инфляции заставил регуляторов повысить базовую ставку, а с ее повышением и депозитная ставка вернулась в положительную «зону».

Шведскому банку в некотором смысле повезло — опыт оказался коротким и ни к каким отрицательным последствиям не привел. Но у ЕЦБ такого везения не будет, и эксперимент с отрицательными депозитными ставками придется доводить до конца. А каков будет этот конец — победным или провальным — судя по всему, нам предстоит узнать в самое ближайшее время.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru