Пенсионная мамба

Уходящий год был по восточному календарю годом Черной змеи. Одной из таких змей – самой быстрой на земле – является африканская мамба, чье название стало широко известным после фильма Тарантино. То, что происходило в пенсионной системе (и в страховой, и в накопительной части) в 2013-м, было по сюжету завернуто не хуже Квентина, а негосударственные пенсионные фонды (НПФ), наверное, даже не ожидали такой стремительной атаки на свой, казалось бы, налаженный бизнес по аккумулированию обязательных пенсионных накоплений.
Но начнем по порядку – с распределительной системы. Главная задача здесь была и остается сбалансировать приход-расход и постараться повысить размер текущих пенсий, сохраняя устойчивость системы и на будущее. Два самых простых решения – это повысить взносы или повысить пенсионный возраст. Но первое решение несет в небе негатив со стороны обременения бизнеса, второе – нежелательные социальные последствия. Социальный блок правительства решил совершить оригинальный обходной маневр путем внедрения так называемой пенсионной формулы. Суть ее в переводе пенсионных денежных прав в некие баллы, которые на входе формируются из стажа и размера взносов, а на выходе - из бюджетных возможностей. Такую схему эксперты тут же окрестили пенсионным обменником, так как заподозрили, что курс не будет равнозначным. Сама формула оказалась слабоформализованной и сложной, что опять же вылилось со стороны критиков в поток негатива. Появилась масса карикатур типа Бабы-яги из фильма «Морозко» с ее «кручу-верчу, запутать хочу».
Суть пенсионной формулы в переводе пенсионных денежных прав в некие баллы, которые на входе формируются из стажа и размера взносов, а на выходе из бюджетных возможностей
23 декабря, перед самыми новогодними каникулами, Госдума приняла искомый закон о страховых пенсиях, закрепивший новый подход в формировании прав при расчете размера пенсий, который начнет действовать с 1 января 2015 года. Наверное, все там не так страшно, как малюют. Пенсионный возраст все-таки остался прежним. Хотя заработать высокую пенсию теперь станет труднее, вернее, потребуется больше времени (и усилий). Теперь будем мыслить в баллах и эти самые баллы набирать, минимум для получения пенсии - 30. Но это с 2025 года, а в 2015 году это будет всего 6,6 балла, а затем с ежегодным повышающим шагом на 2,4 балла. Минимальный обязательный стаж при этом должен быть в 2015 году шесть лет, а затем будет увеличиваться в год по году. С максимальных взносов можно набирать по 10 баллов в год. Если в идеале наберете за 30 лет аж 300 баллов, то по нынешним меркам (стартовая цена балла с 1 января 2015 года составит 64 руб. 10 коп.) светит пенсия 19 тыс., либо придется добирать бонусными умножающими коэффициентами за сроки переработки после наступления пенсионного возраста. Чтобы удвоить размер пенсии, придется поработать еще десять лет. При этом будущая цена балла будет зависеть от будущей ситуации с бюджетом ПФР. Мораль сей новации распределительной системы – надеяться только на пенсию от государства не стоит, так как ее потолок ограничен балансом системы. А он затруднен в силу демографии, когда число работающих на число пенсионеров неуклонно снижается все ближе к так называемому паритетному русскому кресту, когда число сравняется.
Мораль сей новации распределительной системы – надеяться только на пенсию от государства не стоит, так как ее потолок ограничен балансом системы

Есть ли альтернатива? К сожалению, в уходящем году под горячую руку попала и обязательная накопительная система. Пенсионные накопления всех застрахованных лиц за 2014 год будут полностью направлены в распределительную систему. С 2015 года накопления будут передаваться НПФ по мере того, как они акционируются, пройдут проверку в ЦБ и вступят в систему гарантирования пенсионных накоплений, которая должна заработать с 2014 года. Трудностей на пути акционирования будет очень много, и не все фонды пройдут это испытание. Накопления будут переводиться из таких фондов обратно в ПФР. Эксперты уже стали заявлять о венгерском сценарии (там сначала тоже заморозили накопления, а затем полностью перевели в распределительную систему). Под конец года страсти подогрело заявление из социального блока правительства о том, что с пенсионных накоплений могут снять возможность их наследования, что также еще больше ослабляло позиции накопительной системы. Хорошо, правда, что эта идея в принятый законопроект в третьем чтении не вошла. Оставили гражданам и возможность выбора между распределительной и обязательной накопительной системами (ноль или 6% взносов на накопления) еще на два года, до конца 2015-го.
Но обеспечивает ли это гражданам замену распределительных пенсий? Обязательная накопительная компонента ведь и в начале 2000-х задумывалась не как полновесная альтернатива, а скорее как довесок, как переходный мостик от распределительной системы к добровольной. Чтобы люди потренировались распоряжаться накоплениями, а участники рынка научились инвестировать и сохранять эти деньги. Но люди ленились, а участники пенсионного рынка подсели на иглу обязательности, совершенно забросив добровольную составляющую. И получили, что получили. Для людей в связи с этим тут перспективы тоже туманные.
Так и остался бы 2013-й год мрачной черной мамбой для пенсионной темы, если бы не оставшиеся в тени новации на добровольном фронте. Грядет появление такого инструмента, как индивидуальные инвестиционные счета с определенными налоговыми стимулами. На их основе можно создавать много интересных продуктов добровольных пенсионных накоплений, и они наверняка появятся. Так что следующий, 2014 год должен стать не только Синей лошадью, но и годом становления добровольной составляющей в российской пенсионной системе. Вот тогда она приобретет искомые три ножки той самой наиболее устойчивой табуретки. И все обсуждения вокруг пенсионной системы, и, конечно же, решения будут строиться в комплексе, а не отдельно в контексте каждой составляющей.
Реформирование пенсионной системы в России
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru



