Экономика вынуждает ЕС менять энергетическую политику

Хотя риски, связанные с применением гидроразрыва и закачиванием химических смесей в скважину, всем известны, представители бизнеса делают упор на экономической выгоде использования сланцевого газа
ДОБРОДЕЕВ Дмитрий
ДОБРОДЕЕВ Дмитрий, Историк-германист и публицист
21 января 2014, 07:02

События последних дней указывают на изменение вектора энергетической политики стран Европы. Продолжающаяся стагнация и отставание от США и Китая вынуждают европейских законодателей жертвовать экологическими принципами, чтобы получить более дешевые энергоносители любой ценой.

На днях Европейская комиссия отказалась от идеи принять закон, жестко регулирующий разведку и добычу сланцевого газа на континенте. С учетом разногласий стран - членов ЕС председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу принял решение направить ни к чему не обязывающие рекомендации в столицы Евросоюза. Официально этот документ будет обнародован 22 января. В нем всего лишь указывается на дополнительные экологические риски при добыче сланцевого газа и нефти. Это решение фактически означает провал попыток Еврокомиссии и Европарламента ограничить негативный экологический эффект от применения гидравлического разрыва при эксплуатации сланцевых месторождений.

Мнения членов ЕС в вопросе о разработке сланцевого газа разделились. В то время как Франция полностью запретила применять на своей территории гидравлический разрыв, а Германия сильно ограничила его, такие страны, как Великобритания, Польша и Румыния, активно продвигают проекты, связанные с добычей сланцевого газа. Присоединиться к ним могут Венгрия, Чехия и Словакия. Эти страны ссылаются на опыт США и надеются получить дешевые энергоносители. Наиболее последовательно движется в этом направлении Великобритания, которая хочет получить такую же экономическую выгоду, как и при разработке нефтегазовых месторождений на шельфе Северного моря в 1960-х годах. В письме руководству Еврокомиссии еще месяц назад премьер-министр Кэмерон написал, что Великобритания будет игнорировать любые ограничения в этой области.

Хотя риски, связанные с применением гидроразрыва и закачиванием химических смесей в скважину, всем известны, представители бизнеса делают упор на экономическую выгоду. Они указывают, что газ стоит в Европе в три-четыре раза дороже, чем в США, и европейская промышленность постепенно теряет конкурентоспособность. Однако, по расчетам Еврокомиссии, американского масштаба добыча сланцевого газа в Европе никогда не достигнет. В лучшем случае к 2035 году на сланцевый газ придется около 10% газового рынка, а импорт газа останется на уровне 70%.

Похоже, что экономические аргументы начинают перевешивать и в Германии, которая была в Европе лидером экологически ориентированной энергетики и делала упор на развитие чистых, альтернативных видов энергии, в том числе солнца и ветра. Новое коалиционное правительство Германии приняло решение значительно сократить льготы для альтернативной энергетики. Это означает, что упор будет по-прежнему делаться на достаточно грязные традиционные источники энергии. Так, 25% электроэнергии в Германии генерируется с помощью бурого угля, 20% - каменного угля. На более чистую атомную энергию, несмотря на объявленный отказ от мирного атома, все еще приходится 15% энергобаланса и на газ – 10%. При этом 40% газового импорта приходится на Россию. По прогнозам, доля российского газа в энергетическом балансе Германии должна как минимум сохраниться, несмотря на все попытки Еврокомиссии диверсифицировать источники снабжения и оказать давление на «Газпром».

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru