Что изменится после введения новых правил интернет-торговли
Монополист на рынке международных перевозок и крупнейший в стране работодатель «Почта России» станет меньше зарабатывать, потому что международные посылки — весомая часть их дохода
Исторически норма, разрешающая ввозить посылки для личного пользования стоимостью не более €1 тыс. в месяц, весом не более 31 кг и суммы за доставку 5 тыс. руб., пришла к нам вместе с Таможенным союзом (до этого в стране существовало то же самое, но в иной обертке — ввозить можно было посылки на сумму не более 10 тыс. руб. в неделю). При чем здесь таможенный союз?
А при том, что на момент объединения трех стран в Таможенный союз такая норма существовала в Казахстане. И объединившиеся государства дружно решили принять за норму «верхнюю планку».
О новых открывшихся возможностях потребитель узнал не сразу. Ему забыли об этом громко сообщить. Поэтому раскручивалась трансграничная торговля в стране не быстро.
Известно, что в 2011 году, например, из-за границы было получено (здесь и далее данные таможни) 5,6 млн посылок. В 2012 году, однако, их стало «вдруг» 22,5 млн, а в 2013 году — уже 38 млн посылок.
Относительно числа покупателей источники расходятся, но оценка колеблется в диапазоне от 4 млн до 6 млн человек. Весь потенциал этого рынка, как принято было думать раньше, исчерпывался теми 6% населения страны, которые владеют иностранными языками. Но «хитрые» иностранные продавцы наловчились переводить свои сайты на русский язык, вовлекая в свои сети все больше и больше русскоязычного народа.
Цены в зарубежных интернет-магазинах отличались от цен в отечественной торговле иногда в несколько раз, а норма в €1 тыс. позволяла потребителю попробовать многое…
В 2012 главным мотивом покупок за рубежом была цена и возможность купить то, чего нет на российских прилавках
В 2013 году цена в качестве ведущего мотива по-прежнему лидирует, но соотношение между первым и вторым факторами быстро сокращается.
Средний портрет потребителя выглядит так: горожанин (как правило, житель мегаполиса) 20-45 лет, не обремененный излишним достатком, уверенно пользующийся интернетом, хоть немного знающий английский или как минимум способный воспользоваться онлайн-переводчиком.
Понятно, что если беспошлинный порог будет снижаться, то речь уже не сможет идти о норме «за период», так как основная мотивация для изменения порога заключается не столько в «честной конкуренции отечественных интернет-магазинов с иностранными», «избавлении рынка от незаконных предпринимателей с "серым" импортом» или даже «улучшении собираемости налогов», а в том, что таможня, оказывается, не может контролировать норму в €1 тыс. за месяц.
Задача, с которой играючи справляется захудалый интернет-магазин, ведущий клиентские истории, Федеральной таможенной службе оказалась не по плечу
Это означает, что нормы «в месяц» больше не будет. Остается норма «за посылку». Ее и предлагается ввести — €150 за одну посылку. Превышение — штраф... То есть, простите, пошлина в размере 30%. Как это делается в странах ЕС (там каждая страна устанавливает собственные пошлины, единого норматива нет).
Там такие заградительные пошлины устанавливаются для того, чтобы поддержать отечественных производителей. И никто и никогда не устанавливал пошлины для поддержки отечественных перепродавцов.
Что касается запретов, то их начнут обходить. Если сейчас зарубежные продавцы консолидируют товары (собирая все вами заказанное в одну посылку), то в дальнейшем будут расконсолидировать
Но для отечественной торговли есть несколько обнадеживающих фактов.
Например, 75% людей, ставших интернет-шоперами благодаря зарубежным покупкам, в течение года делают затем покупки и у отечественных продавцов. То есть наши продавцы, не предпринимая никаких дополнительных усилий, получают самое ценное — около 3 млн покупателей в год. Дополнительно.
Конкуренции на нашем рынке как не было раньше, так нет и до сих пор. Никакие «иностранцы» нас пока толкаться локтями на внутреннем рынке не заставляют, у наших продавцов пока еще далеко не исчерпаны возможности для экстенсивного роста.
Затем покупатель иностранных товаров, как мы уже говорили выше, взял более или менее заметный курс на товары, которых наш продавец ему не предлагает. Это тоже дает отечественному ритейлу возможность для маневра.
Ну и, наконец, главный неисчерпанный (и неисчерпаемый) ресурс — каждому вполне по зубам совершенствовать собственный сервис. Выращивать своих собственных лояльных клиентов. Заниматься торговлей как искусством.
В соседней Украине, с их нормой в 300 евро за посылку и идеальными условиями для оплаты пошлины, пошлиной облагается только 5% от всех отправлений
Но там и средняя покупка не $45, а около €100, потому что основной поток товаров идет не из Китая и США, как у нас, а из дорогущей Европы.
Теперь о «сером», черном рынках и незаконном предпринимательстве.
Главный аргумент рассказчиков о том, что международная торговля является главным источником контрабанды, — это разошедшийся по органам власти ролик, на котором мы видим человека, стоящего в неком помещении и размахивающего пачкой бумажек.
Из комментария к тексту мы узнаем (на самом ролике этого не видно), что человек — незаконный предприниматель, помещение — это почта, а кипа бумаг в его руках — это кипа квитанций на получение посылок. Выписанных на окрестных бабушек. Далее незаконный предприниматель, видимо, получит незаконный товар и незаконно его использует — с целью перепродажи и получения незаконной прибыли.
В отличие от всех других фигурантов истории с понижением таможенных пошлин для покупателя все происходящее чувствительно и даже оскорбительно, потому что это — наступление на его личный кошелек
Видимо, нам надо думать, что там, у себя, пресловутые иностранные интернет-магазины налогов не платят, персонал не держат и складов не имеют.
Вообще-то, это хорошая стартовая позиция для разговора с государством о том, почему у нас занятие бизнесом обходится настолько дороже, чем за рубежом, что мы становимся неконкурентоспособными.
Теперь вопрос: что изменится для отечественных интернет-магазинов после введения новых правил?
Иностранные посылки как шли, так и будут идти. Их рост не замедлится. Скорее, даже несколько вырастет в сравнении с прошедшим годом. Цены в иностранных интернет-магазинах не вырастут до уровня отечественных, и покупатель по-прежнему будет искать, где дешевле. Приток же иностранных интернет-магазинов на наш рынок, скорее всего, увеличится.
Кому от всех этих перемен будет хорошо?
Государству точно не будет, так как мы выяснили, что дополнительными доходами в казну здесь и не пахнет. Даже минусы есть: госпредприятие «Почта России», почти монополист (около 95%) на рынке международных перевозок и крупнейший в стране работодатель, станет меньше зарабатывать, потому что международные посылки — весомая часть их доходов.
Бизнесу тоже нет. Для него в лучшем случае ничего не изменится — ни для отечественного, ни для иностранного.
Покупателю? Ну, с покупателем-то как раз все ясно. Ему точно будет хуже. Его снова заставляют выкручиваться, быть бдительным и осмотрительным. В отличие от всех других фигурантов истории, с понижением таможенных пошлин для него все происходящее чувствительно и даже оскорбительно, потому что это наступление на его личный кошелек.