Судьбу рубля решит рынок

Рубль России был обречен на падение. И обречен в первую очередь самим Центробанком РФ.
Не успели россияне по хорошему отойти от новогодних праздников, как ЦБ обрушил на участников рынка коммюнике о том, что регулятор «снизил объем целевых валютных интервенций с 60 миллионов долларов США в день до 0 долларов США в день. Данная корректировка была осуществлена в целях дальнейшего повышения гибкости курсообразования в рамках постепенного перехода к 2015 году к режиму плавающего валютного курса».
Выражаясь простым языком – «мы теперь рубль не поддерживаем, пусть теперь плывет куда хочет». Произошло это 13 января. Далее, спустя пару дней, зампред ЦБ Ксения Юдаева, выступая на Гайдаровском форуме, заметила, что для того, чтобы значение рубля, как резервной валюты повысилось, курс рубля должен быть плавающим. Подытожил сказанное Владимир Путин, заявив 22 января на встрече со студентами МИФИ, что рубль должен стать свободным: «чем более свободным будет российский рубль, тем в конечном итоге лучше, потому что это заставит саму экономику более эффективно и своевременно реагировать на происходящие в ней процессы».
Читайте также
ЦБ укрепил рубль

На языке трейдеров это называется «словесными интервенциями». Когда руководители, занимающие важные посты, рассказывают, какой курс собственной валюты им видится наиболее благоприятным, провоцируя участников рынка на соответствующие действия. В данном случае не надо быть искушенным трейдером, чтобы понять, в какую именно сторону указывает регулятор. Ведь последние годы Центробанк потратил немало усилий на то, чтобы поддерживать курс рубля высоким. По крайней мере, не позволять ему сильно падать. И если Центробанк заявляет об окончании поддержки рубля, это означает – регулятор согласен с тем, чтобы наша национальная валюта ослабла.
С этой точки зрения падение рубля, которое мы наблюдали всю эту неделю, является лишь реакцией участников рынка на пресловутые «словесные интервенции».
В самом падении рубля нет ничего плохого. Более того, последние два года мы наблюдаем борьбу мировых центробанков за ослабление собственной валюты. Например, японский ЦБ долгие годы проводил массированные и внезапные интервенции, чтобы ослабить иену. Впрыскивание ликвидности, которыми регулярно занимаются ФРС США, тоже по идее должны приводить к ослаблению доллара. Китайские власти хоть и регулируют курс юаня, но тоже изо всех сил стараются, чтобы национальная валюта росла не слишком быстро. За что неоднократно получали обвинения от «партнеров» из США в манипулировании валютными курсами.

Так что ослабление своей валюты является общемировой тенденцией, которая наиболее сильно проявилась именно в кризис. Почти каждый центробанк рад ослабить собственную валюту. Делается это для того, чтобы собственные товары выглядели более привлекательными на внешнем рынке по сравнению с товарами конкурирующих стран. Дешевле национальная валюта - дешевле национальные товары – их больше покупают за рубежом – это приводит к росту производства и росту прибыли – люди становятся богаче, а вместе с ними и государство, получая больше денег в виде налогов.
Такова логическая цепочка ослабления курса. И нет ничего плохого, что монетарные власти России решили пойти в русле общемировых тенденций. Однако возникает множество вопросов.
Вопрос первый, экономический. Ослабление валюты с целью подъема производства только тогда будет эффективным, когда падает на «благодатную почву». Если созданы все экономические, политические, законодательные предпосылки для экономического развития. И здесь видятся очевидные проблемы. Ведь причиной падения курса, от которого ЦБ удерживал рубль последнее время, было ухудшение экономических условий. Тому подтверждение – продолжающийся отток капитала из России, который по данным Минэкономразвития составляет около $25 млрд. в месяц. И если не решить комплекс проблем по улучшению экономических условий в стране, то ослабление рубля будет бессмысленным.
Вопрос второй, финансово-политический. Если ЦБ принял решение об ослаблении рубля и прекращении вмешательства в курс, то почему тогда регулятор возобновил валютные интервенции? В понедельник ЦБ продал около $1 млрд. на валютных торгах, а в среду и того больше - $ 1.65 млрд. Получается какая–то неразбериха. Сначала регулятор сам провоцирует падение курса рубля, а потом, после начала панических продаж, пытается героическими валютными интервенциями остановить это падение. И такая неразбериха удручает. Во-первых, тратятся немалые суммы из золотовалютных резервов России, которые и так упали ниже $500 млрд, что является самым низким уровнем за последние три года, а во-вторых, такая непоследовательность в политике ЦБ наводит на мысли, что никакой политики у ЦБ и нет. И это уже очень плохо.
Вспоминается валютная паника конца 2008 – начала 2009 года, когда рубль в конце февраля поставил антирекорд в 36.50 рублей за доллар США. Кстати, сегодня до этого уровня осталось чуть более рубля, а по отношению к евровалюте все «рекорды» уже пройдены. Тогда паническое ослабление рубля было остановлено каким-то чудом. И данное падение было названо «контролируемым снижением». Хотя никто так и не ответил, для чего осуществлялось это снижение, кем оно контролировалось, и, самое главное – с какой целью после «контролируемого снижения» начался «контролируемый подъем».
Похоже, что сегодня ситуация повторяется.
Рубль вошел в пике, а для чего и почему – монетарные власти не особо представляют. Возможно, для того, чтобы перестать тратить валюту на ненужную поддержку курса рубля.
А значит, «контролируемое падение», которое на самом деле является неконтролируемым обвалом, будет продолжено.
И когда этот обвал остановится – никто не знает. Решит рынок. Что, пожалуй, является единственным утешением в данной ситуации.
Если не можете справиться с контролем курсовой стоимости, как это делают в Китае, то тогда уж не мешайте рынку определить настоящую цену рубля. Может, оно и к лучшему.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru





