Каким образом ФРС будет изымать избыточные доллары

Назначение Джанет Йеллен может быть связано с тем, что Белый дом хочет, чтобы та голова, которая придумала курс "количественного смягчения" и довела дело до логического конца
ТРАТАС Дмитрий
ТРАТАС Дмитрий, Независимый эксперт
17 февраля 2014, 10:41

К выступлению Джанет Йеллен перед конгрессом США на прошлой неделе было приковано особое внимание. Ведь это было первое публичное выступление Джанет Йеллен на посту главы ФРС.

31 января срок полномочий Бена Бернанке истек, и Джанет Йеллен вступила в должность, принеся присягу и став первой женщиной — главой Центробанка США.

Джанет Йеллен последние четыре года была заместителем Бена Бернанке. А замена уходящего главы ФРС на его заместителя нетипична для США. В Америке так делают очень редко, чаще всего кресло главного банкира достается или рядовому члену совета управляющих ФРС, или вообще человеку со стороны.

Так, в 1987 году Пола Волкера, победившего экономический спад и инфляцию в 1980-х годах, сменил Алан Гринспен, работавший на момент назначения в одном из финансовых комитетов при тогдашнем президенте Рейгане. В свою очередь, при уходе в отставку Гринспена место нового председателя задолго до официального объявления участники финансовых рынков отдали Роджеру Фергюсону, бессменному заму и правой руке Гринспена. Но главой Центробанка был назначен Бен Бернанке, бывший в тот момент далеко не на первых ролях в ФРС. Роджер Фергюсон был настолько расстроен этим, что даже немедленно подал в отставку со своего поста, однако чуть позже, остыв, отозвал свое заявление.

При этом работой уходящих глав ФРС в Белом доме обычно были довольны, но тем не менее предпочитали менять главного банкира страны не на его ближайшего помощника.

Получается, что с уходом Бена Бернанке получилось все наоборот. Его в отличие от предшественников и критиковали больше всего. А при уходе поступили вопреки правилам, выбрав в качестве преемника непосредственного зама.

Основное, что вменяют в вину Бернанке, — политика количественного смягчения, проводимая ФРС США в последние годы с целью борьбы с кризисом. Суть этой политики — чрезмерное насыщение финансовых рынков денежной массой путем выкупа облигаций, что по идее Бена Бернанке и его сторонников должно стимулировать рост экономики и победу над кризисом. Но экономика восстанавливается вялыми темпами, деньги идут на финансовые рынки, а бюджет ФРС раздулся до небывалых $4 трлн. Даже если политика смягчения и вправду победила финансовый кризис, ее последствия могут оказаться не менее страшными, чем сам кризис. Ведь финансовая система США перенасыщена избыточными долларами, и никто пока что не знает, каким образом ФРС будет изымать эти деньги из оборота, чтобы не навредить.

Рынок труда США останется индикатором для политики монетарного стимулирования
Джанет Йеллен, глава ФРС

Учитывая, что, как говорят, именно Джанет Йеллен, а не ее бывший босс Бернанке была главным идеологом нынешней монетарной политики, правопреемственность ее назначения можно истолковать двояко. Или это согласие Белого дома с проводимой денежной политикой. Или, что более вероятно, Белый дом, находясь в растерянности от той ситуации, в которую попала финансовая система страны, хочет, чтобы та голова, которая все это придумала, и довела дело до логического конца.

Тем более что достойной альтернативы Джанет Йеллен и не было. Лоуренс Саммерс, бывший министром финансов США при президенте Клинтоне, снялся с дистанции за два месяца до окончательного решения. Господин Саммерс объяснил свой отказ тем, что процесс его назначения «приведет к неизбежным конфликтам», которые он не в силах избежать. А ведь Лоуренс Саммерс был одним из главных критиков политики количественного смягчения. Возможно, Саммерс просто испугался и не захотел брать ответственность за последствия монетарной политики Бернанке. Принимая на себя ответственность за чужие решения, можно не снискать лавров, а, наоборот, получить весь вал критики за чужую кашу, которую заварил не ты.

Таким образом, у Барака Обамы и не было иного выбора, кроме назначения Джанет Йеллен на это беспокойное место. Теперь всем участникам рынка остается лишь наблюдать, как Джанет Йеллен продолжит (а точнее, закончит) начатое дело. И уже тогда, по всей видимости, и можно будет давать точную оценку и деятельности Бена Бернанке на своем посту, и самой Йеллен.

Что же касается первого публичного выступления Джанет Йеллен, то оно заслуживает наивысшей оценки. Семь часов с несколькими перерывами новая глава ФРС объясняла суть своей денежной политики. Понятно, что эта политика мало чем отличается от политики Бена Бернанке. Сокращение программы количественного смягчения будет продолжено, причем умеренными темпами, а низкие процентные ставки сохранены на неопределенный срок. Падающая безработица не повлияет на решения ФРС. Когда-то Бен Бернанке сказал, что уровень безработицы 6,5% является определяющим в политике ФРС. Согласно последним данным министерства труда США, безработица упала до 6,6%, и рынки опасались, что при дальнейшем сокращении от Центробанка могут последовать какие-то неприятные меры. Но Джанет Йеллен и тут всех успокоила, сказав, что нельзя ориентироваться только на численные показатели. Есть много факторов, которые влияют на состояние рынка труда, и ФРС видит, что из-за этих факторов ситуация далека от благоприятной. И пока обстановка не изменится в лучшую сторону, никто ничего трогать не будет.

Так что спокойствие и уверенность, которые продемонстрировала Джанет Йеллен, – это то необходимое, что участники рынка ждали от новой руководительницы. Это они и получили в изрядном количестве. Первый барьер успешно преодолен, и окончание речи Йеллен было встречено заслуженными аплодисментами. Жаль только, что за все семичасовое выступление Джанет Йеллен так и не ответила на главный вопрос – что ФРС собирается делать с избыточным объемом лишних денег и каким образом Центробанк собирается избавляться от этого дорогого груза. Ну что ж, остается только ждать и надеяться. Ждать действий от ФРС и надеяться на то, что они сумеют улучшить экономическую ситуацию и в США, и, следовательно, во всем мире.  

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru