Российских пилотов оставляют за бортом
В случае принятия законопроекта будет разрешено принимать по 200 иностранных пилотов в год в течение 5 лет. Лоббисты законопроекта забывают, что тем самым ставят крест на российской летной школе
11 февраля в комитете по транспорту Государственной думы прошло обсуждение проекта закона, допускающего иностранных пилотов в российское небо.
В случае принятия законопроекта будет разрешено принимать по 200 иностранных пилотов в год в течение 5 лет. Лоббисты законопроекта забывают, что более 1500 выпускников лётных училищ ищут работу, но не могут трудоустроиться в российские компании, руководство которых не желает переучивать их на эксплуатирующиеся самолёты.
Доучивать российских курсантов и вводить командирами авиакомпании не намерены, делая ставку на готовый небесный интернационал. Профсоюзы выступают категорически против данной инициативы, так как привлечение иностранных пилотов поставит крест на российской летной школе. Именно профсоюзы (ШПЛС, ПЛС, КТР, ФНПР и ОПАР) разъясняют возможные последствия законопроекта и Минтрансу, и правительству, и депутатам Госдумы, и авиакомпаниям.
Владимир Путин уже призвал авторов не торопиться и решить вопрос о судьбе документа с профсоюзами. Так как проект закона имеет важное социально-политическое значение, то обсуждение было вынесено на Трехстороннюю комиссию по социально-трудовым отношениям при правительстве.
В цене билета зарплата пилотов составляет всего 3-3,5 %
Идею о приеме иностранцев на работу генеральный директор ОАО «Аэрофлот» Виталий Савельев озвучивал еще в апреле 2011 года, не скрывая своего намерения ухудшить условия для своих же российских пилотов. В своем обращении к президенту он указал на необходимость внести поправки в Воздушный кодекс, разрешающие привлекать пилотов-нерезидентов. Основной целью этих поправок является уменьшение оплаты летного труда отечественным специалистам. Если не будет дефицита рабочей силы, то можно регулировать условия и зарплаты, что якобы способно серьезно снизить цену на билеты. Но известно, что в цене билета зарплата пилотов составляет всего 3-3,5 %, остальное это топливо - 30%, аэропортовые сборы - 20%, лизинговые платежи за самолет - 10-12%, еще 10% - техобслуживание лайнера, 20% - «прочие расходы» и 8% – зарплата экипажа, из которых 3-3,5% - это зарплаты летчиков.
Предположим, что средняя цена билета 10 000 рублей, то из этой суммы только 300-350 рублей идут на зарплату пилотам. Если сократить расходы на пилотов в 2 раза, то цена билета в 2 раза никак не уменьшится.
В настоящее время увеличилось финансирование летных училищ: закупаются тренажеры и новые воздушные суда для обучения. Тратятся огромные бюджетные деньги, отдачи от которых не будет, если выпускники не смогут найти себя в российских авиакомпаниях. Сложности с трудоустройством выпускников приведут к оттоку желающих обучаться на пилота и закрытию летных училищ. Так построена наша система образования, что училища готовят вторых пилотов, а командиров из них уже готовит авиакомпания.
По мнению руководства авиакомпаний, незачем переучивать курсантов, тратя при этом свои деньги, если можно набрать пилотов на мировом рынке труда
Поэтому вчерашние выпускники российских летных училищ, граждане нашей страны, остаются не у дел.
Лоббируя данный законопроект, его сторонники забывают, что наши авиакомпании не готовы к приему не владеющих русским языком иностранцев, так как весь внутренний документооборот осуществляется только на русском языке. Существует 6 уровней русского. В какой степени должен владеть им иностранец? Ответа нет. В кабине могут оказаться два «неносителя» русского языка, что в нормальной ситуации не является препятствием для полета, но в усложнённой или аварийной обстановке станет угрозой безопасности, так как. каждый будет кричать на своем языке – это психология! А значит, взаимных действий не получится. Как иностранцы будут летать по России? Аэропортовые службы, кроме управления воздушным движением, не владеют английским языком. А если они будут летать только за рубеж, то это дискриминация пилотов по национальности и неравномерность планирования, поскольку полеты по РФ в основном ночные и, соответственно, более тяжёлые.
Чем больше будет иностранных пилотов, тем более существенными окажутся потери бюджета
При приеме иностранного пилота, с большой долей вероятности, будет использоваться следующая схема: трудовой договор (контакт) заключается между ним и рекрутинговой компанией, сдающей фактически пилота «в аренду» (в лизинг) авиакомпании. А это заемный труд. Между авиакомпанией и рекрутинговым агентством заключается договор оказания услуг, на основании которого и будут перечисляться денежные средства. Из них уже самим агентством будет выплачиваться вознаграждение пилотам. В этой схеме не предусмотрена уплата налогов в казну РФ - подоходного, страховых выплат на пенсию и отчислений в ПФР по ФЗ № 155 "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации". Мимо госказны «утекут» огромные деньги. Кроме этого, недополучат летную надбавку и пенсионеры летного труда согласно тому же ФЗ № 155. Чем больше будет иностранных пилотов, тем более существенными окажутся потери бюджета. Вполне возможно, сами же руководители авиакомпаний и чиновники Минтранса создадут рекрутинговые компании в оффшорах, через которые и будут набираться пилоты.