Стратегическая победа исламских боевиков в Ираке

Боевики ИГИЛа (Исламское государство Ирака и Леванта) близки к достижению своей цели - созданию транснационального суннитского эмирата в районе Плодородного полумесяца, протянувшемся от Ливана до Междуречья.
За взятием Мосула, второго по величине города Ирака, последовал захват Тикрита - родины Саддама Хусейна.
Полностью деморализованные войска шиитского правительства в Багдаде оставляют позиции, практически не оказывая сопротивления. В начале этого года мы писали о далеко идущих планах иракских исламистов из ИГИЛа, но масштаб и стремительность нынешних событий превосходят все ожидания.
США забили тревогу, назвав ситуацию в Ираке "чрезвычайно серьезной". Представитель Госдепартамента Джен Псаки заявила, что исламские радикалы получают поддержку с фронтов гражданской войны в Сирии, и призвала к "решительным действиям по отражению агрессии".
Премьер-министр Ирака Нури аль-Малики также призвал граждан к вооруженному сопротивлению экстремистам.
Правительству в Багдаде будет теперь чрезвычайно трудно отвоевать потерянные территории
Однако этот призыв означает, что ни его силы безопасности, ни оставшиеся в Ираке американские советники ничего не могут поделать в сложившейся ситуации. Взятие исламскими боевиками Мосула полностью опровергает утверждения США, что они нанесли стратегическое поражение "Аль-Каиде" в этом регионе.
ИГИЛ, созданное в 2003 году как региональное отделение "Аль-Каиды", показало, что набралось сил и опыта, достаточных для проведения масштабных боевых операций. Правительству в Багдаде будет теперь чрезвычайно трудно отвоевать потерянные территории.
В свою очередь, ИГИЛ получило громадные стратегические преимущества, обеспечив себе коридор вдоль границы с Сирией. Это создает боевикам почти идеальные условия для контрабанды оружия, переброски боевиков и финансирования в регионе Плодородного полумесяца.
Ряд экспертов считают, что ИГИЛ может теперь представлять для ближневосточных режимов более значительную опасность, чем "Аль-Каида".
Причем со временем исламисты могут повернуть оружие и против своих спонсоров - суннитских монархий Персидского залива и Турции. В ряды ИГИЛа уже влились сотни, а вероятно, и тысячи джихадистов, приехавших со всех концов света для поддержки исламской революции.
ИГИЛ получил громадные стратегические преимущества, обеспечив себе коридор вдоль границы с Сирией
С одной стороны, нынешние события стали свидетельством краха американской оккупационной политики в Ираке, с другой - следствием гражданской войны как в самом Ираке, так и в Сирии. Потерпев неудачу в войне с баасистским режимом Дамаска, а также с другими отрядами сирийской оппозиции, боевики ИГИЛа были вытеснены в "суннитский треугольник" между Сирией, Ираком и Турцией, чтобы затем с новой силой продолжить наступление на светские и шиитские режимы Ближнего Востока.
Основу ИГИЛа составляют боевики-сунниты, которые пользуются поддержкой местного населения в суннитских районах Ирака, а также иностранные добровольцы. В начале года они захватили город Фаллуджу и даже продвинулись к Багдаду. Именно тогда лидер ИГИЛа Абу Бакр аль-Багдади объявил о создании суннитского эмирата в Ираке.
Одновременно все более закрепляются линии раздела Ирака по местам компактного проживания этнорелигиозных групп - шиитов, суннитов и курдов. Объединить расколовшуюся в результате американской агрессии страну уже вряд ли удастся. Это стало, среди прочего, результатом жесткой дискриминации новыми шиитскими властями Ирака суннитского меньшинства, которое было в свое время оплотом режима Саддама Хусейна.
В Ираке складывается ситуация, в чем-то схожая с Сирией. Однако, в отличие от Дамаска, шиитское правительство в Багдаде не имеет столь устойчивой государственной традиции, национальной идеологии и опытной армии. В случае смертельной угрозы нынешний режим в Багдаде может обратиться за военной помощью к одному из двух злейших соперников, Ирану, либо к США.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru





