С запозданием, но свершилось: Центральный банк, как и было им обещано, поднял базовую ставку для расчета полиса ОСАГО в пределах от 23 до 30%. Таким образом, начался первый этап реализации принятых недавно поправок в законодательстве, однако касается он пока лишь водителей, так как страховые выплаты повышаются только по ущербу имуществу. Пешеходы ждут 1 апреля 2015 года, когда повысятся выплаты за вред жизни и здоровью, что также подразумевает увеличение страховых тарифов и стоимости полисов.
Но и апрельское повышение будет не последним. Дело в том, что предусмотренное поправками страховое возмещение за вред жизни и здоровью по Закону об ОСАГО в четыре раза меньше, чем по законам, связанным со страхованием жизни и здоровья пассажиров общественного транспорта и авиапассажиров. Банк России согласился с предложением МОД "Союз пешеходов" о необходимости уравнять стоимость жизни пешеходов и пассажиров общественного транспорта, так как это одни и те же лица. Но, к сожалению, это случится не в 2015 году.
Что изменяется для владельцев автотранспортных средств?
Стоимость полиса повысилась. Для некоторых категорий водителей - гораздо больше, чем на 30%, так как страховые полисы продаются с учетом различных коэффициентов к базовой ставке. Эти коэффициенты рассчитываются на основе статистики и учитывают различные риски: территорию, где преимущественно эксплуатируется автомобиль, стаж и возраст водителя, историю аварий по вине водителя, мощность двигателя автомобиля и многое другое.
Особенно будет заметно повышение стоимости полиса для виновников ДТП, водителей с малым стажем вождения и моложе 22 лет, так как коэффициенты для этих категорий также повышены. Здесь есть очевидная логика и справедливость, так как, по нашим данным, например, водители со стажем менее трех лет становятся виновниками аварий в 2,5 раза чаще, чем в среднем все остальные. Часто эти водители попадают в аварии по несколько раз в году. Для этих категорий реальное увеличение стоимости полиса станет весьма значительным.
Что страхователь получит взамен своих денег?
Можно сказать сразу: получит немало, несмотря на то что "еще не вечер", так как тарифы еще раз будет повышены с 1 апреля 2015 года.
Во-первых, максимальная сумма страхового возмещения повышается со 120 до 400 тыс. руб., но самое важное, что эта сумма теперь может быть выплачена владельцам каждого из пострадавших в аварии автомобилей, в то время как ранее все невиновные в ДТП могли суммарно претендовать лишь на 120 тыс. Таким образом, сумма страхового покрытия, например, для трех поврежденных в одном ДТП автомобилей (что не редкость), составит 1,2 млн руб., а это в 10 раз больше, чем было.
Значительное увеличение выплат будет связано и с уменьшением максимального износа, учитываемого при расчете страхового возмещения, - с 80 до 50%. Учитывая, что средний возраст легковых автомобилей в России около 12 лет, это снижение - в интересах большинства водителей.
Существенно уменьшились сроки рассмотрения претензий о страховой выплате и перечисления сумм компенсации. Вводится прямое возмещение убытков, то есть за возмещением нужно будет обращаться в "свою" компанию, где куплен полис.
Еще два важных изменения в ОСАГО в пользу страхователей пока не реализованы полностью, но будут реализованы в ближайшее время.
Во-первых, это возможность выбрать натуральную форму возмещения полученного в ДТП ущерба - то есть отремонтировать автомобиль за счет страховщика на сертифицированном автосервисе, с которым страховая компания заключила соответствующий договор. При таком выборе, например, за кузовной ремонт с окраской без замены деталей кузова страхователю доплачивать не придется. В случае ремонта с заменой деталей придется доплатить с учетом износа деталей. Пока, к сожалению, страховые компании не готовы всем предоставить возможность выбрать натуральное возмещении убытков, но подготовка началась.
Во-вторых, 17 октября утверждена "Единая методика расчета восстановительной стоимости ремонта автомобиля". В отличие от ранее действующих методик, в этой предполагается использование реальных (средних по федеральным округам) справочников стоимостей запасных частей, расходных материалов и нормо-часа работ. Можно было бы сомневаться в объективности информации в этих справочниках, однако требование Закона об ОСАГО обеспечить страхователю возможность получения натурального возмещения убытков в виде ремонта за счет страховщика заставит последнего закладывать реальные цены и стоимости. Даже когда речь пойдет об оплате детали с износом 50%, половину стоимости должен будет оплатить страховщик - то есть у него будет заинтересованность в реальной цене.
Соответствующие ценовые справочники будут общедоступными и станут обновляться Российским союзом автостраховщиков каждые шесть месяцев. Первые появятся уже в декабре этого года.
Теперь о пешеходах, пострадавших по вине водителей. Что получат они?
Во-первых, страховое возмещение за вред жизни и здоровью повышается с 1 апреля 2015 года со 160 тыс. руб. до 500 тыс. руб. Этого, конечно, совершенно недостаточно в качестве компенсации за потерю жизни, и часто недостаточно для лечения, но это первый шаг вперед.
Важное значение имеет расширение круга лиц, которые имеют право на получение компенсации по причине гибели в ДТП родственника. Ранее такую компенсацию выплачивали только в случае потери кормильца - несовершеннолетним детям и иждивенцам, теперь ее смогут получить родители, супруги, совершеннолетние дети, братья, сестры. Речь идет не только о погибших пешеходах, но и о водителях и пассажирах. Тем самым количество выплат, по нашим подсчетам, должно увеличиться на 14-16 тыс. руб., то есть составить 7-8 млрд руб. (за 2013 год погибли на дорогах 27 тыс. человек). Но необходимо помнить об одной особенности: новые суммы страхового возмещения могут быть получены только в том случае, если полис виновника аварии был куплен по новым тарифам, когда вступили в действие поправки в закон. Страховое покрытие по полисам, купленным по старым тарифам, остается прежним.
Поправками в Закон об ОСАГО предусмотрена также предварительная выплата части страхового возмещения за вред здоровью без предоставления подтверждающих затрат документов, что очень важно для получения необходимых срочных медицинских услуг, на которые существует очередь в рамках обязательного медицинского страхования. Эта и другие поправки в Закон об ОСАГО были предложены МОД "Союз пешеходов" и внесены депутатом Госдумы Вячеславом Лысаковым. Приняты также поправки, связанные с обеспечением пострадавших пешеходов информацией о виновнике ДТП и его страховой компании, и некоторые другие.
Что получают страховщики, кроме повышения страхового тарифа? Без сомнения, у них стало больше ответственности, а статья 7 Закона об ОСАГО прямо указывает, что "доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат, не может быть менее чем 80% страховой премии". Вспомним, что несоблюдение этого порога стало главной претензией страхователей к страховщикам. Добавлю, что и "Закон о защите прав потребителей" в отношении страхования не отменен.
В итоге сейчас мы видим, как многие страховые компании уже начали реализовывать программы по снижению издержек. Хороший знак для страхователей.