В один день, практически в одночасье, в Ираке решился главный государственный вопрос, который находился в подвешенном состоянии почти год. 13 октября депутаты Совета представителей (парламента) выбрали нового президента страны. Он, приняв конституционную присягу, тут же призвал нового премьер-министра и поручил ему сформировать будущее правительство. Все, репетиция закончена: дублеры, год носившие бирки "исполняющий обязанности" президента и премьера, сошли со сцены; теперь на ней в главных ролях выступают Абдель Латиф Рашид (избранный президент Ирака) и Мухаммед Шиях ас-Судани (назначенный премьер-министр).
Кто эти люди?
12 месяцев иракские политики и их сторонники дискутировали и дрались (в том числе и в прямом смысле) за то, чтобы наконец-то определить фамилии двух деятелей, которые займут эти высшие посты в иерархии исполнительной власти Ирака. Удалось ли депутатам сделать мудрый выбор и способны ли Рашид с ас-Судани изменить нынешнюю крайне непростую ситуацию в стране? Чего от них ожидать и стоит ли вообще ожидать каких-либо осмысленных действий, направленных на выход страны из политического кризиса и реальные преобразования в экономике?
Более примечательна, конечно, другая сторона его деятельности — с 2010 года и до момента избрания президентом Рашид был старшим советником… президента Ирака! Да не одного, а всех трех президентов, которые служили на благо иракского народа в течение последних 12 лет. И это, как считают иракские депутаты, неоспоримое достоинство Рашида. Дескать, Абдель Латиф о своей новой работе знает не понаслышке, знает, что где лежит в кабинете президента, и в тревожную минуту, скорее всего, не подведет.
Безусловно, президент — это звучит гордо. И все давние и разветвленные связи (и деловые, и дружеские) Латифа за рубежом, и приобретенный им опыт работы не просто советником, а старшим советником аж трех иракских президентов послужат, будем надеяться, быстрому становлению и укреплению авторитета Рашида как главы иракского государства и в стране, и за ее пределами. Но, к великому сожалению, никакого практического применения или ощутимой пользы в Ираке и для иракцев это не имеет и по большому счету иметь не будет. Должность президента в стране — формальность, она ограничена лишь представительскими функциями и влияния на реальный ход событий в стране фактически не оказывает. Эдакий зиц-председатель Фунт Ильфа и Петрова в современной иракской интерпретации (без криминальной составляющей, конечно же).
Два вопроса премьер-министру
Что касается нового иракского премьера, то тут дело куда более запутанное, на мой взгляд. По конституции, глава правительства действительно обладает серьезными полномочиями. В этом смысле сейчас для Ирака принципиальны два вопроса: сможет ли воспользоваться ими (и как) новый премьер-министр Мухаммед ас-Судани и сможет ли вообще премьер-министр (любой) в нынешних условиях воспользоваться хоть какими-то своими законными полномочиями?
В течение почти десяти лет назначенный премьер занимал несколько административных должностей в провинции Майсан, в том числе пост губернатора. Его деятельность в этом районе, судя по отзывам, признается иракцами успешной. Как отметил депутат Совета представителей Хасан аль-Бахадли: "Ас-Судани — профессиональный менеджер, он реально может упорядочить деятельность в отраслях, жизненно важных для всех иракцев, в первую очередь — сельском хозяйстве".
Кроме того, как представляется на первый взгляд, ас-Судани вполне в состоянии наладить четкую работу правительства. То есть главой кабинета министров Ирака теперь стал профессионал, который, так и хочется сказать, "далек от политики и бесконечных разборок между иракскими политическими партиями, блоками, альянсами". Но не тут-то было...
Сложнее, чем подстричь усы
Из множества характеристик, которые в последние дни дают ас-Судани, для иракцев наиболее заметными и обсуждаемыми стали две: то, что новый премьер "всегда элегантно одет и у него всегда аккуратно подстрижены усы" и то, что он "ни разу не был замешан ни в одном коррупционном скандале". Аккуратно подстричь усы хоть и сложно, но все-таки возможно, но оставаться незапятнанным делами о взятках, растратах и прочих незаконных финансовых операциях госчиновнику в Ираке (по классификации ООН Ирак на протяжении долгих лет является одной из самых коррумпированных стран мира) — это уже почти из области фантастики.
Но все же доверимся иракским СМИ, утверждающим, что ас-Судани был практически единственным правительственным чиновником, который не попал под подозрение прокуратуры в коррупции, когда дела были открыты на подавляющее большинство членов правительства, руководившего страной с 2010 по 2014 год. Ас-Судани в те годы занимал пост министра по правам человека, а премьером был… Нури аль-Малики.
В 2014 году группа иракских и международных экспертов начала расследование по обвинению аль-Малики в растрате и "исчезновении" из бюджета страны $140 млрд. Они намеревались передать материалы в Международный суд, так как, по их убеждению, "суда независимого в Ираке не существует". Однако, насколько известно, дело в итоге спустили на тормозах, материалы расследования за пределами Ирака так и не появились.
Даже полагая, что ас-Судани далек от коррупционных схем, к премьерству его привели все те же лица. Можно предположить, что в ближайшее время новый премьер должен будет "отрабатывать" свои обязательства, взятые перед соратниками по партии.
Без резких движений
Каков бы ни был состав нового кабинета во главе с ас-Судани, с уверенностью можно сказать, что внешняя политика Ирака претерпит изменения, по крайней мере на словах. Это связано с основополагающей и давней проиранской позицией "Координационных сил", и, соответственно, новый кабинет постарается сделать все возможное, чтобы дезавуировать "стратегические отношения с США". Однако сделать это будет не только непросто, но практически невозможно, учитывая повсеместное проникновение Вашингтона в Ираке в последние годы, особенно в армии и силах безопасности. Тем не менее крен в сторону Ирана будет все более отчетливым, а взаимодействие с Соединенными Штатами — максимально сдержанным (насколько это позволит Вашингтон).
Грандиозных и резких изменений внутри страны не предвидится вовсе. Но о любых дальнейших действиях нового премьера стоит говорить только при одном немаловажном условии — если даже сформированное и утвержденное парламентом правительство вообще сможет начать реальную работу.
И избрание президента, и утверждение ас-Судани кандидатом в премьеры проходило в парламенте без участия фракции, которая получила на прошлогодних выборах больше депутатских мест, чем любая другая партия или блок. Эта фракция, не урезонив коллег по парламенту в необходимости создать однопартийное правительство, в августе в полном составе сложила депутатские полномочия, потребовала распустить действующий парламент и объявить новую дату выборов. Это — сила, с которой приходится считаться в Ираке всем при принятии подавляющего большинства вопросов, касающихся как внутренней, так и внешней политики. Речь идет о движении, лидером которого является один из наиболее авторитетных людей страны — шиитский имам Муктада ас-Садр.
Ас-Садр — и швец, и жнец…
Вот лишь два примера последних недель, подтверждающих, насколько влияние ас-Садра затрагивает самые различные стороны жизни Ирака и насколько с ним приходится считаться другим политикам, министрам и прочим общественным деятелям против их воли. В конце августа в Багдаде толпы агрессивных людей заполонили центр столицы, намереваясь штурмовать правительственные здания, в том числе парламент. Высказывались серьезные опасения, что противоборство сторонников двух лагерей шиитской общины может перерасти в гражданскую войну. Призывы президента и премьера (точнее, исполняющих их обязанности) не возымели никакого действия. Тогда они по отдельности обратились к ас-Садру с просьбой повлиять на собравшихся в Багдаде. Имам согласился и из своей резиденции в городе Наджаф приказал демонстрантам в течение часа убраться из центра столицы. Его речь длилась не больше минуты, толпа прекратила бузу и покинула центр города за 45 минут.
В день избрания нового президента и назначения премьера спикер иракского парламента Мухаммед аль-Халбуси оценил старания депутатов Совета представителей и выразил особую благодарность… самоустранившемуся и отсутствующему блоку ас-Садра! Как сказал аль-Халбуси, он признателен садристскому движению за то, что оно "придерживалось принципов демократизма" и не препятствовало выборам в парламенте.
Влияние ас-Садра в Ираке связано не столько с результативным сопротивлением созданных им военизированных отрядов ("Армия Махди") американским войскам во время оккупации, сколько с его принадлежностью к семье ас-Садр (его отец был верховным лидером шиитов Ирака) и тем, как удачно и успешно он совмещает роль религиозного лидера с деятельностью политика. Его воззвания, публикуемые в социальных сетях, каких бы тем они ни касались, написаны крайне витиевато, с цитированием отрывков из Корана, с притчами и религиозными наставлениями. Для их четкого понимания необходимо особое толкование, фактически — перевод на современный арабский язык. Этот факт еще больше поднимает планку значимости ас-Садра среди иракских шиитов. Для них он и политический вождь, и духовный наставник одновременно. Поэтому его призывы воспринимаются последователями не только как политические установки, но и как рекомендации мусульманского богослова.
Навсегда не значит навечно
Основным противником садристского движения в последние месяцы был и остается альянс "Координационные силы". А новый премьер — выдвиженец и откровенный выразитель интересов этого альянса.
Ас-Садр еще летом официально объявил, что уходит из политики навсегда. Но сразу же после утверждения премьер-министра сказал, что ни один из его последователей не войдет в кабинет министров ас-Судани, и "высказал пожелание", чтобы его сторонники в ближайшее время покинули все должности, занимаемые ими в госструктурах во всех провинциях страны. Его "пожелание" будет выполнено. Это, безусловно, если не парализует, то во многом сократит эффективность исполнения распоряжений правительства, особенно на местах; приведет к видимой "нерезультативности" деятельности созданного кабинета.
Более того, движение ас-Садра не оставило требования о проведении досрочных парламентских выборов. От этой идеи не отказывается и ас-Судани. Но он предполагает, что новые выборы в Совет представителей можно будет провести через полтора года. Вопрос лишь в том, согласятся ли садристы ждать эти полтора года и не захочет ли их лидер вновь выйти на сцену, чтобы выступить в главной роли, которую сейчас у него "отобрали" новые президент и премьер-министр Ирака. Ответ, думаю, будет получен уже в ближайшие недели.