Визит Шольца в Китай: "изменения через торговлю" в прошлом?
Вячеслав Филиппов — о реакции на поездку канцлера ФРГ в Пекин и ее итогах
Под конец прошлой недели канцлер Германии Олаф Шольц посетил Пекин, где встретился с председателем КНР Си Цзиньпином. Это была первая личная встреча Шольца с китайским лидером после вступления в должность главы правительства ФРГ.
Визит, который многие немецкие политики и наблюдатели расценивали как неоднозначный в свете решений XX съезда Коммунистической партии Китая (КПК) и первого пленума Центрального комитета (ЦК) КПК 20-го созыва, подвергся критике как в Германии, так и за ее пределами в Европе. По информации ряда СМИ, президент Франции Эмманюэль Макрон предлагал Шольцу отправиться в Китай вместе, чтобы продемонстрировать тем самым сплоченность ЕС, но германская сторона якобы отвергла эту идею.
Прием, устроенный канцлеру в аэропорту Пекина, был специфическим: люди в белых защитных одеждах выкатили красную ковровую дорожку перед правительственным лайнером, но прежде, чем Шольц смог на нее ступить, прошло некоторое время, так как ему пришлось сделать ПЦР-тест на коронавирус. Хотя два были сделаны еще перед вылетом в Берлине. Пробу у канцлера в пекинском аэропорту взял немецкий врач под контролем китайского. Добро пожаловать в страну жесткого локдауна!
Пресса ФРГ отмечала, что многое напоминало визит Шольца в Москву в феврале, когда его принял в Кремле президент РФ Владимир Путин. Несмотря на отрицательный результат теста Шольца, оба лидера все же тогда сидели по разные стороны огромного стола на расстоянии примерно 6 м друг от друга.
Никакого рукопожатия
На почтительном расстоянии прошла и встреча канцлера и председателя КНР. При приветствии никакого рукопожатия, но оба — в отличие от членов делегаций — были без масок. Шольц перед началом переговоров отметил, что намерен обсудить дальнейшее развитие двусторонних отношений и при этом не упускать из виду и существующих разногласий.
Это цель хорошего диалога
Си Цзиньпин, со своей стороны, призвал оставить в стороне разногласия и выразил надежду на то, что визит Шольца будет способствовать укреплению доверия и углублению сотрудничества между обеими странами. При этом канцлер стал первым из глав правительств западных стран, кто засвидетельствовал свое почтение Си Цзиньпину визитом со времени переизбрания последнего генеральным секретарем ЦК КПК 23 октября. Еще и поэтому к поездке Шольца было приковано пристальное внимание в Европе.
Пресс-конференции по итогам переговоров с председателем КНР не было, что в принципе не предусмотрено и протоколом. Огромное разочарование у германской стороны вызвало то, что и после встречи с премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном острых на язык немецких журналистов лишили возможности задать вопросы. Шольц и Ли Кэцян лишь выступили с заявлениями для прессы.
Как пишет агентство Deutsche Presse-Agentur (DPA), делегация из ФРГ до последнего настаивала на том, чтобы репортеры задали интересующие их вопросы, но китайская сторона якобы ответила категорическим отказом. Так что разногласия, которые бы, возможно, в полной мере могли проявиться при ответах канцлера и премьера Госсовета КНР на пресс-подходе, остались по большей части за экраном.
Напомню, при визитах Ангелы Меркель в Китай допускали как минимум по одному вопросу с каждой из сторон. Шольц, правда, попытался удовлетворить запросы немецких журналистов и коротко затронул такие темы, как ситуация вокруг Тайваня и приписываемые Пекину нарушения прав человека в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.
Какое же главное достижение?
Шольц потратил в полете в общей сложности 23 ч, чтобы провести двухчасовую встречу с китайским лидером, посетовала газета Bild. Однако, по оценке канцлера, который следует принципу "всегда лучше говорить, чем игнорировать и воевать", это того стоило. Главным достижением визита правительство ФРГ декларирует то, что якобы впервые Пекин предостерег от дальнейшего обострения ситуации вокруг Украины, в особенности от применения ядерного оружия, и призвал к мирному урегулированию конфликта. "Си Цзиньпин и я были едины во мнении, что атомные угрозы безответственны и очень опасны", — заявил Шольц журналистам. Он призвал Китай повлиять на Россию по вопросу Украины. Уже скоро на Бали состоится саммит стран "Группы двадцати" (G20), где канцлеру и председателю КНР, пожалуй, снова представится возможность встретиться. Как полагают в Берлине, Пекину сейчас отводится одна из ключевых ролей в вопросе урегулирования ситуации на Украине.
Отдельного внимания заслуживает и другой момент. Шольца в поездке сопровождали топ-менеджеры 12 германских компаний. Это, конечно, в разы меньше, чем во время поездок в Китай Ангелы Меркель. Тем не менее в КНР наверняка очень внимательно следили за тем, кого же Шольц возьмет с собой в правительственный лайнер. В итоге из порядка 100 претендентов были выбраны, прежде всего, такие гиганты, как Volkswagen, Deutsche Bank, BASF, BMW, Siemens... и среди них фирма из Майнца BioNTech, известная своей вакциной от коронавируса.
Многомиллиардных сделок в этот раз не было заключено, но BioNTech добилась пусть и небольшого, но важного прогресса. Генеральный директор и соучредитель Угур Шахин представил в КНР вакцину компании, которая, как пишут СМИ, была воспринята весьма благодушно. Шольц заявил о том, что проживающие в Китае иностранцы в будущем смогут рассчитывать на прививку препаратом от BioNTech.
"Зеленые" тянут одеяло на себя
В коалиционном соглашении, заключенном чуть менее года назад вошедшими в правительство ФРГ партиями (Социал-демократическая партия Германии — СДПГ, "Зеленые" и Свободная демократическая партия), говорится о том, что внешняя политика Германии должна основываться на западных ценностях и быть направлена на отстаивание общих европейских интересов.
Шольц своим визитом в Китай, с точки зрения многих экспертов, показал, что для него интересы страны выше этих двух пунктов договора. С этим согласны далеко не все в правящей коалиции. Наглядно это продемонстрировали сначала глава МИД Анналена Бербок ("Зеленые"), затем и ее однопартиец, глава Минэкономики Роберт Хабек.
1 ноября во время визита в Узбекистан Бербок, говоря о поездке канцлера в Пекин, напомнила, что в коалиционном договоре Китай называется не только партнером, но и "системным соперником". На встрече глав МИД стран "Группы семи" в Мюнстере 3 ноября, то есть когда Шольц как раз летел в КНР, министр призвала партнеров по G7 "касательно Китая не повторять ошибок, которые в прошлом были сделаны в политике по отношению к России". Интерпретировать это иначе, нежели как выпад в адрес Шольца, трудно. Так его не оценили в партии канцлера: председатель фракции СДПГ в Бундестаге Рольф Мютцених назвал действия Бербок "невежливыми и недисциплинированными".
Для канцлера открытое недовольство "Зеленых" курсом в отношении Китая может иметь определенные риски, учитывая, что и в Европе его визит в Пекин многие встретили с явным неудовольствием. По всей видимости, "экологи" еще до конца не переварили ситуацию, когда Шольц своим решением одобрил продажу части акций порта в Гамбурге китайской госкомпании COSCO, несмотря на то что в том числе Минэкономики во главе с Хабеком было против.
Дискуссии вокруг сделок с инвесторами из КНР после визита канцлера продолжились с новой силой. Буквально вчера стало известно, что кабмин ФРГ с подачи Министерства экономики запретил продажу китайцам (через дочернее шведское предприятие) дортмундской компании — производителя микрочипов Elmos, а также поглощение китайским инвестором еще одной немецкой фирмы, название которой не упоминается. По данным газеты Handelsblatt, речь идет о баварской ERS Electronic (занятой в области производства полупроводниковых приборов). Решение о запрете якобы было принято из соображений национальной безопасности, но не исключено, что давление на власти Германии в этом вопросе оказали США. По возвращении на родину Шольц уже 6 ноября провел телефонный разговор с президентом Штатов Джо Байденом, во время которого, по данным кабмина ФРГ, проинформировал американского лидера и о поездке в Китай.
Германия с ориентированной на экспорт экономикой оказалась в сложной ситуации, когда ее компании, с одной стороны, заинтересованы в сотрудничестве с КНР, а с другой, оказываются заложниками торгового конфликта между Вашингтоном и Пекином. США и при Дональде Трампе, и сегодня, при Байдене, в большей степени заняты защитой своего внутреннего рынка и, судя по всему, не считаются при этом с интересами европейских, включая германские, фирм. По мере обострения американо-китайского торгового конфликта и особенно в свете недавнего призыва Вашингтона к союзникам присоединиться к мерам, ограничивающим поставки передовых полупроводников в Китай, давление на европейцев и Берлин, несомненно, будет расти и новые сделки с инвесторами из КНР в такой сфере, как производство микрочипов, вряд ли возможны.
Взаимная открытость?
В Китае подобные действия явно натолкнутся на непонимание и критику, ведь перед поездкой в Пекин сам Шольц в статье для газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung заявил, что Германия и Китай далеки от взаимности в двусторонних отношениях, "в частности, касательно доступа к рынку для компаний". "Мы будем и впредь требовать взаимности. Но без последствий не может остаться ситуация, если Китай не допустит этой взаимности", — утверждал канцлер.
"Такой дифференцированный подход к Китаю соответствует долгосрочным стратегическим интересам Германии и Европы", — считает Шольц. Вопрос, как оценят китайские партнеры "дифференцированный подход" Берлина касательно сделок с инвесторами из КНР.
"Изменения через торговлю" — таков был до сих пор излюбленный девиз германской внешней политики, особенно социал-демократов. Сейчас его практически никто и не упоминает. Еще три года назад во время визита Меркель в Китай журналистов приглашали на встречи бизнес-кругов, в торжественной обстановке подписывались многомиллиардные контракты. Меркель почти половину своего времени на пресс-конференции тратила на то, чтобы подчеркнуть важность тесных экономических отношений ФРГ и КНР.
В этот раз все было иначе: главы германских концернов избегали общения с прессой, а Шольц коснулся торговых вопросов лишь минут через пять после начала своего заявления для журналистов, да и то, чтобы выступить с критикой в адрес Пекина. В правящей в ФРГ коалиции, очевидно, продолжаются ожесточенные споры о том, какой стратегии придерживаться в отношении Китая, и конца им не видно. По требованию оппозиции (фракции ХДС/ХСС) в Бундестаге сегодня даже состоится "Актуальный час", посвященный обсуждению политики германского правительства на этом треке.