Девушка в белой защитной медицинской маске слегка робела из-за натиска телевизионных репортеров, остановивших ее в центре Токио у оживленного перекрестка, но отвечала твердо. "Мне кажется, что наше правительство не вполне искренне подходит к вопросу о "Церкви объединения", — говорила она в камеру. — Создается впечатление, что власти нам постоянно что-то недоговаривают".
Стоявший рядом пожилой прохожий был еще более категоричен: "Правительству пора проявить настоящую твердость в отношении "Церкви объединения", ее деятельность в стране стала угрозой для общества". Такой же точки зрения, по опросам общественного мнения, сейчас придерживается подавляющее большинство жителей Японии, хотя еще в первой половине года об этой весьма напористой, но действующей в тени религиозной группировке мало кто вообще вспоминал.
Однако сейчас о "Церкви объединения" дискутируют практически в каждом выпуске теленовостей, без упоминания о ней не обходится ни один выпуск общенациональных газет. Вскрывшиеся факты тесных контактов верхушки правящей Либерально-демократической партии Японии с этой группировкой уже привели к тому, что во второй половине октября своего поста со скандалом лишился один из ключевых членов кабинета — министр по восстановлению экономики Дайсиро Ямагива.
Его уличили в попытках скрыть подозрительные связи с "Церковью объединения", которая сменила название и сейчас официально именует себя "Союзом семей за всеобщий мир и объединение". В контактах с ней признались в результате внутреннего расследования почти половина депутатов парламента от ЛДП, немало министров, руководство нижней палаты парламента. В чем же суть проблемы, связанной с "Церковью объединения", почему она так беспокоит местное население?
Новый мессия
В Японии действует немалое количество нестандартных религиозных групп, которые после регистрации получают льготы, включая налоговые. Однако, видимо, ни одна из них не добилась такого мощного и тайного влияния в политической элите, как "Церковь объединения", десятилетиями выстраивавшая отношения с самыми влиятельными людьми страны.
Эта организация была создана в 1954 году в Южной Корее проповедником Мун Сон Мёном, который провозгласил себя мессией, творцом новой самой праведной религии, впитавшей все лучшее из прошлых учений. В доктрине "Церкви объединения" можно найти и библейские мотивы о первородном грехе Адама и Евы, и дуалистическое деление всего в мире на черное и белое по дальневосточному принципу инь-ян, и почитание Христа. Впрочем, Иисус так и не сумел спасти человечество, проповедовал Мун, намекая, что эту миссию он берет на себя.
Основатель "Церкви объединения" провозгласил одной из своих целей воспитание "новых непорочных Адама и Евы" и прославился организацией массовых свадеб, в ходе которых лично венчал сотни мужчин и женщин, часто до этого друг с другом не знакомых. Однако японскую элиту привлекало другое — непреклонный антикоммунизм проповедника Муна.
Борцы с коммунизмом
В 1950–1960-х годах страну сотрясало мощное левое движение, которое бросало реальный вызов консервативной власти. Мун провозглашал марксизм "учением дьявола", он создал весьма активно действовавшую во многих странах Всемирную антикоммунистическую лигу. Фанатичные последователи "Церкви объединения" были обязаны беспощадно бороться с левой идеей, и такие союзники казались весьма привлекательными представителям японских консервативных кругов.
Как широко известно, с Муном лично познакомился и сблизился один из самых влиятельных японских политиков Нобусукэ Киси, который был премьер-министром страны с 1957 по 1960 год и добился принятия нынешней версии договора безопасности с США, закрепившего американские военные базы на японской территории. Этот деятель, как полагают, и помог созданию в стране ячеек "Церкви объединения" и ее регистрации, дающей права на финансовые льготы.
К организации Муна впоследствии были близки и другие высокопоставленные политики, включая глав правительств. Дисциплинированные и организованные сторонники "Церкви объединения" стали во время избирательных кампаний бесплатно оказывать незаменимую поддержку консервативным политикам, которые взамен, судя по всему, предоставляли им свое покровительство.
Заколдованные товары и десятина доходов
Несмотря на южнокорейское происхождение, последователи Муна придавали Японии особое значение как своей главной финансовой базе. "Церковь объединения", например, с 70-х годов прошлого века обвиняли в попытках запугивать людей "грехами предков" и "дурной кармой". Для снятия проклятий активисты группировки навязывали за огромные деньги "мистические товары" — чаще всего вазы или фигурки пагод, которые якобы втягивают в себя древние проклятия. По оценкам разных организаций адвокатов, в результате пострадали по меньшей мере 30 тыс. человек. Сумму ущерба сегодня оценивают в 124 млрд иен (почти $870 млн). По таким делам проводились аресты и выносились судебные решения.
Под таким давлением "Церковь объединения", как сообщают японские СМИ, сейчас прекратила торговлю "магическими предметами" и переключилась на сбор добровольно-принудительных пожертвований от своих последователей. По данным печати, их вынуждают отдавать десятую часть доходов за проведение всевозможных ритуалов, вносить крупные суммы "для избавления от страданий душ предков". При этом, отмечают в местных изданиях, используется тонко разработанная система психологического давления и манипулирования, в которой широко применяются различные средства запугивания. Например, уточняется, что руководство, мол, требует от своих организаций на местах ежемесячно собирать по всей Японии пожертвований на 2,4 млрд иен (более $16 млн).
Выстрелы на митинге
Впрочем, бурная деятельность организации, скорее всего, оставалась бы и впредь в тени, если бы не трагическое событие: в начале июля текущего года в ходе предвыборного митинга был убит один из самых влиятельных политиков страны, экс-премьер Синдзо Абэ. Его застрелил безработный бывший военный, мать которого, по его словам, отдала почти все свои сбережения "Церкви объединения" и тем самым разорила семью. На убийство парень решился после того, как в интернете увидел видеопослание политика в адрес одной из организаций, созданных последователями проповедника Муна. Приветствие явно не было случайностью: Синдзо Абэ — внук того самого бывшего премьера Киси, который, по мнению многих, в прошлом веке сильно поспособствовал проникновению "Церкви объединения" в Японию.
Убийство политика привлекло бурное внимание к деятельности этой группировки, опросы стали показывать, что более 80% жителей страны требуют положить конец связям политиков с этой религиозной организацией. Разоблачение контактов правящей партии с "Церковью объединения" привело к серьезному падению уровня поддержки правительства во главе с премьер-министром Фумио Кисидой. Пытаясь остановить опасную тенденцию, он обещает уже в ноябре начать официальное расследование деятельности последователей Муна, по его итогам власти могут подать иск о роспуске "Церкви объединения".
Однако в Японии существует мнение, что многие влиятельные политики хотели бы если не замять дело, то существенно затянуть расследование и в конце концов спустить его на тормозах. "Власти нам что-то недоговаривают" — это мнение девушки с перекрестка в Токио, по моим наблюдениям, разделяют многие ее соотечественники.