26 декабря 2014, 11:49
Мнение
Кризис на Украине

Изменятся ли отношения между США и Россией в 2015 году

Украинский конфликт может пополнить список замороженных конфликтов, а сама Украина превратиться в постоянный очаг нестабильности в центре Европы и камень преткновения в отношениях России и США

В 2014 году отношения России с Западом в целом и с США в частности развивались в режиме "хуже некуда" - каждый новый виток обострения казался максимально возможным, но вскоре за ним следовал следующий, еще более мощный.

Надежды на то, что острота конфликта спадет к зиме, опять не оправдались. ЕС и США ввели дополнительные санкции в отношении Крыма, кроме того, США перешли от краткосрочных санкций в виде исполнительных указов президента к долгосрочной тактике сдерживания России, приняв  "Акт о поддержке свободы Украины 2014 года", который предоставляет президенту право свободно расширять санкции в отношении России в случае необходимости. Россия обдумывает ответные меры.

Последние десятилетия отношения России и США постоянно балансировали между дружбой и противостоянием. Обострения сменялись оттепелями, которые между тем не добавляли взаимопонимания. Однако накал страстей уходящего года вернул в отношения двух стран образы холодной войны - больше половины американцев назвали Россию врагом, Россия, в свою очередь, переживает невиданный за последние 15 лет накал антиамериканизма.

Что же нас ждет в новом году? Существует целый ряд долгосрочных факторов, определяющих сегодня российско-американские отношения, которые сохранятся и в 2015 году.

Украинский конфликт стал очередным этапом трансформации миропорядка, последовательно выстраиваемого последние 20 лет именно США как единственной сверхдержавы

Во-первых, нынешнее противостояние России и США - это одно из проявлений кризиса мирового порядка, который разворачивается на наших глазах. Украинский конфликт стал очередным этапом трансформации миропорядка, последовательно выстраиваемого последние 20 лет именно США как единственной сверхдержавы, заявившей после распада СССР о своей готовности взять на себя ответственность за развитие международной системы.

Концепция однополюсности, предложенная США, полностью укладывалась во внешнеполитическую логику американского лидерства, однако с самого начала не устраивала Россию, для которой распад СССР стал результатом внутренней трансформации и никак не свидетельствовал о поражении в холодной войне. Россия чувствовала себя вправе на равных с США и Европой выстраивать новый миропорядок.

Таким образом, конфликт был заложен уже тогда, на заре новой миросистемы. Периодически он давал о себе знать как на уровне двусторонних отношений России и США, так и на уровне системы в целом. Но в силу объективного превосходства США не только над Россией, но и над остальными участниками международного процесса вызовы, с которыми сталкивались США на пути реализации своего лидерства, не способны были нарушить выстраиваемый ими миропорядок.

Однако постепенно баланс сил менялся. Появились новые центры силы, такие как Китай, который экономически и финансово стал способен конкурировать с США, не претендуя пока на международное лидерство, но готовый отстаивать свое видение миропорядка. Россия также за 20 лет восстановилась экономически и почувствовала в себе силу вернуться на международную арену в качестве одного из ведущих игроков.

Однако США совсем не готовы разделить единоличное управление. Попытка России изменить сложившийся расклад сил стала прецедентом для США как для лидера. Если они не смогут остановить Россию сегодня, то завтра будет Китай, остановить который у США сил нет уже сейчас.

Если они не смогут остановить Россию сегодня, то завтра будет Китай, остановить который у США сил нет уже сейчас

Ставки очень высоки, потому что на повестке вопрос международного лидерства и управления. Кто будет устанавливать правила игры на международной арене и на кого они будут распространяться, будет зависеть от того, чем закончится противостояние России и США. Для России это возможность вернуть себе державный статус. Для США это вопрос сохранения международного лидерства и системы, которую они выстраивали на протяжении последних десятилетий.

Во-вторых, то, что Украине отведена роль полигона, на котором решается судьба миропорядка, не отменяет самого внутриукраинского кризиса, который имеют свою логику, гораздо более сложную, чем хотелось бы внешним участникам конфликта. Украина переживает не только институциональный кризис на фоне экономического и финансового коллапса. Страна проходит через сложнейший этап самоопределения, пытаясь ответить на ключевой цивилизационный вопрос "Кто мы?", от ответа на который зависит целостность украинского государства и нации. Этот кризис не имеет простых решений и может затянуться надолго.

Кроме того, как показывают последние события, ни Россия, ни США и ЕС не имеют того влияния на власти Киева, с одной стороны, и ДНР и ЛНР - с другой, в котором они друг друга подозревают. Решить судьбу Украины не удастся без того, чтобы обе стороны внутриукраинского конфликта пришли к соглашению по поводу статуса ДНР и ЛНР, статуса русского языка и прав русскоязычного населения на территории Украины. Пока позиции сторон кардинально отличаются друг от друга.

Украинский конфликт может пополнить список замороженных конфликтов, а сама Украина превратиться в постоянный очаг нестабильности в центре Европы и камень преткновения в отношениях России и США.

Наконец, динамика нынешнего противостояния России и США во многом определяется логикой американского внутриполитического процесса. На сегодняшний день доминирующей характеристикой этого процесса является сосуществование непопулярного демократического президента и консервативного республиканского конгресса.

Обама, пришедший в 2008 году в Белый дом с амбициозной задачей изменить федеральное правительство, в 2014 году превратился в одного из самых критикуемых президентов в новейшей истории США. Внешняя политика из его силы превратилась в слабость: войны, которые он обещал и не смог окончить, ИГИЛ, бросающий вызов американской безопасности. Он просто не может позволить себе проиграть еще и на российском направлении.

При этом в условиях блокирующего противостояния с республиканским конгрессом Обаме нужна сфера, в которой возможно достичь согласия с республиканцами, ради сохранения его внутриполитических начинаний. Такой сферой с начала украинского кризиса стала именно внешняя политика. Сдерживание России ради сохранения американского лидерства - задача, объединяющая республиканский конгресс и демократического президента. Не стоит ждать, что этот курс изменится до следующих президентских выборов.

Вместе все эти факторы делают разрядку в российско-американских отношениях в 2015 году маловероятной.

Итоги года-2014: Сакнции Запада и ответ России