Одним из основных событий уходящего года была пролонгация заморозки системы обязательных пенсионных накоплений на передачу денег в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Это решение вновь породило волну обсуждений о целесообразности сохранения обязательной системы и возможном введении механизмов - как корпоративных, так и добровольных.
К большому сожалению, тот энтузиазм в отношении обязательных накопительных пенсионных систем, который был в мире в начале 2000-х, сейчас фактически полностью сошел на нет. Преимущества были перевешены недостатками.
В частности, такие системы оказались очень дорогими в администрировании, доходности (во многом из-за сопутствующих кризисов и консервативности вложений) оказались мизерными, а участие людей в выборе рыночных опций - минимальным. Естественно, что в ряде стран обязательные накопительные системы пали в политических баталиях и решениях правительств в целом ряде стран. Уж очень большое искушение путем частичной или полной национализации пенсионных накоплений решить проблемы дефицита солидарных систем и госбюджета. В частности, и в крупнейших странах Восточной Европы (СЕЕ), где поначалу такими системами гордились, пошли по пути сворачивания. От обязательных накоплений отказалась Венгрия, с 2016 года такую компоненту в своей системе согласно уже принятому решению демонтирует Чехия.
В Польше накопительный элемент был самый большой среди восточноевропейских стран - более 16 млн участников, около €70 млн активов. В конце 2013 года в Варшаве было принято компромиссное решение в отношении накопительной системы: полностью ее не демонтировать и все активы не национализировать. Но реформы были радикальные. В государственный пенсионный фонд негосударственные пенсионные фонды были обязаны передать 52% активов, вложенных в государственные облигации. Это ополовинило активы пенсионных фондов до €35 млрд. Плюс было принято решение об обязательном переводе в государственный пенсионный фонд всех накоплений тех граждан, кому осталось менее 10 лет до пенсии. Это еще минус €2 млрд евро. Плюс граждане были обязаны до 31 июля этого года заново сделать выбор - остаются они в обязательной системе или выбирают комбинацию государственной и добровольной накопительной пенсии. Выбор в пользу обязательной системы сделали всего 2,5 млн, то есть один из семи, кто был. Единственное, что обязательная система, пусть в урезанном виде, остается своеобразным переходным мостиком между государственной и вариантами частной добровольной пенсии.
Новая ставка в мире сейчас делается именно на добровольные механизмы - все чаще это индивидуальные инструменты в виде инвестиционных счетов. В России, кстати, с 1 января 2015 года появится новый инструмент - индивидуальный инвестиционный счет (ИИС), по которому будут применяться налоговые стимулы.
Для инвестирующих на три года до 400 тыс. руб. в год будет действовать вычет 13% НДФЛ и возврат до 52 тыс. руб. в год. Это не пенсионный счет в чистом виде, но механизм, который под личный "пенсионный фонд" вполне можно использовать. Для того чтобы сбережения граждан стали инвестициями, а сейчас такая задача поставлена президентом РФ в недавнем послании Федеральному собранию, ИИС должны соответствовать критериям надежности, простоты и доходности.
Сейчас суммарные инвестиции россиян (в ПИФах и индивидуальном ДУ) составляют менее 0,2% к ВВП. В других странах БРИКС это 5%, в станах Восточной Европы - около 10%, что уже существенно для экономики и национального финансового рынка. В России поставлена задача довести суммарные инвестиции до 25% ВВП, таким образом, доля частных инвестиций в этой цифре тоже может и должна быть на уровне, по крайней мере, порядка пятой части.
Тяжелая экономическая ситуация, которая ждет нас в ближайшие пару лет, несомненно, скажется и на пенсионной системе. Государство будет испытывать нагрузку по социальным обязательствам. Частная система будет вынуждена выживать в сложных рыночных условиях. Россияне, которые сейчас мечутся между вложениями в валюту, недвижимостью и депозитами, в кризис будут вынуждены сокращать потребление и сберегать, возможно, обратят свое внимание на ценные бумаги: государственные облигации или подешевевшие акции российских предприятий. Но всплеска добровольных накоплений ждать вряд ли стоит. Что делать в таких условиях - неужели повышать пенсионный возраст? Это очень социально чувствительное решение, особенно сейчас.
И тут хочется призвать к нестандартности возможных решений. Вот что было успешно сделано государством по преодолению низкой рождаемости? Был придуман так называемый материнский капитал, который дал самые положительные результаты.
Почему бы не попробовать что-то аналогичное и в пенсионной системе? Например, вместо повышенных коэффициентов за более поздний выход на пенсию гражданам с наступившим пенсионным возрастом предложить некий пенсионный капитал - сумму, которую можно использовать для открытия своего маленького бизнеса, ИП: магазинчика, ремонтной мастерской и т. п. Это созвучно призыву к развитию частного предпринимательства, без которого только за счет госбюджета выжить экономике сейчас будет очень трудно.
Пенсионный капитал - это возможность для будущего пенсионера найти для себя альтернативный источник дохода. Ведь если сейчас будет расти безработица, то "околопенсионеры" будут первыми кандидатами на выход. Какие уж тут баллы? А самим взять кредит на предпринимательский старт под нынешние ставки в банках - нереально. А так - пусть человек, к примеру, купит мини-трактор и выращивает на даче картошку не только для себя, но и других, получая от этого дополнительный, альтернативный пенсии доход. Пенсионный капитал - это один из примеров инновационного подхода в решении пенсионного вопроса.
ИТОГИ ГОДА-2014: Пенсионный мораторий