Все новости

Где отдохнем

В явные аутсайдеры в 2015 году попадут страны Юго-восточной Азии, включая Бали, а также островной Китай

Скорее всего, 2014 и 2015 годы войдут в историю российской туристической индустрии как самые турбулентные и вместе с тем интересные. Небывалая волатильность национальной валюты и геополитическая нестабильность, которая уже входит в привычку, и общая неопределенность, по большому счету, проявили себя в полной мере и рынку уже просто необходимо кардинально перестраиваться, чтобы не оказаться в состоянии стагнации - а для туристического бизнеса это равносильно рецессии.

Востребованность и - стало быть - коммерческая успешность туристических направлений в первую очередь будет зависеть от гибкости и рациональности ценовой политики хотельеров и пределов прочности туроператоров. Немаловажным фактором станет и наличие безвизового режима для российских туристов. Готовность перевозчиков идти на встречу рынку, безусловно, также окажет немаловажную поддержку, но не стоит забывать, что при ценообразовании туров в более чем 80% случаев используется индикатор «стоимость кресла» (то есть средняя стоимость одного пассажира исходя из количества перелетов и их средней дальности), а не летные часы, поэтому рычагов положительного влияния на рынок у них, к сожалению, немного.

Общие тенденции по востребованности и выгодности туристических направлений на ближайшее будущее кардинально не изменятся: лидерами, как и в настоящее время, останутся Турция и Египет. По данным АТОР, на них в настоящее время приходится порядка 30% общего российского турпотока, а в условиях резкого снижения курса рубля их доля может вырасти до 40 и даже до 50%. Дело в том, что эти страны обладают очень широким ассортиментом объектов размещения, конкуренция между которыми очень острая. Туристическая индустрия в этих странах развивается достаточно давно, местные отели обладают опытными и грамотными командами управляющих, прошедшими не один кризис в туристической отрасли, а это значит, что они смогут так подстроиться под текущую мировую ситуацию, чтобы и цены снизить до приемлемого уровня, и сохранить прибыльность. Впрочем, среди них возможна небольшая волна слияний и поглощений, но на конечную стоимость туров для российских туристов она вряд ли повлияет. 

Вьетнам, уже порядка десяти лет показывающий стабильную высокую динамику (рост турпотоков из России по этому направлению составляет не менее 10% в год), вполне можно назвать замыкающим тройку лидеров недорогих и потому востребованных направлений в будущем году. К слову, Вьетнам, учитывая его политическую стабильность и безопасность для туристов, уже несколько лет опережает другие страны Юго-восточной Азии по общему ежегодному турпотоку. Бесконечный сезон, огромное побережье, постоянно развивающаяся инфраструктура и рост числа объектов размещения, а также демократичная ценовая политика должны обеспечить этому направлению еще большую популярность - вплоть до 10% от всего годового российского турпотока. Страну всегда отличал высокий уровень лояльности к российским туристам, а развитие разных форматов отдыха является главным трендом местных хотельеров в последние четыре года. Вьетнамские отели по стоимости размещения могут опуститься даже ниже египетских и турецких, однако такие факторы как стоимость перелета и некоторые особенности климата (в первую очередь, высокая влажность) в обозримом будущем не позволят ему догнать лидеров. Конечно, трудно говорить о сохранении текущего роста турпотока в этом направлении, однако преимущество Вьетнама перед другими туристическими странами региона в 2015 году, скорее всего, упрочится.

Тунис, традиционно востребованный российскими туристами, также вполне может стать одной из самых посещаемых стран. Причины роста популярности этого направления схожи с курортами Турции и Египта - тунисские хотельеры, как и турецкие, и египетские, нацелены на сохранение заполняемости своих отелей, а значит - готовы на гибкую ценовую политику. Как и лидер роста Юго-восточной Азии, Вьетнам, туристический Тунис всегда отличался безопасностью и отсутствием внутренних социальных волнений. Все это позволяет предположить, что в 2015 году это направление по турпотоку обгонит Таиланд.

Впрочем, российским туристам не стоит сбрасывать со счетов и Европу, в первую очередь европейский Кипр, Грецию и Испанию. Резкий рост курса евро по отношению к рублю во многом нивелировался повышением курса доллара, что лишило традиционно долларовые страны (в первую очередь страны Юго-восточной Азии, Карибского бассейна и Африки) курсового преимущества. С учетом текущей экономической ситуации на Кипре и в Греции, для которых туристическая отрасль в настоящее время является главным драйвером экономики, можно ожидать серьезных ценовых уступок от кипрских и греческих объектов размещения - так что средняя стоимость путевки в эти страны может быть вполне сопоставима с турами в Турцию и Египет. Подобная тенденция характерна и для испанских курортов.

Изменения в других традиционно популярных туристических направлениях (в первую очередь Индия, Доминикана, Куба и Мексика), скорее всего, будут адекватны общим тенденциям в мировой экономике и динамике курса валют - скорее всего, рост конечных цен будет определяться поведением рубля. Это предполагает снижение числа туристов из России, которое, впрочем, не будет обвалом - несмотря на существенное подорожание стоимости путевок, скажем, Индия сохранит свои преимущества за счет низких цен внутри страны и достаточно хорошо развитой туристической инфраструктуры.

В явные аутсайдеры в 2015 году, скорее всего, попадут страны с традиционно низким спросом среди российских туристов (в первую очередь, ряд стран Юго-восточной Азии, включая Бали), а также островной Китай. Объекты размещения в этих странах, несмотря на некоторый рост популярности этих направлений в 2010-2013 годах, едва ли проявят гибкость, адекватную сложившейся ситуации. Так что наиболее значительное удорожание конечного продукта ожидается именно там.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru