Австралия и AUKUS: в поисках решений для чужих проблем

Трехэтапный план обретения Канберрой собственного атомного подводного флота, озвученный Белым домом 14 марта, хоть и стал темой номер один в австралийских медиа, но едва ли всеми был встречен с воодушевлением. Многочисленные СМИ и общественные деятели красочно описывают всевозможные блага, которые сулит Австралии программа строительства АПЛ (а заодно и покупка по меньшей мере трех готовых атомных субмарин у США), обещая невиданный импульс национальной экономике, расцвет науке и тысячи новых рабочих мест. Экспертное же сообщество относится к инициативе куда более настороженно.
Австралия объявила о намерении создать собственный атомный подводный флот еще осенью 2021 года, это произошло после сообщения о заключении военного альянса с Великобританией и США (AUKUS). В марте 2023-го альянсом был принят трехэтапный план предоставления Канберре АПЛ с неядерным вооружением. В его рамках к 2027 году в Австралии будут размещены пять атомных подводных лодок ВМС Соединенных Штатов и Великобритании; с 2033 года для австралийских ВМС будут приобретены три американские подлодки класса Virginia, а к началу 2040-х Великобритания построит для Австралии первую субмарину нового класса SSN AUKUS (производство к 2042 году, как ожидается, будет перенесено в Аделаиду).
Между молотом и наковальней
Программу строительства атомного подводного флота едва ли можно считать большой удачей для Австралии. И причины для того, чтобы так думать, если верить экспертам, есть.
Читайте также
Париж — Лондон: возникнет ли новая Aнтанта?

Появление атомных подводных лодок (сначала американских, потом британских, а затем и собственно австралийских) уже вызвало резко негативную реакцию Китая, который, даже на фоне всех разногласий последних лет, является крупнейшим торговым партнером Австралии. В МИД КНР заявили, что альянс AUKUS "откровенно спровоцировал региональную гонку вооружений и поставил в опасное положение стабильность в Азиатско-Тихоокеанском регионе". Причем это было сделано как раз тогда, когда связи между Пекином и Канберрой, почти полностью разрушенные прежним австралийским правительством, начали восстанавливаться.
Австралия, перешедшая из 2022 года в 2023-й с дефицитным бюджетом, намерена потратить на программу строительства АПЛ не менее 368 млрд австралийских долларов (245 млрд долларов США) в следующие 30 лет и внести "весомый вклад" в развитие американского ВПК. Эти затраты, довольно ощутимые по местным меркам, австралийское правительство называет "инвестициями в будущее национальной безопасности и экономического развития". Профильные же эксперты этого оптимизма не разделяют, полагая, что на самом деле "страна просто не сможет поддерживать промышленность и инфраструктуры, необходимые для атомного подводного флота" из-за катастрофической нехватки рабочей силы.
Читайте также
"Тихоокеанское НАТО" хочет расширяться за счет Японии?

Для решения кадровых вопросов программы Канберре придется серьезно реформировать свою систему образования, дав возможность хоть какой-то части населения становиться на высшую ее ступень за счет госбюджета, нарастить численность вооруженных сил страны и пересмотреть миграционную политику. Если этого не сделать в ближайшие десять лет — до появления на вооружении ВМФ Австралии первой АПЛ класса Virginia, то обслуживать австралийские подлодки, служить на них и командовать ими будут американские военные. То есть произойдет ровно то, о чем предупреждал недавно бывший премьер-министр страны Малколм Тёрнбулл, — ценой атомного подводного флота для Канберры станет полный отказ от суверенитета. "В Австралии почти полностью упускается из виду тот факт, что у Канберры не будет возможности эксплуатировать и обслуживать купленные у США атомные подводные лодки без надзора американских ВМС. Это, безусловно, станет отречением от австралийского суверенитета, на которое пошло правительство [Скотта] Моррисона (премьер Австралии с августа 2018-го по май 2022 года — прим. авт.) и которое, по всей видимости, также уже одобрено и принято действующими властями", — указал Тёрнбулл.
Планы и миражи
Разговоры о тысячах новых рабочих мест, которые будут созданы в рамках программы покупки и строительства АПЛ, являются весомой причиной для настороженности экспертов, с которыми в этом вопросе, видимо, солидарны и социологи. Уровень безработицы в Австралии второй год остается на исторически минимальном уровне в 3,5%. Согласно данным национального бюро статистики, официально числятся безработными чуть более 500 тыс. человек, и в ведомстве признают, что большая часть этих граждан просто не хотят работать, предпочитая жить на пособие или зарабатывать наличные по "серым" схемам.
Читайте также
Китай призвал страны AUKUS отказаться от идеи "абсолютной англосаксонской безопасности"

В 90% витрин и окон малых предприятий страны висят таблички "требуются сотрудники на любых условиях", но работать все равно некому. Стране нужны новые граждане, желательно уже получившие высшее, профессионально-техническое образование, но миграционная система настроена на "пропуск" совершенно других людей — легче всего право на жительство в Австралии получить гражданам соседних тихоокеанских стран. Правда, государства эти преимущественно бедные, и мало кто из их жителей может позволить себе высшее образование, тем более что для его получения надо покинуть родину. Только в октябре прошлого года правительство Австралии создало специальную визовую программу, призванную "стимулировать жителей тихоокеанских государств переехать на континент", и уже в начале 2023 года 3 тыс. жителей островов региона и Восточного Тимора получили визы, позволяющие им жить и работать в Австралии, а также привезти своих родственников.
Для строительства и модернизации военных баз, необходимых для расширения ротации американских и британских АПЛ в Австралии (а завершить эти работы нужно уже к 2027 году), необходимы не менее 5,5 тыс. работников, отмечает правительство, — инженеры, проектировщики, строители и управляющие. Откуда возьмутся люди, готовые занять эти вакансии, пока не ясно. Более того, есть проблемы даже со свободными руками для обеспечения работы портов и инфраструктуры, которые понадобятся после их постройки и ремонта (если все запланированное удастся реализовать).
Гонки и вооружение
Программа строительства атомного подводного флота, которую стремится реализовать правительство Австралии, создает иллюзию того, что по крайней мере в какой-то ближайшей перспективе (на деле, в лучшем случае через 20 лет) у Канберры будет мощная система сдерживания и обороны (а может, и наступления) на случай войны в регионе. Хотя столь масштабное решение вызывает гораздо больше вопросов, чем дает ответов.
Эксперты обращают внимание на то, что в итоге Австралия, которая прежде не имела АПЛ, уже в 2040 году будет вынуждена эксплуатировать два разных типа атомных подводных лодок, что еще больше усложнит и без того сложное и дорогостоящее предприятие. План хорош на бумаге, но он полон рисков и проблем, в том числе поиск персонала, прошедшего подготовку для службы на подлодке класса Virginia: для трех подлодок (напомню, должны появиться в 2033 году) нужно порядка 400 человек, а для пяти — 675. Найти и обучить такое количество военнослужащих в требуемые сроки будет непростой задачей.
Свои проблемы
Сегодня Австралия сталкивается с массой внутренних проблем, гораздо более важных для ее населения, чем гипотетическая война, например, с Китаем. В стране серьезный жилищный кризис, самая высокая за последние 32 года инфляция, катастрофическая нехватка врачей и учителей и острая необходимость реформ в системах образования, здравоохранения и ухода за престарелыми. На балансе также обязательства по снижению выбросов и кризис в национальной энергосистеме, которая получает почти 75% электроэнергии от угольных станций. На этом фоне не удивительно, что намерение правительства сфокусироваться на строительстве атомного подводного флота вызывает тревогу у ряда граждан и экспертного сообщества. Впрочем, ни местные СМИ, ни депутаты федерального парламента ее, судя по их публикациям и высказываниям, пока не разделяют.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru




