В образовательных учреждениях Японии растет число конфликтов между детьми и обостряются сопутствующие проблемы. Согласно результатам октябрьского доклада Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий, в 2022 финансовом году (завершился 31 марта 2023 года) в японских школах были выявлены рекордные 680 тыс. подтвержденных случаев издевательств над учащимися. В сравнении с 2021 годом этот показатель увеличился на 10,8%. Подобные конфликты были зафиксированы в 29,8 тыс. школ, что составляет 82,1% их общего числа по всей Японии. В 923 случаях произошедшее привело к серьезным психологическим или физическим травмам детей, подвергшихся нападкам.
На фоне усиления динамики насилия в Японии возрастает число школьников, отказывающихся из-за страха и тревоги посещать учебу. В 2022 финансовом году уроки в младших и средних школах на протяжении более 30 дней пропустили порядка 299 тыс. учащихся. Этот показатель возрос на 22,1% и также стал рекордным.
Подобные тенденции связаны с особенностью культуры Японии, в которой сплоченность коллектива зачастую ценится выше, чем индивидуальные особенности человека. Это явление хорошо иллюстрирует японская пословица "торчащий гвоздь забивают". Поэтому в Японии школьник, не способный легко найти общий язык с одноклассниками или неугодный сверстникам из-за каких-либо особенностей, может начать восприниматься окружающими как враждебный элемент, в результате чего он зачастую вытесняется из общественной жизни, сталкивается с агрессией и лишается возможности комфортно учиться.
В класс приходят роботы
Для борьбы с травмирующим свойством школьного коллектива в японских образовательных учреждениях начали применять современные технологии. Так, Кэйта Кобаяси, профессор университета Фукуи в центральной части Японии, разработал специального голосового помощника, который спорит с коллективным мнением учеников и подталкивает их к ведению дискуссии. "Наш помощник призван изменить атмосферу в классе, где трудно высказывать различные мнения и стимулировать разностороннее обсуждение", — приводит слова разработчика агентство Kyodo.
К примеру, в ходе урока по ОБЖ учитель может спросить класс, как лучше всего действовать во время землетрясения. С большой долей вероятности, на вопрос ответит самый общительный или популярный среди сверстников ученик, в то время как одноклассники станут поддерживать его мнение. В таком случае программа выскажет несколько противоположную точку зрения, после чего другим школьникам будет легче принять участие в дискуссии, не создавая при этом повода для конфликта.
Отмечается, что голосовой помощник уже начал применяться на занятиях в 30 японских школах в нескольких регионах страны. Присутствовавшие на уроках преподаватели отметили, что в условиях, где нет необходимости первому идти против мнения коллектива, собственную позицию начинают высказывать даже застенчивые ученики, улучшая свои социальные навыки. "Искусственному интеллекту все еще трудно формулировать продуманные вопросы, которые могли бы серьезно углубить дискуссию, — подчеркивает Кобаяси. — Однако наша программа позволяет преодолеть скованность в коллективе, где ученикам бывает непросто выразить собственные мысли".
Кроме того, совет по вопросам образования города Кумамото на юго-западе Японии в сентябре решил ввести в эксплуатацию роботов-аватаров, которые позволят ученикам дистанционно участвовать в занятиях и школьной жизни. Такую инициативу утвердили в рамках мер по борьбе с прогулами.
Во время пробного этапа проекта используют двух подвижных роботов высотой около одного метра. На них установят микрофоны, динамики и камеры. С их помощью дети, находящиеся дома в привычной обстановке, будут удаленно посещать уроки и общаться с одноклассниками. Ожидается, что роботы также смогут свободно перемещаться по территории школы и даже принимать участие в мероприятиях. Таким образом члены образовательного совета рассчитывают постепенно снизить тревогу жертв буллинга, после чего дети должны будут вернуться к самостоятельному посещению занятий.
Виртуально и безопасно
Использование цифровых технологий также связано с созданием онлайн-платформ, которые в случае необходимости могут временно заменить учебное пространство для школьников. В городе Яо на западе Японии для нуждающихся детей был запущен виртуальный класс, где прекратившие посещать школу ученики заново привыкают к общению со сверстниками и преподавателями.
Участники могут подключиться к платформе, используя вместо собственной внешности аватары животных. От них не требуется включать камеру на компьютере и демонстрировать лица, а также отвечать на вопросы и вступать в разговор, если им в данный момент этого не хочется. Школьникам разрешено свободно присоединяться и отключаться во время занятий, и они могут получить индивидуальную консультацию психолога в закрытом чате. Благодаря этому в подобном виртуальном классе формируется максимально комфортная атмосфера с целью постепенного восстановления психологического здоровья учащихся.
"Большая проблема заключается в том, что некоторые дети из-за травм начинают замыкаться в себе. Поэтому мы надеемся дать им возможность сделать шаг навстречу своему будущему, — заявил в интервью газете Mainichi Хироаки Урагами, сотрудник образовательного совета города Яо. — Хотя в конечном счете ребенок самостоятельно решает, готов ли он вернуться в школу или нет, взаимодействие в рамках нашей платформы должно зарядить его внутренней энергией и возродить чувство уверенности в собственных силах".
Помощь каждому
Борьба с непосещаемостью в Японии не ограничена использованием роботов и запуском виртуального пространства. Так, еще в 1998 году в стране появилась газета Futoko Shinbun, название которой буквально переводится как "Газета прогульщиков". "Мы создаем уникальное в своем роде издание, посвященное проблемам тех, кто не может больше ходить в школу и решил отгородиться от окружающих. На страницах газеты мы делимся полезными рекомендациями на эту тему и анонсируем мероприятия групп взаимопомощи", — говорится на сайте Futoko Shinbun.
В 2018 году редакция взяла интервью у 20 японских знаменитостей, столкнувшихся с подобным жизненным опытом, и опубликовала их в формате специальной книги для прогульщиков. В результате известные писатели и художники, чье мнение может быть значимым для детей, посоветовали им сохранять контакты с близкими, прислушиваться к своим потребностям и не винить себя за возникновение психологических проблем. "Причины и поводы для непосещения школы могут быть разными, и нет правильного ответа или панацеи, что с этим делать. Но мы верим, что все же сможем дать вам несколько важных подсказок", — указано в аннотации к книге.
Помимо этого, в Японии функционируют многочисленные НКО, направленные на поддержку учащихся. "Японским подросткам свойственны низкая самооценка, неуверенность в себе и слабая мотивация, — подчеркивается на сайте Katariba, одной из некоммерческих организаций из этой сферы. — Однако усилия по созданию комфортных условий для общения и учебы дают надежду на помощь каждому школьнику вне зависимости от того, в какой среде он вырос".