20 мая, 12:30
Мнение

Старт "буквально на днях": каких новинок ждать от российского автопрома

Игорь Моржаретто — о том, какие премьеры отечественного автопроизводства представят покупателю в ближайшем будущем

Сергей Фадеичев/ ТАСС

На фоне того, что часть автозаводов в РФ по-прежнему не работает, радуют новости, например, о появлении новых моделей или о старте совсем новых проектов в России. Давайте посмотрим, что автопроизводители сулят нам сейчас.  

Новости из Поволжья

После двухлетнего перерыва "Автоваз" возобновил выпуск модели Lada Largus. Правда, раньше универсалы сходили с конвейера автозавода в Тольятти, а теперь их собирают в Ижевске. Вопрос — зачем потребовалось переносить производство в Удмуртию?

12 лет назад Largus стал первым результатом сотрудничества "Автоваза" с французским концерном Renault (который был тогда основным акционером предприятия). В 2012 году на "Автовазе" в Тольятти запустили производственную линию по выпуску автомобилей на платформе B0. Первой моделью, которая сошла с конвейера, стал именно Largus (уже потом начали собирать Logan, Sandero и XRAY). За 10 лет (до вынужденной приостановки производства) россияне приобрели более полумиллиона самых разных Largus. И хотя тогда были у него и конкуренты (пусть и более дорогие: Volkswagen Caddy, Peugeot Partner и Citroen Berlingo), Largus в своем классе был абсолютным лидером продаж, а в общем зачете занимал место в первой десятке. В 2022 году, после ухода из России иностранного акционера, у "Автоваза" возникли сложности с поставками комплектующих, а выпуск модели Largus практически остановился. Дело в том, что универсал задумывался как глобальная модель альянса — он выпускался во многих странах мира, и производство многих комплектующих было тоже разбросано по планете. Концерну так было выгоднее. Локализация Largus в России едва достигала 50%.

При этом модель очень нужна в РФ, и "Автоваз" оперативно приступил к более углубленной локализации внутри страны и поиску новых партнеров — в дружественных странах, а также к оптимизации производства на разных площадках компании. Летом 2023 года концерн принял решение: перенести производство модели с основной площадки в Тольятти на завод "Лада Ижевск". Было необходимо высвободить мощности конвейера в Тольятти для сборки моделей на базе Vesta, которую до 2022 года собирали как раз в Ижевске. На "Автовазе" уверены (а экономические расчеты это подтверждают), что "смена прописки" позволила оптимизировать производство автомобилей и заложить основу для дальнейшего развития модельного ряда марки. Производственные мощности в Тольятти будут использованы для выпуска не только Vesta, но и представительских седанов Lada Aura (с осени этого года), а также перспективного кроссовера на той же платформе (с начала 2026 года).  

Нельзя сказать, что перенос производства был простым делом. Для этого с сентября 2023 года на завод в Ижевск перевезли (а это, между прочим, 560 км), смонтировали и запустили более 1,2 тыс. единиц различного оборудования, в том числе прессового и сварочного. Уже сегодня в столице Удмуртии штампуют крупные кузовные детали для машин (крыши, двери, крылья, капоты, боковины и т.д.). На линии сварки смонтировано 13 роботов; модернизирована линия сборки, где специально под Largus были откалиброваны стенды динамических испытаний. Пришлось снова набирать сотрудников — их на заводе в Ижевске работает более 2,3 тыс. Примерно 60–70% тех, кто пришел в последние несколько месяцев на завод, — это работники, которые уже трудились на предприятии до его вынужденной остановки в 2022 году. Набор продолжается, ведь уже в июне конвейер начинает работать в две смены, и каждый час с него должно будет сходить 25 новеньких универсалов.

Автомобиль теперь стал почти полностью российским: если прежде в машине было всего около 700 отечественных деталей (меньше 50%), то сейчас их уже более 1,4 тыс. А примерно 140 комплектующих поставляются из дружественных стран. С технической же точки зрения автомобили не изменились. Под капотом Lada Largus — те же самые 1,6-литровые двигатели, что и прежде: 8-клапанный мощностью 90 л.с. и 16-клапанный с 106 л.с. Оба работают в паре с пятиступенчатой механической коробкой передач. В начальной комплектации Largus оснащен подушкой безопасности водителя, системой ABS, кондиционером. Имеется две версии — пассажирская (на пять мест) и фургон. К осени обещают запустить комплектацию побогаче — Comfort (со встроенной системой "Яндекс" и другими приятными мелочами). Ожидается также семиместная версия универсала и вариант Cross. В третьем квартале 2024 года на рынок должна выйти электрическая версия — e-Largus. Кроме того, в работе и газовая модификация машины.

Lada Largus Cross. Сергей Фадеичев/ ТАСС
Lada Largus Cross

Первыми автомобилями, сошедшими с конвейера в Ижевске, стали пассажирский универсал и коммерческий фургон. Оба — белого цвета. Пока покупателям предложат только белые и серебристые автомобили; но уже в ближайшее время гамма расширится до пяти цветов. Как рассказал на торжественной церемонии 15 мая президент "Автоваза" Максим Соколов, до конца 2024 года в Ижевске планируется собрать 50 тыс. Lada Largus (в том числе и электрические модели). План на следующий год — 100 тыс. машин. В продаже автомобили появятся в ближайшие недели, когда у дилеров по всей стране будет достаточное количество универсалов. Рекомендованная розничная цена для начальной комплектации пассажирской версии машины — 1,66 млн рублей. Минимальная стоимость фургона — 1,67 млн рублей.

Сегодня Largus остался единственным продуктом в своей рыночной нише РФ; у него уже нет прямых конкурентов в своем классе — с таким типом кузова, свойствами и силовыми агрегатами. На "Автовазе" уверены в хорошем старте продаж. У Largus сейчас есть все шансы не только повторить прежний успех, но и превзойти его. Главное, думаю, — постараться удержать озвученные цены.

Москва и "Москвичи"

Хорошие новости поступают и с завода "Москвич". Пусть и с небольшой задержкой (относительно первоначальных планов), но были торжественно запущены в строй линии сварки и окраски кузова моделей "3" и "3e". Так что с этими моделями — все серьезно. Седан "Москвич-6" пока собирают небольшими партиями по методу крупноузловой сборки, но на подходе еще одна модель — довольно большой кроссовер "Москвич-8". Как обещают, его продажи стартуют ближе к осени. Поговаривают, что на конвейере могут появиться машины и от другого производственного партнера. Кстати, с появлением собственных линий сварки и окраски завод действительно может выпускать автомобили по заказу любой компании. 

Вот, например, электромобиль "Атом" планируют собирать как раз на заводе "Москвич" уже в 2025 году. Предсерийные образцы неоднократно показывали публике; я даже успел покататься на "муле" (это когда на готовую платформу автомобиля для тестов устанавливают некий временный кузов). Первые ощущения очень хорошие. Батарею на "Атомы" обязалась поставлять дочерняя структура "Росатома" — компания "Рэнера". Для этого уже строятся два предприятия (оба — мощностью по 4 ГВт·ч в год) по производству ячеек и модулей: в Калининградской области и поселке Красная Пахра (территория Новой Москвы). Первая гигафабрика должна заработать в 2025 году, вторая — в 2026 году. Тем временем Москва уже стала основным потребителем таких батарей: на них работают столичные электробусы.

Калужский кластер

Постепенно оживает после полуторагодовой вынужденной "спячки" калужский завод "ПСМА Рус", ныне сданный в аренду компании "Автомобильные технологии": с конца прошлого года здесь началась сборка кроссовера Citroen C5 Aircross (из китайских машинокомплектов). Как обещают, в ближайшее время авто появятся у дилеров. Видимо, заминка случилась из-за необходимости получить полноценное Одобрение типа транспортного средства (ОТТС). По некоторым сведениям, документ уже "на выходе". Кроме того, согласно обязательствам, зафиксированным в Специальном инвестиционном контракте (СПИК), который завод подписал с Минпромторгом и правительством Калужской области, в 2024 году на конвейер должен встать еще один кроссовер — Peugeot 4008. А хорошо знакомые нам "каблучки" Peugeot Partner и Citroen Berlingo второго поколения пойдут с конвейера калужского завода в 2026 году.

По поводу бывшего завода Volkswagen в Калуге, который входит сегодня в структуру "АГР", никакой информации пока нет. Губернатор области несколько раз уже объявлял о скором запуске производства на этой площадке, но дым не идет, конвейер стоит.  

Санкт-Петербург и окрестности

На бывшем заводе Nissan (ныне — "Автозавод Санкт-Петербург"), по официальным данным, собрано уже несколько тысяч кроссоверов Xcite X-Cross 7 (удивительно похожих на популярный Chery Tiggo 7 Pro). Машины даже демонстрировали губернатору Санкт-Петербурга Александру Беглову. Продажи обещали начать еще в минувшем апреле — старт случится "буквально на днях". Возможно, завод тоже ждет выдачи ОТТС, и скоро машины марки Xcite действительно выйдут на рынок.

На другом питерском заводе — бывшем ХMMР ("Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус"; ныне — "Автозавод АГР") — понемногу собирают из оставшихся на складе комплектующих модели, ныне известные под новой маркой Solaris. Много ли еще осталось этих запасов, что будут производить на этом заводе, когда они закончатся — пока неизвестно. По моим данным, руководство пытается решить проблему с поставками узлов, агрегатов, а также ищет нового производственного партнера.

Aurus: теперь и два колеса

Несколько слов о российской марке Aurus. На недавней инаугурации президента РФ Владимира Путина издалека показали обновленный лимузин Senat. У него появились новые матричные фары, другие бамперы и решетка радиатора, а также новый алюминиевый капот. Масштабной переделке подвергся и салон: изменена не только передняя панель, но и руль, центральный тоннель и дверные панели. Мультимедийная система NAMI MM-System получила увеличенный экран, а количество кнопок на передней панели сократили. Появились дополнительные камеры кругового обзора и камера контроля утомляемости водителя. По предварительной информации, товарные рестайлинговые седаны Aurus Senat должны появиться в 2025 году.

Aurus Merlon. Донат Сорокин/ ТАСС
Aurus Merlon

Тем временем открыт предзаказ на электромотоциклы Aurus Merlon; они тоже, как ожидается, поступят в продажу в 2025 году. Электрические мотоциклы этой марки впервые показали как раз на инаугурации президента России: они "служат" теперь в кортеже главы государства. Кстати, моделям автомобилей Aurus присвоены названия в честь Сенатской, Комендантской и Арсенальной башен Московского Кремля. Название мотоцикла тоже выбрано неслучайно: мерлон — это зубец Кремлевской стены. Разработка Aurus Merlon началась в 2022 году. Мощность мотоцикла составляет 140 кВт, максимальная скорость — 200 км/ч, разгон до 100 км/ч — 3,7 секунды. Запас хода — около 200 км.

Ждем хороших новостей и от других производителей.