24 мая, 11:55
Мнение

Крайне правые во главе коалиции впервые в истории: какой курс выбирают Нидерланды

Виталий Чугин — о том, кто позиционирует соглашение правых как победу

Лидер Партии свободы Герт Вилдерс. AP Photo/ Peter Dejong
Лидер Партии свободы Герт Вилдерс

В Нидерландах подходит к концу процесс формирования нового правительства. Мало кто верил, что это произойдет, но, похоже, оно все-таки будет, и с правым уклоном. Лидер крайне правых Герт Вилдерс не сможет стать премьером, но, без сомнений, будет задавать направление политического курса страны.   

Путь к успеху оказался весьма тернистым, но в конечном счете Вилдерсу удалось достичь соглашения с более умеренными, но все равно придерживающимися правых взглядов политическими силами — "Новым общественным договором", Фермерско-гражданским движением и Народной партией за свободу и демократию. Переговоры еще не окончены. Представив 16 мая общественности коалиционное соглашение под названием "Надежда, мужество и гордость", стороны теперь должны договориться по поводу того, кто займет место премьера и как будут распределены министерские портфели. На это уйдет еще несколько недель, и только тогда власть в стране официально перейдет к новому правительству. Но теперь шансы на то, что что-то вдруг пойдет не так, минимальны. А это значит, думаю, пришло время взглянуть на то, какие перемены ожидают страну под новым руководством.

Вакансия на премьерство

Кардинальных изменений ожидается довольно много. Например, совершенно точно то, что у страны будет новый премьер-министр. Марк Рютте, возглавлявший четыре правительства подряд на протяжении в общей сложности 14 лет, наконец оставляет свой пост, чтобы, по всей видимости, продолжить карьерный рост на международном уровне. Сам он уже несколько раз заявлял о своих амбициях возглавить НАТО, и препятствий на этом пути у него осталось немного.

Кто станет новым премьером Нидерландов, пока остается загадкой. Совершенно точно премьерское кресло не достанется ни Вилдерсу, ни лидерам других политических сил, вошедших в правящую коалицию. Согласно договоренностям, все они останутся в парламенте и не будут занимать посты в новом правительстве.

Совсем недавно на эту должность всерьез рассматривался бывший посредник в переговорах между сторонами Рональд Пластерк, заложивший основу для достижения соглашения. Но на фоне скандала вокруг патента на лечение рака он был вынужден отозвать свою кандидатуру, хоть и заявил, что обвинения "по сути не соответствуют действительности" (согласно публикации NRC, когда Пластерк был главой Амстердамского медицинского центра, он якобы оформил на себя патент на лечение рака и его компания заработала миллионы евро).

Это поставило Вилдерса в очень затруднительное положение. С одной стороны, все взгляды сейчас обращены на него: в качестве лидера партии, одержавшей победу на парламентских выборах в ноябре 2023 года, он должен предложить достойную кандидатуру, которая придется по душе и его партнерам. С другой стороны, даже маститые политологи не берутся предположить, кого может выдвинуть Вилдерс на эту должность. За 20 лет пребывания в политике лидер крайне правых практически не занимался установлением деловых контактов. Он является единственным членом своей Партии свободы и не принимает никого в ее ряды. То есть к ней, например, не могут присоединяться административные тяжеловесы, как это происходит с классическими партиями в среднем политическом спектре, что расширяет возможности политического объединения. Также в партии отсутствует демократическая структура и разветвленная внутренняя сеть (ведь в партии только Вилдерс), где могли бы выявляться новые таланты.

Никто не в обиде

Само коалиционное соглашение уместилось всего на 26 страницах, что по голландским меркам очень мало. Как и ожидалось, одним из приоритетов политических сил стала миграция — эта тема была и среди доминирующих тем в ходе избирательной кампании и позволила в конечном счете Вилдерсу выйти убедительным победителем. Хотя еще за несколько дней до голосования явные фавориты в предвыборной гонке отсутствовали. 

Партии нацелены на реализацию целого комплекса жестких мер для значительного сокращения потока мигрантов и беженцев. В частности, стороны хотят принять временный "Закон о кризисе предоставления убежища", который будет действовать максимум два года. В соответствии с ним просители убежища, которым было отказано в проживании в стране, будут "по максимуму депортироваться, в том числе в принудительном порядке". Соискатели убежища с видом на жительство больше не будут иметь приоритет при распределении социального жилья. Кроме того, в законе будут прописаны первоочередные шаги по структурному сокращению миграции, в том числе путем ужесточения пограничного контроля и наблюдения.

Коалиция также намерена "как можно скорее" обратиться в Европейскую комиссию, чтобы получить разрешение не участвовать в европейской политике по миграции и предоставлению убежища. Как отмечают наблюдатели, эта затея весьма амбициозна, однако конечный результат очень сомнителен, поскольку в ЕС существуют свои процедуры. В прошлом на этапе заключения соглашений некоторые страны договаривались о возможности отказа от выполнения определенных обязательств. Например, так сделала Дания в отношении миграционной политики. Однако выход из текущих соглашений и отказ от выполнения действующих обязательств — это совершенно другой вопрос. "Вилдерс и другие партии предлагают просто перебрасывать мигрантов через границу, — заметил бывший член Европейского парламента от голландской партии "Демократы-66" Гербен-Ян Гербранди в интервью телеканалу NOS. — Конечно, такие страны, как Бельгия и Германия, не согласятся с этим".

Отчетливо просматриваются в соглашении приоритеты и других партий. Так, глава "Грамотное управление и укрепление верховенства права" явно добавлена по настоянию лидера "Нового общественного договора" Питера Омтзихта, который уделял большое внимание этим вопросам в ходе избирательной кампании. В числе прочего она предусматривает создание конституционного суда и специальной комиссии при парламенте, которая будет проверять законы на предмет соответствия положениям конституции.

Народная партия за свободу и демократию, в которую входит и Марк Рютте, добилась своего по Украине. В документе отмечается, что "Нидерланды продолжат оказывать политическую, финансовую, моральную и военную поддержку Украине против российской агрессии". Этой же политической силе, скорее всего, принадлежит и инициатива по закреплению в законодательстве нормы по расходам на оборону в размере 2% от ВВП в соответствии со стандартами НАТО.

Как победу может позиционировать это соглашение и Фермерско-гражданское движение во главе с Каролиной ван дер Плас, представляющее в первую очередь интересы фермеров. По ее собственным словам, документ вновь дает надежду "многим молодым фермерам, садоводам и рыболовам". В соглашении, в частности, говорится, что коалиция выступает против принудительного сокращения поголовья скота и экспроприации. Вместо этого акцент делается на честных добровольных выкупах и полной приверженности инновациям. На европейском уровне партии намерены "сделать все возможное", чтобы внести поправки в европейские директивы, в том числе в Директиву ЕС по нитратам и Директиву по охране природных мест. Также особо отмечается, что Нидерланды не должны проводить более амбициозную природоохранную политику, чем остальная Европа.

В одном ряду с Венгрией, Италией и Швецией

Серьезны планы партнеров и в других областях, будь то жилищное строительство, здравоохранение или социальное обеспечение. Дебаты по новому коалиционному соглашению прошли в голландском парламенте 22 мая. Естественно, не обошлось и без критики в отношении достигнутых договоренностей, особенно со стороны левых политических сил. "Тем не менее имеющие большой политический опыт за своими плечами Вилдерс и Омтзихт без особых усилий отстояли свою позицию", — отметила газета De Volkskrant. На руку им сыграл в том числе и тот факт, что чуть ранее Нидерландское бюро анализа экономической политики представило свое заключение, в соответствии с которым "все окажутся в лучшем положении" при реализации планов новой коалиции.

С критикой выступил и Тьерри Бодэ — лидер крайне правой партии "Форум за демократию", единственной политической силы в голландском парламенте, выступающей за улучшение отношений с Россией. По его словам, он не имеет никаких претензий к ван дер Плас, а Вилдерс прав в половине случаев, но достигнутое ими соглашение все еще далеко от совершенства. "Как минимум на 80% это является продолжением действующей политики", — считает Бодэ. По его убеждению, стороны могли бы включить в него и такие вопросы, как выход из ЕС, больше возможностей для референдумов, выборы мэров, изменения в климатической политике, возобновление добычи газа на Гронингенском месторождении и расследование взрывов на "Северных потоках".

Однако факт остается фактом. В стране впервые за долгое время сформирована не центристская, а правая коалиция, и впервые за всю историю главную роль в ней будет играть крайне правая партия. Таким образом, Нидерланды становятся в один ряд с другими европейскими странами, такими как Венгрия, Италия, Словакия и Швеция, где популисты уже задают направление политического курса. Да, премьером Вилдерс в этот раз не станет, однако, как представляется, и его политическая карьера еще очень далека от заката.