29 мая 2024, 14:25
Мнение

Отношения на уровне so lala: зачем Макрон посетил Германию?

Руководитель представительства ТАСС в ФРГ
Вячеслав Филиппов — о том, что показал первый за 24 года государственный визит французского президента в ФРГ
Президент Франции Эмманюэль Макрон и канцлер Германии Олаф Шольц во время встречи в Мезеберге, 28 мая 2024 года

В немецком языке есть частично заимствованное из французского выражение so lala ("зо ля-ля"), что можно перевести как "так себе". Оно очень хорошо подходит для того, чтобы охарактеризовать отношения как между Германией и Францией, так и между их лидерами — канцлером Олафом Шольцем и президентом Эмманюэлем Макроном.

В политической среде в Берлине поговаривают следующее. Как-то после рабочей встречи в Париже Макрон пригласил главу германского правительства выпить бокал вина. Тот, однако, отклонил приглашение, поскольку якобы очень сильно устал и хотел пойти спать. Макрон, со своей стороны, расценил это как оскорбление. Было ли так на самом деле, мы не знаем, но этот "анекдот", по всей видимости, призван показать, как холодный немец снова упускает возможность укрепить эмоциональную базу германо-французских отношений. И вообще: каким человеком нужно быть, чтобы отказаться от возможности испробовать благородного напитка из винного погреба в Елисейском дворце?

В минувший вторник, 28 мая, Шольц и Макрон провели германо-французские межправительственные консультации в резиденции правительства ФРГ Мезеберг под Берлином. Как всегда, для политологов двух стран это был хороший повод, чтобы ответить на вопрос, на каком уровне находятся отношения между Берлином и Парижем. В свое время мир обошли кадры дружелюбно улыбающихся Гельмута Шмидта и Валери Жискар д’Эстена, Гельмута Коля и Франсуа Миттерана, взявшихся за руки на солдатском кладбище в Вердене; Герхарда Шрёдера и Жака Ширака на памятной церемонии по случаю годовщины высадки союзников в Нормандии. И конечно, в памяти бесконечные поцелуи Ангелы Меркель и Николя Саркози, политический союз которых так и назвали "Меркози".

История германо-французской дружбы — это всегда история отношений конкретно французского президента и германского канцлера. И они сейчас при паре Шольц — Макрон сложны, как, возможно, никогда в послевоенной истории.

Общий мотор больше не ревет

При этом приезд Макрона в Германию — это первый аж за 24 года государственный визит французского лидера в ФРГ и шестой после первой поездки генерала Шарля де Голля в 1962 году. До этого Макрон не раз посещал соседнюю страну: буквально в январе он выступил в Бундестаге по случаю смерти Вольфганга Шойбле, в октябре прошлого года приезжал в Гамбург, действующие президент и канцлер десятки раз встречались друг с другом — как в двустороннем формате, так и на саммитах ЕС, НАТО, G7 или G20. Они постоянно созваниваются, в том числе с целью обсуждения ситуации на Украине.

То есть внешне все выглядит более чем замечательно. Однако, несмотря на все усилия властей двух стран продемонстрировать гармонию, Берлину и Парижу никак не удается устранить разногласия по целому ряду вопросов. СМИ обеих стран в последние месяцы писали о парализованных двусторонних отношениях, о жалобах французов на то, что немцы якобы обходят вниманием их идеи и инициативы.

Германия и Франция преследуют порой совершенно различные цели, будь то усиление обороны ЕС и дальнейшее развитие сообщества, конфликт на Украине, внешняя торговля и энергетическая политика, взаимоотношения с США или другие вопросы. Макрон настаивает на укреплении суверенитета европейской экономики, снижении ее зависимости как от Соединенных Штатов, так и от Китая. Шольц же совсем недавно посетил КНР с большой делегацией, в которую вошли представители деловых кругов. С его точки зрения, несмотря ни на что, Китай играет важнейшую роль как производственная площадка и рынок сбыта, например для германских автоконцернов.

В январе 2023 года Франция неожиданно заявила о планах поставок Киеву легких танков и тем самым дискредитировала заверения Шольца о том, что-де союзники в вопросах передачи оружия действуют в унисон. Канцлеру пришлось постоянно лавировать и опровергать слухи о том, что он в итоге под давлением союзников решил-таки впоследствии предоставить Украине танки Leopard. С другой стороны, Шольц оставил за бортом Францию в стремлении создать общеевропейскую систему ПРО. Предложение Макрона взять ЕС под защиту французского "ядерного зонтика" Берлин проигнорировал.

Список тем, по которым налицо диссонанс, можно продолжить. В конце февраля Макрон внезапно не исключил отправку западных военнослужащих на Украину, на что правительство ФРГ незамедлительно отреагировало, решительно выступив против такого сценария развития ситуации.

Германо-французский тандем в последнее время работает со скрипом, особенно тогда, когда речь заходит об отношении к России в контексте конфликта на Украине. Один — Макрон, — очевидно, хочет показать себя сильным европейским лидером, который не страшится никаких последствий. Другой — Шольц — взывает к осторожности и благоразумию, а в преддверии выборов в Европарламент вообще позиционирует себя как "канцлер мира".

Гармония и совместные проекты?

Тем не менее на публике оба стараются сделать все, чтобы германо-французская дружба казалась незыблемой и личные отношения не оставили повода сомневаться в их гармонии. Вот канцлер с супругой ужинает с четой Макронов в Париже, вот они все вместе посещают мемориал жертвам Холокоста в центре Берлина, непринужденно переговариваясь и даже, совсем не к месту, смеясь на фоне памятного места.

Программа пребывания Макрона в Германии была насыщенной: участие в мероприятиях по случаю 75-летия Основного закона ФРГ (в Берлине), торжественный ужин у президента Франка-Вальтера Штайнмайера, выступление на мероприятии "Праздник Европы" у церкви Фрауэнкирхе (в Дрездене), межправительственные консультации (в Мезеберге). Макрон также посетил город Мюнстер, где ему вручили Премию Вестфальского мира за укрепление сплоченности Европы.

Безусловно, ключевым пунктом программы было заседание германо-французского совета по безопасности и обороне с участием лидеров двух стран, главы генштаба Франции и генерального инспектора Бундесвера. По данным источников в правительстве ФРГ, речь шла о том, в каких военных сферах Берлин и Париж могут сотрудничать для расширения оборонных возможностей Европы в целом. Прежде всего это касается двух проектов. Во-первых, 26 апреля 2024 года министры обороны двух стран подписали меморандум о взаимопонимании с целью совместной разработки боевого танка будущего. Второй проект — разработка общей боевой авиационной системы.

По итогам совета по безопасности и обороне Германия и Франция договорились совместно с другими партнерами разработать "оружие дальнего действия" для усиления обороноспособности Европы. При этом в документе, опубликованном на сайте правительства ФРГ, не уточняется, какой конкретно тип оружия имеется в виду. СМИ пишут, что речь может идти о ракетах дальнего радиуса действия.

"Франция и Германия совместно с партнерами дадут старт долгосрочному, всеобъемлющему и инклюзивному сотрудничеству в сфере оружия дальнего действия, что будет сопровождаться укреплением европейской военно-промышленной базы, чтобы добиться улучшения наших военных возможностей", — говорится в разделе документа, посвященном стратегическим средствам сдерживания, как ядерным, так и конвенциональным. В нем делается акцент на необходимости укреплять военно-промышленный комплекс Евросоюза, в частности отмечается потребность "закрывать дыры" в оборонном производстве и снижать зависимость от других стран. При этом конкретика не является сильной стороной документа.

Раздражение сохраняется

На пресс-конференции после встречи с Шольцем Макрон тут же взял инициативу на себя и выступил за разрешение Киеву наносить удары по военным объектам на территории России западным оружием. Для пущей наглядности президент Франции даже достал распечатанную карту зоны боевых действий и, продемонстрировав ее, заявил, что удары по Украине наносятся с военных объектов, которые находятся в РФ. Он заявил, что Западу трудно объяснить Киеву, почему он не может нападать на те места, откуда запускаются ракеты.

Макрон тем самым поставил Шольца в затруднительную ситуацию, поскольку последний, как известно, выступает против нанесения ударов по объектам на территории РФ. Канцлер лишь расплывчато отметил, что Киев "в соответствии с международным правом имеет все возможности для того, что делает". Он снова подчеркнул, что существуют договоренности, которые регулируют использование переданного Украине оружия, и добавил, что Германия и Франция "предоставили разные вооружения". Что в итоге хотел сказать Шольц, до конца остается неясным. Видимо, так того хотел и сам "канцлер мира".

Германскую сторону особенно раздражает то, что Макрон постоянно делает громкие заявления, которые на деле зачастую идут вразрез с реальным положением дел. Согласно данным Института мировой экономики (IfW, Киль), Германия предоставила Украине только военной помощи примерно на €10 млрд, в то время как Франция — вторая по экономической мощи страна ЕС — оказала поддержку Киеву в размере всего €2,7 млрд и тем самым находится позади Дании, Польши и Нидерландов. Когда ЕС решил совместно закупать оружие для Украины, Макрон стал настаивать на приобретении техники только европейского производства, а не на мировом рынке. С его точки зрения, европейская оборонная промышленность должна быть в приоритете, невзирая на то, что это ведет к удорожанию и замедлению процесса закупок.

Не может ускользнуть от внимания и то, что, когда Макрон говорит об укреплении обороноспособности ЕС, он прежде всего, конечно, думает о французских компаниях; когда он поднимает вопрос о европейском рынке капитала, то речь, по сути, об усилении Парижа, а не Франкфурта-на-Майне (где сейчас находится штаб-квартира Европейского центробанка) как финансовой площадки Европы. В том, что Макрон действительно пытается продвигать свою повестку, нет ничего предосудительного, ведь, как лидер Франции, он защищает прежде всего интересы своей страны. Проблема в том, что Германия в ответ, по сути, не предлагает ничего своего. По некоторым общеевропейским проектам, например таким как создание нового долгового фонда или меры по снижению экономической зависимости от Китая, в правящей коалиции ФРГ, состоящей из трех партий (Социал-демократическая партия Германии, "Зеленые" и свободные демократы), попросту невозможно достигнуть единства. "Светофор" в этом смысле тормозит Германию на европейском уровне.

Противоречия в отношениях Германии и Франции были всегда, но при этом обе стороны искали и находили компромиссы. Шрёдер и Ширак пришли к настоящему взаимопониманию в контексте неприятия вторжения США в Ирак, Меркель и Саркози заложили основу тесного сотрудничества во время кризиса евро, хотя изначально оценки роли двух стран в деле спасения единой валюты расходились. Не секрет, что Берлин и сейчас постоянно оглядывается на США, тогда как Франция, напротив, стремится к большей автономии Европы. Думаю, дело не в разногласиях, а в готовности находить баланс в двусторонних отношениях, и эта готовность в последнее время все чаще ставится под вопрос.

Образующийся в ЕС из-за разногласий Берлина и Парижа вакуум охотно заполняют другие игроки, например Италия. Премьер-министр Джорджа Мелони все чаще демонстрирует близость к главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен и выдвигает Рим на передовые роли в Европе. Это происходит в тот момент, когда в Германии "светофорная" коалиция едва ли может набрать треть голосов избирателей, а во Франции "Национальное объединение" Марин Ле Пен поддерживают чуть ли не в два раза больше избирателей, чем партию Макрона — "Ренессанс". Например, по данным опроса Ifop-Fiducial от 24 мая, "Национальное объединение" выбирает 33% респондентов, тогда как "Ренессанс" занимает второе место с 16%. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru

LiveInternet