14 июня, 09:30
Мнение

Макрон подбросил монету: что сулит досрочное голосование во Франции после выборов в ЕП

Дмитрий Горохов — о причинах, по которым французский президент распустил Национальное собрание, и о том, чем это может закончиться

Президент Франции Эмманюэль Макрон. Jane Barlow/ PA Images via Getty Images
Президент Франции Эмманюэль Макрон

Роспуск Национального собрания республики стал неожиданностью не только для 577 депутатов нижней палаты французского парламента, но и, судя по публикациям и комментариям, даже для ближайшего окружения президента Эмманюэля Макрона.

Новости об исходе голосования в Европейский парламент (с 6 по 9 июня) застали главу государства в машине на пути с дачи в Нормандии в Елисейский дворец. Хотя обычно Макрон берет паузу для раздумий, на этот раз он проявил явную гиперактивность. В ответ на первые прогнозы о сокрушительном поражении от оппозиционного "Национального объединения" французский лидер после нескольких кратких телефонных разговоров с председателями палат парламента принял решение, на котором давно настаивала оппозиция. Досрочные парламентские выборы во Франции он назначил на 30 июня (второй тур — 7 июля), дав политическим партиям лишь 19 дней на проведение избирательных кампаний.  

Президентский гамбит

Решение выглядит еще более неожиданным, так как еще в конце мая Макрон говорил, что на исход выборов в Европарламент никогда не отвечают роспуском национального парламента. 

Формально президент пошел на уступки оппозиции. Буквально за несколько минут до его выступления лидер "Национального объединения" Жордан Барделла, собравший во главе партийного списка на выборах в Европарламент 31,5% голосов, потребовал от Макрона "принять к сведению новую политическую реальность" и "организовать досрочные парламентские выборы" во Франции. При этом Макрон, видимо, не устоял перед возможностью покончить с неопределенностью, которую создавало для правящей партии "Ренессанс" отсутствие собственного большинства в нацпарламенте (после выборов 2022 года президентский лагерь имеет 250 из 577 мандатов).

Назначив досрочные выборы менее чем через три недели, Макрон погрузил своих политических противников в туман. Партии левого спектра, обменивавшиеся ударами во время европейской кампании, должны были срочно вернуться к попыткам возродить "новый народный экологический и социальный союз", который они сами же и распустили за несколько месяцев до этого. Но станет ли более убедительным новый "Народный фронт"?

Тем временем консолидация на правом фланге также идет без особых успехов. Политбюро партии "Республиканцы" отвергло предложение "Национального объединения" о взаимодействии в избирательной кампании. Также оно изгнало из своих рядов председателя партии Эрика Сьотти, пытавшегося договориться о таком сотрудничестве за спиной своих коллег, а затем закрывшего двери в партийной штаб-квартире, чтобы помешать им собраться для вынесения вердикта.

При этом в сложившихся сегодня условиях, думаю, ни один из политических блоков не может рассчитывать на то, чтобы сформировать самостоятельное и дееспособное большинство в парламенте. Для его создания необходимо завоевать 289 мандатов.

Согласно итогам опроса Французского института общественного мнения (IFOP), обнародованным в среду, 12 июня, "Национальное объединение" может получить в первом туре поддержку 32% избирателей. Левые, провозгласившие восстановление "Народного фронта", пользуются поддержкой 25% избирателей. Правящий блок "Ренессанс" поддержали 18% респондентов. Отказавшаяся примкнуть к какому-либо блоку либеральная партия "Республиканцы" имеет пока в активе не более 9% голосов, готовых поддержать ее в первом туре.

"Я или хаос"

На что же делает ставку Макрон? 12 июня на пресс-конференции в Париже он предложил всем, кто исполнен "доброй воли", "сказать "нет" крайностям". Президент Франции заявил о начале "сражения за ценности", чтобы создать "общий проект — искренний и полезный стране", и сообщил о своем поручении партиям правящего блока вступить в переговоры с другими политическими силами с целью "объединения проектов". "Движимые искренней волей [мы должны] прийти к консенсусу. Мы готовы интегрировать предложения от социал-демократов, от представителей правых сил, верных идеям голлизма, от экологистов", — сказал Макрон.

"Я или хаос", — суммировал президентский призыв обозреватель телеканала BFMTV Тома Сулье.

Ведь при этом президент обвинил левую партию "Неподчинившаяся Франция" в создании "постоянного и тревожного беспорядка" в Национальном собрании, упрекнув "ультралевых" в "антипарламентаризме". Комментируя расстановку политических сил, он и вовсе поставил на одну доску блоки ультралевых и "крайне правых", обвинив первых в "коммунитаризме" и "попустительстве", а вторых — в стремлении к "отказу от Республики". "Я не хочу отдавать ключи от власти крайне правым в 2027 году", — добавил французский лидер. Он также обвинил сторонников "Национального объединения" в "двусмысленности в отношении России", сославшись на требование партии о выходе Франции из НАТО. Критикуя левый фланг, Макрон заявив, что левые стремятся к "балканизации" французской внешней политики и дипломатии. А, по его словам, такая позиция "невозможна ни по отношению к Украине, ни на Ближнем Востоке".

Если замысел президента состоял в том, чтобы расколоть ряды в каждом из лагерей оппозиции, то это ему удается, считает аналитик телеканала BFMTV Анна Кабана. Так, на правом фланге основатель партии "Реконкиста" Эрик Земмур обвинил еще и вице-председателя партии Марион Марешаль в контактах с "Национальным объединением" за его спиной и исключил ее из партийных рядов. Лагерю левых угрожает позиция лидера партии "Неподчинившаяся Франция" Жан-Люка Меланшона. Он заявил, что парламентская группа его политического объединения, будучи самой многочисленной на левом фланге, должна предложить левому альянсу кандидатуру нового премьер-министра. Меланшон не исключил при этом свое выдвижение: "Я чувствую, что способен занять этот пост". Между тем Рафаэль Глюксман, возглавлявший список Социалистической партии на выборах в Европарламент, уже предупредил, что не хочет союза с Меланшоном в составе нового "Народного фронта", о создании которого ранее объявили левые политики. 

Новый премьер?

Но не все спокойно и в президентском лагере. После 9 июня с авансцены на несколько дней исчез соратник Макрона, 35-летний премьер-министр Габриэль Атталь. В воскресенье во дворе особняка Матиньон, правительственной резиденции, были выставлены микрофоны, но премьер так к ним и не подошел.

Как считают местные политические аналитики, этот уход в тень не был случайным. Атталь не участвовал в дискуссиях, в итоге которых глава государства решил распустить Национальное собрание. Премьер, неформально считающийся также партийным лидером правящей партии, был поставлен в известность о планах президента лишь в самый последний момент, в отличие, например, от министра внутренних дел Жеральда Дарманена, который был вовлечен в доверительные беседы. "Президент не говорит о роспуске Национального собрания", — подчеркивал Атталь также в конце мая, когда пытался представить, каким может оказаться следующий день после выборов в Европарламент.  

Какая судьба ждет премьера теперь? Если выборы в Национальное собрание станут успешными для президентского лагеря, то Атталь, как считает большинство наблюдателей, все же имеет хорошие шансы остаться премьером. Если же результатом выборов будет примерно такая же конфигурация сил в нижней палате парламента, как прежде, но с уменьшением влияния правящего лагеря, тогда будущий глава правительства должен символизировать эту новую расстановку сил. Следующим премьером, по мнению многих политических деятелей, включая бывшего президента Николя Саркози, может стать многоопытный Жерар Ларше, возглавляющий Сенат (верхнюю палату). Если же президентский лагерь проиграет в дуэли с "Национальным объединением", то Макрону, возможно, придется согласиться на то, что пост премьера займет 28-летний Жордан Барделла. "Мы готовы осуществлять власть, если французы окажут нам доверие", — подчеркнула глава парламентской фракции "Национального объединения" Марин Ле Пен, высказываясь в пользу своего соратника.

В правительственной канцелярии, по свидетельству журнала Le Point, не исключают, что Барделла преуспеет на посту премьера, и это сделает его кандидатом на пост президента в 2027 году. Но на этот случай в распоряжении главы государства остается возможность еще одного роспуска парламента в течение года и замены премьера. Обозреватель журнала Матильд Сиро допускает, что в своих проекциях Макрон рассматривает возможный тандем с премьером из рядов "Национального объединения" как своего рода "антидот" против прихода к власти Марин Ле Пен: отдав ключи от грузовика тому, кто не имеет прав на управление тяжелым автомобилем, можно перечеркнуть шансы Ле Пен на избрание на пост президента в 2027 году.  

Одна из проблем "Национального объединения" заключается в том, что партия пока не может предложить ни вызывающую доверие дорожную карту, ни список будущего правительства.

Исследовательский "Клуб экономистов" (Le Cercle des économistes) характеризует экономическую программу "Национального объединения" как "нереалистичную, малоэффективную и ошибочную". Политолог Жан-Ив Камю считает, что во взглядах на "Национальное объединение" всегда присутствовало мнение о том, что это "главным образом, протестное движение, которому трудно построить свою кампанию на правительственной программе, не избежав неясности и противоречий". Но "этот аргумент больше не действует", считает политолог, возглавляющий исследовательскую "Лабораторию радикальных движений".

Прессе пока не удалось добиться от "Национального объединения" списка кандидатов на посты в правительстве. Без ответов остались и вопросы о том, кто возглавит министерство экономики или МИД и какими будут первые шаги партии в случае победы. За 16 дней до первого тура выборов ситуация в политике остается уравнением со многими неизвестными.

Напомню, в 1997 году президент Жак Ширак тоже распустил Национальное собрание, чтобы "вновь дать слово французам". Избирателям было предложено "ясно высказаться о масштабах и темпах перемен, которые предстоит осуществить в течение пятилетия". Президент полагал, что Франции следует дать новый импульс, несмотря на то что его сторонники обладали в парламенте надежным большинством. Его соперники на левом фланге собрали под свои знамена социалистов, коммунистов, левых радикалов, "зеленых" и "Движение граждан". Они получили большинство голосов, хотя прогнозы предсказывали уверенную победу президентскому лагерю. Этот успех левых открыл тогда путь для самого долгого в истории Пятой республики политического сосуществования президента Жака Ширака, возглавлявшего голлистский Союз в поддержку народного движения (UMP), и премьер-министра социалиста Лионеля Жоспена.