Турция идет в БРИКС? Выгоды присоединения и цели Анкары
Кирилл Жаров — о разочаровании Турции в Западе и логистических путях
Путь в Евросоюз, путь к расширению тюркского единства, альтернативные логистические пути, движение к превращению в энергохаб — это все векторы расширения регионального и глобального влияния Турции, которые она выстраивает годами. Теперь к ним добавился и путь в БРИКС. Можно однозначно сказать, отбросив, конечно, геополитические нюансы, что для этого объединения получить натовскую Турцию в своих рядах — это серьезный козырь и возможность. Потенциально, и, опять же, не учитывая политические факторы и личные интересы Анкары.
Ранее турецкая сторона уже давала понять, что проявляет интерес к БРИКС. Но недавно источники "слили" Bloomberg информацию о том, что Анкара подала заявку на вступление. Не исключено, что это был контролируемый вброс. Примечательно, что спустя часы после публикации чиновники в республике никак не отреагировали на нее. Это довольно непривычно, поскольку традиционно такие громкие темы власти комментируют весьма оперативно и с четкими формулировками, если преследуется цель донести информацию.
Между тем источник ТАСС в МИД Турции ограничился фразой: "С нашей стороны заявлений на этот счет не было". Примечательно, что и для Euronews источник в этом же ведомстве выбрал аналогичную формулировку. Только почти спустя сутки официальный представитель правящей в Турции Партии справедливости и развития Омер Челик заявил коротко, что "процесс по БРИКС продолжается и при наличии конкретики о его ходе проинформируют".
В связи с этим есть понимание, что дискуссия о вступлении в БРИКС инициирована в значительной мере, чтобы прощупать почву и понять настроения на Западе относительно перспектив Турции в этом объединении. Тайминг при этом достаточно логичный. На октябрь запланирован саммит БРИКС в Казани, туда собирается президент Турции Тайип Эрдоган. И там же могут быть объявлены определенные решения или четкие официальные позиции по Турции. Так что сейчас имеет смысл провести оценку рисков, понять настроения союзников по торгово-экономической деятельности и по НАТО, чтобы ехать на саммит подготовленными. Ведь в случае объявления позитивного решения по заявке Анкары, но при наличии серьезного недовольства со стороны Запада делать шаг назад Турции будет не комильфо.
Глава МИД Хакан Фидан заявлял ранее, что членство в БРИКС не является альтернативой вступлению в ЕС, а дополнением к многовекторной внешней политике республики. Теоретически, если смотреть с позиции идеального сбалансированно работающего механизма межгосударственных отношений, это, действительно, так — дополнение. На деле же маловероятно, что Турция сможет с легкостью эффективно преследовать все свои широкие экономические интересы и на Западе, и в БРИКС. Потребуется искать сложные компромиссы. Протекционистская экономическая политика ряда западных стран, критические позиции Европы и США по отношению к России и Китаю будут вносить существенные ограничения в работу. Потенциально БРИКС даст много торгово-экономических и стратегических бонусов Турции, но потребует с ее стороны сложной работы, анализа и решений для поиска точного баланса между различными странами, объединениями и интересами.
Зачем Турции БРИКС с политической точки зрения?
В политическом плане нельзя списывать со счетов довод о разочаровании Турции от ее взаимоотношений и с ЕС, и с НАТО, и в целом с западными странами. Активное развитие внешнеполитической деятельности с ними в последние годы усложнилось и замедлилось. Особенно это стало заметно с 2022 года. Глобальное и региональное влияние Турции снизилось. Конечно, Анкара продолжает работу и по Украине, и по Ближнему Востоку, пытается консолидировать под своими нарративами исламские страны. Но мало что из этого получается перевести в практическую плоскость, где бы голос Анкары был основным.
Переговоры о вступлении в ЕС фактически стоят на месте уже несколько лет. Плюс налицо серьезные ограничения внешнеполитической свободы Турции со стороны ее западных союзников. Идет постоянный нажим по российскому санкционному треку; ее продавили, естественно в обмен на некоторые обещания учитывать интересы Анкары, по вопросу вступления Финляндии и Швеции в НАТО. Затягивают процесс продажи истребителей F-16, не дают разрешения на продажу самолетов Eurofighter, блокируют поставку оборудования для АЭС "Аккую". Есть и множество иных ограничений и проблемных точек.
Так что путь в БРИКС для Турции — это возможность получить рычаг ответного давления. Ведь это объединение формально очень удобно республике. БРИКС не является четко структурированной международной организацией наподобие ООН, не является оборонным альянсом. Это как бы надполитическая структура со слабыми, by design, структурными, институциональными связями, ориентированная на поощрение торгово-экономического взаимодействия. В этом ее отличие и сила, потому что БРИКС формально не претендует на места ООН или НАТО, но при этом имеет большой потенциал для развития и укрепления международного влияния. Это прекрасно понимают в Турции и видят, что при правильном использовании получаемые политические рычаги могут быть довольно эффективными. А быть в силах противостоять давлению для Анкары сейчас жизненно необходимо.
Деньги БРИКС
Турции нужно в ближайшей перспективе решить проблемы в экономике. Именно они в наибольшей степени привели к потере голосов как Эрдогана, так и его партии на выборах 2023 (президентские и парламентские) и 2024 (муниципальные) годов. Ситуация настолько нехорошая, что власти не смогли себе позволить сделать хорошую мину при плохой игре и были вынуждены прямо признать, что допустили ошибки, не смогли справиться с рядом проблем. Они обещали их исправить. А исправлять на текущем этапе нужно экономику. Потребительские цены на многие товары и услуги за последние 5 лет выросли, по грубым прикидкам, в 10 раз. Это особенно явно видно, если просто сравнивать ценники магазинных каталогов или меню общепита.
В этой атмосфере оппозиция настойчиво вбрасывает тезис о необходимости проведения досрочных выборов президента и парламента, называя, как один из вариантов, срок ноябрь 2025 года. А нынешние полномочия Эрдогана закончатся только в 2028 году.
Стране необходимы инвестиции, живые деньги, крупные проекты, чтобы оздоровить экономику. Запад, сам находящийся, по убеждению многих экономистов, в рецессии, не особо стремится финансировать укрепление турецкой экономики. Арабские инвесторы действуют зачастую эгоистично, и их деньги не дают желаемого эффекта Анкаре. Брать кредиты у международных структур типа МВФ или Всемирного банка (ВБ) при Эрдогане стало фактически табу. Хотя ситуация вынудила все же пойти на некоторые финансовые договоренности с ВБ.
В этом плане Новый банк развития (НБР) БРИКС может представлять интерес для Турции. Банк финансирует около сотни проектов в странах объединения, имеет уставной капитал в размере $100 млрд и имеет возможность выдавать кредиты в местных валютах, что при определенных условиях может быть выгодно странам-получателям.
Помимо денег от НБР Турция рассчитывает получать и прямые инвестиции от стран БРИКС, главным образом от Китая. Туда в начале года ездили и глава МИД, и Минэнерго, и другие чиновники. Да, практические результаты пока неочевидны, но диалог Анкары и Пекина продолжается и строится с намерением конкретного сотрудничества. Так, недавно автопроизводитель BYD анонсировал строительство своего завода в Турции.
Логистика "Шелкового пути"
Важной составляющей торгово-экономической стратегии Турции заявлено развитие региональных транспортных коридоров. Конкретнее это маршруты "Нового шелкового пути", альтернативные линии из Азии и Персидского залива, каспийские маршруты, китайский "Один пояс, один путь". Часть этой новой логистики могла бы проходить в Европу через Россию, но из-за санкций пока что это нереализуемый вариант. Поэтому Анкара так активно и продвигает как "Шелковый путь" от Китая в Европу через Южный Кавказ и свою территорию, так и, к примеру, "Дорогу развития" через Ирак, по которой должны будут доставляться товары из Индии в Европу по иракской и турецкой территориям. Эти проекты требуют серьезных финансовых вливаний в инфраструктуру, которые заинтересованные страны в БРИКС потенциально способны обеспечить.
Другой сферой логистики является энергетика. Турция не оставляет надежд стать региональным энергетическим центром, газовым хабом, площадкой для международной торговли природными ресурсами, на которой бы формировалась цена, а не просто проводились сделки купли-продажи. Это пока что остается амбициозным проектом, которому необходимы источники, поставщики сырья. А эти источники состоят в БРИКС.
С Россией продолжается диалог по вопросу создания газового хаба. Китай, ряд других азиатских стран способны загрузить турецкую сырьевую биржу товаром. Нельзя забывать и об Африке, отношения с которой Турция старается активно развивать в практической плоскости как минимум последние 8–10 лет. И этот континент с ЮАР в составе БРИКС тоже может дать Турции необходимые ресурсы.
Общие интересы и конъюнктура
Вопрос о том, нужна ли Турция БРИКС, пока что остается дискуссионным. С одной стороны, как я указал ранее, добавить в свои ряды страну НАТО, которая к тому же в некоторой степени успешно продолжает балансировать между интересами Запада и стран, пытающихся создать альтернативу западному миропорядку, было бы как минимум полезно. Анкара хорошо знакома Москве, она имеет исторические и культурные связи с тюркскими республиками бывшего СССР. Там же у нее работает бизнес, но в то же время есть и стремление осуществить культурно-политическую экспансию. С этой точки зрения Турцию лучше держать ближе и выстраивать с ней продуктивный диалог, раз уж интересы России и Китая тоже обращены на этот регион. И в этой связи не стоит забывать, что братский Турции Азербайджан также выразил желание войти в БРИКС.
Существует мнение, что Турция в БРИКС станет "троянским конем" НАТО. Это предположение сложно прокомментировать, потому что некоторые наблюдатели называют ее "троянским конем" как раз в НАТО. Анкаре, безусловно, стоит понимать, что в случае присоединения обсуждать дела БРИКС с ней будут с осторожностью. А получить доступ к "внутренней кухне" объединения она сможет еще нескоро. Но это совершенно не отменяет потенциала торгово-экономического сотрудничества.
В любом случае, каким бы ни было отношение к вхождению Турции в БРИКС, это точно повысит политический вес объединения и укрепит доводы в пользу выстраивания многополярного международного порядка. Из Анкары уже довольно длительное время звучит критика прозападного мироустройства, что связано с ее разочарованием от отношений с евроатлантикой. Возможно, странам — локомотивам БРИКС стоит не упустить момент и сблизиться с Турцией сейчас, пока не подули другие ветра.