Азербайджан официально подал заявку на вступление в БРИКС. Нельзя сказать, что этот шаг был неожиданным — разговоры об этом шли весь июль. Планы Баку были отражены в принятой 3 июля в рамках саммита Шанхайской организации сотрудничества в Астане декларации об установлении стратегического партнерства между Азербайджаном и Китаем. Один из пунктов документа гласил, что азербайджанская сторона выражает желание вступить в БРИКС и Пекин это поддерживает.
Спустя чуть более недели намерение Баку стать полноправным членом набирающего силу геополитического сообщества озвучила спикер азербайджанского парламента Сахиба Гафарова, выступая на Х Парламентском форуме БРИКС в Санкт-Петербурге. А позднее их подтвердил и посол Азербайджана в России Полад Бюльбюль оглы, заявив в интервью ТАСС, что "вопрос в работе".
В этой связи попытки некоторых экспертов и СМИ увязать подачу заявки с состоявшимся 18–19 августа визитом президента РФ Владимира Путина в Баку (видимо, исходя лишь из того факта, что эти два события совпали по времени) кажутся притянутыми за уши. Наверняка тема членства Азербайджана в БРИКС обсуждалась на переговорах глав двух государств, тем более что Россия председательствует сейчас в этой структуре и формирует повестку дня ее предстоящего саммита в Казани. Нельзя исключать и того, что визит российского президента в некоторой степени послужил катализатором. Однако совершенно очевидно, что конкретный шаг в сторону интеграции в какую-либо международную организацию — это итог долгого процесса, включающего глубокий анализ всех "за" и "против", тщательное взвешивание возможных преимуществ и рисков. И это дело не одного дня и даже месяца.
Зачем Азербайджану БРИКС?
Этим вопросом сразу же задались и представители экспертного сообщества, и журналисты. И он может показаться резонным: Азербайджан — небольшая по сравнению с другими членами БРИКС страна, географически отдаленная от многих из них, с разным уровнем двусторонних отношений — с Россией это союзническое взаимодействие, с Китаем — стратегическое партнерство, с Индией — дружественные до недавнего прошлого связи (омраченные в последнее время интенсивными поставками Дели вооружения соседней Армении), с Ираном — сменяющие друг друга периоды похолодания и потепления и так далее.
Эксперты отмечают, что решение о подаче заявки на вступление в БРИКС продиктовано логикой многовекторной внешней политики Азербайджана. Баку стремится наращивать сотрудничество не только с региональными организациями и традиционными партнерами, но и выходить на глобальный уровень, обеспечивая продвижение своих интересов в рамках более широких коалиций, участвовать в справедливом переустройстве мира, где не будет гегемонии Запада.
За новый миропорядок
Как считает политолог Тофик Аббасов, БРИКС — это та организация, которая "импонирует Азербайджану", в том числе и тем, что предоставляет платформу для участия в глобальных дискуссиях об установлении справедливого миропорядка. "Если по отдельности разобрать позиции стран БРИКС, то все они придерживаются здравого мнения, что надо покончить с существующим международным хаосом, — сказал он в беседе со мной. — БРИКС, я думаю, через определенное время станет именно той самой международной организацией, которая будет на страже нормального, предсказуемого мирового порядка".
Желание Азербайджана стать участником формирования новой реальности демонстрирует и цель, поставленную страной в рамках председательства на климатической конференции ООН СОР-29, которая должна пройти в Баку в ноябре этого года, — способствовать наведению мостов между глобальным Севером и глобальным Югом (к последнему относится большинство стран, представленных в БРИКС). "Для нас это (председательство в СОР — прим. авт.) уникальный шанс вступить в высшую лигу. Мы не только организуем COP-29, но делаем намного большее — запускаем инициативы, активно работаем по развитию межгосударственных связей для строительства мостов между глобальным Югом и глобальным Севером", — сказал президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая в конце июля на международном медиафоруме в азербайджанском городе Шуша.
Скажи мне о своих ценностях…
Понятно, что Азербайджану, где сильна привязанность к национально-духовным корням, более близки и ценностные ориентации стран, входящих в БРИКС. Особенно на фоне разрушения базовых традиционных ценностей в Европе и США под флагом идеалов либерализма.
Стремление Баку в БРИКС может быть связано и с натянутыми отношениями с Западом и рядом европейских организаций, которые участили нападки на Азербайджан и критику в его адрес, особенно после второй карабахской войны осени 2020 года и прошлогодней антитеррористической операции в Карабахе. Периодически Баку угрожают и санкциями. По обыкновению, это преподносится под соусом некой озабоченности, мол, имеющими место нарушениями в Азербайджане принципов демократии и прав человека. Один из последних примеров — отказ от ратификации полномочий азербайджанской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ). В качестве предлога были приведены "преследование оппозиции в Азербайджане" и "нарушение прав карабахских армян". В Баку заявляют, что Азербайджан, восстановив свою территориальную целостность и суверенитет, действовал строго в рамках международного права. Здесь убеждены, что резкие заявления в адрес Баку несправедливы, мотивированы проармянской позицией руководства ряда западных стран, которые привыкли делить мир на "своих" и "чужих". Запад также не устраивает независимый внешнеполитический курс Азербайджана, который предпочитает сам выбирать приоритеты и партнеров, не действуя по указке извне.
Что касается определенных противоречий с рядом стран БРИКС, то, по мнению аналитиков, эта международная структура может стать платформой, которая предоставит дополнительные возможности для конструктивных и предметных дискуссий. Например, с Индией (которая, кстати, является, одним из крупнейших покупателей азербайджанской нефти) это может быть диалог по вопросам ее региональной политики на Южном Кавказе.
Экономика как важный аргумент
В целом большинство специалистов убеждены, что никаких рисков вступление в БРИКС для Азербайджана не таит. По словам политического аналитика, руководителя Центра исследований Южного Кавказа Фархада Мамедова, БРИКС — это объединение, имеющее формат совета, где у стран практически нет каких-либо обязательств и для них не ставятся ограничения. В рамках БРИКС, отмечает он, также не существует наднациональных институтов. "В настоящее время БРИКС преимущественно выстраивает политический диалог и единые экономические платформы, чем может воспользоваться и Азербайджан. Здесь мы можем говорить о важном вкладе и сближении позиций в вопросах инвестиций, а также транспорта и логистики", — сказал эксперт в интервью информационному агентству 1news.
Транспорт, а точнее, международные транспортные коридоры (МТК) "Восток — Запад" и "Север — Юг", важным звеном которых является Азербайджан, — это то, где интересы Баку и БРИКС смыкаются. Взаимодействие в рамках БРИКС по этой теме, уверены аналитики, приведет к решению остающихся вопросов, связанных с развитием этих транспортных артерий, в том числе к согласованию тарифов и таможенных процедур, завершением строительства недостающей инфраструктуры. В итоге вырастет объем транспортировки грузов на обоих маршрутах и значительно сократятся (в случае с МТК "Север — Юг", участниками которого являются Россия, Иран и Индия, более чем вдвое) сроки их доставки в пункты назначения.
Для Азербайджана вступление в БРИКС может быть выгодно с точки зрения диверсификации своих внешнеэкономических связей и обретения новых торговых партнеров, что позволит расширить рынки сбыта своей продукции. Речь идет не только о нефти и газе, но и о продукции сельского хозяйства, перерабатывающей, нефтехимической промышленности, стройматериалах и других. Кроме того, участие в экономическом союзе со странами БРИКС, прежде всего с такими крупными и быстрорастущими экономиками, как Китай и Индия, способно открыть возможности для дополнительных инвестиций в Азербайджан, реализации новых проектов. Вступление в БРИКС может быть многообещающим в плане привлечения в страну технологий для ускорения модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности на глобальном уровне. Баку, в частности, интересны инновационные наработки в области альтернативной, "зеленой" энергетики, которая объявлена в стране одной из приоритетных отраслей. Кстати, Азербайджан уже реализует с Объединенными Арабскими Эмиратами, которые входят в БРИКС, ряд крупных проектов в сфере возобновляемой энергии.
Не исключено, что Баку рассматривает площадку БРИКС и как потенциальную возможность обеспечить диверсифицированность своей финансовой системы. По словам Фархада Мамедова, в рамках БРИКС разрабатываются институты, которые в будущем должны лечь в основу новой альтернативной платежной системы. "Очень важно участвовать в этом процессе и диверсифицировать те финансовые резервы, которые у нас есть", — считает он.
Эксперты, да и официальные лица не исключают, что заявка Азербайджана о вступлении в БРИКС может быть рассмотрена на саммите объединения в Казани в октябре. Президент Азербайджана Ильхам Алиев уже получил приглашение на саммит от российского коллеги Владимира Путина.