2015-2016 годы – это своеобразный экватор выполнения госпрограммы вооружений, подписанной в 2011 году и рассчитанной до 2020 года. С чем российская армия подошла к этому рубежу и что ждет ее в ближайшей перспективе?
На госпрограмму отпущено 20 триллионов рублей. И если первые годы ее выполнения были посвящены в основном разработке новых концепций и конструкций боевой техники, то сейчас наступило время ее испытаний и поставок в войска.
2015 год стал прорывным в истории отечественных Вооруженных сил. И это, пожалуй, главный итог года, в котором мы отметили 70-летие Великой Победы над фашистской Германией. Парад 9 мая на Красной площади в Москве продемонстрировал, что у российской армии есть серьезный боевой потенциал.
На Красной площади можно было увидеть самые современные виды вооружений и боевой техники, которых нет ни у кого в мире. Среди новинок –танк на платформе "Армата", тяжелый бронетранспортер "Курганец-25" на такой же универсальной платформе, боевая машина пехоты "Бумеранг", самоходная артиллерийская установка "Коалиция-СВ". А также боевая машина пехоты БМП-4М, БМД "Ракушка", противотанковый комплекс "Корнет-Д", подвижный стратегический ракетный комплекс "Ярс". А в небе над Москвой пролетели стратегические и фронтовые бомбардировщики, многофункциональные истребители и ударные вертолеты, тоже в большинстве своем новейшие. Почти все эти самолеты сегодня успешно выполняют боевые задачи в Сирии.
Внезапность - сестра победы
В 2015 году в российской армии пять раз проходили внезапные проверки боевой готовности. Они охватывали практически все Вооруженные силы.
По итогам года налет авиационных экипажей по сравнению с 2014 годом вырос на 10%, напла́ванность (нахождение в море) у моряков – на 7%, практическое вождение механиков-водителей боевых машин – на 22%.
Одно из самых значимых событий этого года – стратегические учения "Центр-2015", прошедшие в конце лета – начале осени. В ходе них был отработан весь цикл мероприятий по подготовке и ведению боевых действий на центральноазиатском направлении. Именно здесь впервые за последние 25 лет были решены вопросы создания и применения мощной ударной авиационной группировки, состоящей из более чем полутора сотен летательных аппаратов.
Руководство войсками за Уралом, в том числе и на полигонах Казахстана, Таджикистана и Киргизии, генералы осуществляли из нового Национального центра управления обороной, расположенного в Москве. Такой высокотехнологический уровень непрерывного и многоуровневого управления на огромном расстоянии тоже был отработан впервые.
Не случайно в НАТО очень обеспокоились российскими внезапными учениями. Среди причин обеспокоенности, кроме, конечно, пропагандистского эффекта, желание напугать европейского обывателя "российской агрессией" и оправдать необходимость тратить деньги на создание новых, в основном американских, военных баз на границах с Россией. Кроме того, в Брюсселе понимают, что внезапно, то есть за пару часов, собрать коалицию в 40-50 тысяч "штыков", как это делается в России, тем более из разных стран, для НАТО практически невозможно.
Опора на ядерные силы сдерживания
По словам министра обороны РФ Сергея Шойгу, в 2015 году Вооруженные силы обеспечили заданный уровень поддержания обороноспособности страны. Свою роль в этом сыграли и стратегические силы ядерного сдерживания.
Они состоят из трех частей: РВСН (Ракетные войска стратегического назначения), СЯС ВМФ (стратегические ядерные силы Военно-морского флота, межконтинентальные ракеты атомных подводных крейсеров) и СЯС ВВС (крылатые ракеты с ядерными боеголовками стратегической авиации). На сегодняшний день, по открытым данным, за ними числится 528 носителей и 1643 ядерные боеголовки. Причем каждый стратегический бомбардировщик засчитывается за одну ракету. У американцев – соответственно 794 носителя и 1652 боеголовки.
По условиям договора СНВ-3 к 2018 году обе стороны должны иметь по 700 развернутых носителей (плюс 100 на складах) и 1550 боеголовок. И в уходящем году наши СЯС обновлялись. Войска получили от промышленности 35 стратегических ракет. Они распределились на шесть ракетных полков, оснащенных комплексом "Ярс" шахтного и подвижного базирования, которые заступили на боевое дежурство в Тагильской, Новосибирской и Козельской ракетной дивизии.
В 2016 году на этот комплекс будут перевооружены еще пять полков - в Иркутске, Йошкар-Оле, Нижнем Тагиле, Новосибирске и Козельске. Эти многоголовые ракеты придут на смену устаревающим моноблочным РС-12М "Тополь" и многозарядным РС-18 "Стилет" или "Сотка", как их называют в войсках. И если в нынешнем году было проведено семь испытательных пусков стратегических ракет, то в 2016-м их будет 16.
Доля самых современных ракет в РВСН сегодня доведена до 51%. В 2020 году она будет равна 100%. На замену устаревшим, кроме "Ярса", придут новые комплексы "Рубеж" и "Сармат". Не исключено, что и новый боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) "Баргузин".
Но СЯС – это не только РВСН. Обновлялись и стратегические авиационные силы, и СЯС ВМФ. В Воздушно-космические силы, которые были созданы 1 августа 2015 года, поступили десять модернизированных самолетов. Из них два Ту-160, три Ту-95МС и пять Ту-22М3. На вооружении этих самолетов, которые принимали участие в боевых действиях против террористов "Исламского государства", стоят ракеты Х-101, способные нести и ядерную боеголовку. Их, в обычном оснащении, пускали наши летчики с самолетов над российской территорией по базам боевиков в Сирии. И пуск таких ракет, как и залпы крылатыми ракетами "Калибр НК" с акватории Каспийского моря или из подводной лодки "Ростов-на-Дону" из Средиземного, свидетельствует о сдерживающей силе наших Вооруженных сил.
А в силах стратегического сдерживания у РФ есть еще и новые подводные ракетные крейсера класса "Борей", проекта 955. Два из них с 16 ракетами "Булава" – "Александр Невский" и "Владимир Мономах" – приняты в этом году в состав ВМФ. На Северный и Тихоокеанский флот. В будущем году поступят еще два. А к концу 2020-го таких крейсеров на флоте будет восемь. Это, не считая многоцелевых подводных лодок класса "Ясень", проект 885, которых тоже должно быть восемь, и надводных кораблей для Черноморского, Балтийского и Тихоокеанского флотов.
Армия будущего
Кроме СЯС, в войска созданных в этом году ВКС поступило 243 современных летательных аппарата, 90 зенитных ракетных комплексов (только ЗРС С-400 в армии сегодня 11 полков) и 208 радиолокационных систем. И если пару лет назад у нас было только 170 беспилотных летательных аппаратов, то сейчас их 1780. Доля современных вооружений в российской армии, на флоте и в ВКС достигла 52%. По планам перевооружения в 2015 году их доля должна была быть 30%.
В 2016 году продолжится решение приоритетных задач на западном, юго-западном и арктическом направлении. Стратегическая авиация получит два модернизированных Ту-160 и семь Ту-95МС. В Сухопутных войсках появятся два новых бригадных комплекта оперативно-тактических комплексов "Искандер-М" (сегодня их в войсках уже шесть). А кроме них, поступят бригадные комплекты реактивных систем залпового огня "Торнадо-С" (улучшенный вариант РСЗО "Смерч" – большая дальность стрельбы и большая мощность ракет), а также один бригадный комплект зенитно-ракетного комплекса "Бук-М3".
Авиация получит более 200 самолетов. ВКС – еще пять полков ЗРС С-400. В ВМФ, кроме стратегических АПЛ, поступят две многоцелевые субмарины и семь надводных кораблей.
Будет продолжена программа комплексного развития арктических территорий, от Кольского полуострова и Земли Франца-Иосифа до Дальнего Востока, Чукотки и мыса Шмидта. Созданы аэродромы на острове Земля Александры, проведена экологическая очистка Арктики от 65 тысяч тонн металлолома, который скопился там за последние 70 с лишним лет.
И главное – продолжится укомплектование армии и флота контрактниками. Сегодня в войсках 352 тысячи солдат и сержантов контрактной службы, срочников – 275 тысяч. В 2016 году профессионалов, не считая офицеров, в армии и на флоте должно быть 384 тысячи. В некоторых городах стоит очередь из желающих поступить на контрактную службу. Генералы теперь не набирают контрактников, а отбирают самых достойных и самых грамотных. Это свидетельствует о росте авторитета Вооруженных сил, которые продолжат и в следующем году наращивать боеготовность.