2 ноября в российский прокат вышел фильм "Тор: Рагнарек". Критик Константин Мильчин рассказывает, почему лента получилась несмешной с точки зрения остальных фильмов Marvel и как скандинавские сказания переродились в виде комиксов.
Вы выпили, хорошо выпили. Очнулись на огромной свалке космического мусора. Вас подобрала сильно пьющая смуглая красотка и отвезла в тюрьму. Теперь вы — гладиатор, а с похмелья гладиатором быть особенно тяжко.
Голова раскалывается, а драться предстоит с вашим зеленым другом. То, что вы — Бог Грома, мало что меняет — похмелье тяжелее, чем у простых смертных. Дальнейшее кажется непрерывным кошмаром, который неизбежно наступает наутро после пьянки.
Вы вспоминаете, что ваша мерзкая сестрица захватила ваш город, что ваш отец в очередной раз умер, что ваш брат опять вас предал. И да, ваша девушка вас бросила. Даже странно, что у такого пропойцы, как вы, была приличная девушка с приличной работой.
Как красавица-астрофизик могла полюбить Бога Грома с топором? Кстати, топора у вас тоже нет. Кому нужен мужик с топором без топора? Похмелье коварно: самое страшное воспоминание приходит в последний момент. Скоро, буквально на днях, конец света. Особый, скандинавский, Рагнарек называется. И только вы, Могучий Тор, сын Одина, Бог Грома, можете его остановить.
Скандинавскую мифологию мы знаем очень хорошо, наверное, лучше всех остальных языческих. Шведы, датчане и норвежцы приняли христианство достаточно поздно, чуть больше тысячи лет назад. Это была уже письменная эпоха, потому их легенды и представления об устройстве оказались зафиксированы подробно.
Эта мифология мрачна, брутальна, изобретательна, эффектна. Тяжелые, металлические, одновременно ранящие и ласкающие язык имена и топонимы вошли в массовую культуру. Вальгалла — рай для воинов, Фенрир — ужасный волк, который загрызет верховного бога, Ёрмунганд — гигантский змей, который уничтожит небо.
Наконец, самое прекрасное из скандинавских слов — это, конечно, Рагнарек — гибель богов и всего мира. Это даже круче, чем старый добрый христианский Апокалипсис. Каждая деталь — шедевр.
Например, если постригли ногти, сразу выбрасывайте обрезки. Потому что великаны тайком подбирают кусочки ваших ногтей и строят из них корабль. В час X они поплывут на нем на последнюю битву с хорошими богами.
Для скандинавского Армагеддона заготовлены специально обученные страшные твари, и каждой отведена своя роль. Один волк съест луну, другой — солнце. Огненный великан Сурт срубит ясень Иггдрасиль и тем самым окончательно уничтожит мир. Потому что мир — это и есть тот самый ясень.
Неудивительно, что древняя скандинавская религия живее греческой: в Зевса никто не верит, а вот хвалу Одину и Тору различные неоязычники возносят. Более того: лет семь назад на YouTube был выложен ролик, в котором норвежский спецназ готовился к бою с талибами. Высоченный командир стоял на камне и напутствовал своих воинов криком: "Вас ждет Вальгалла!"
Таким образом, если какой-нибудь творческий проныра решает использовать скандинавскую мифологию для создания очередного блокбастера, то его главная задача — не испортить то, что сумрачный скандинавский гений придумал, а исландец Снорри Стурлусон в XII веке записал.
Тор стал героем массовой культуры 70 лет назад, когда получил персональный комикс. В 2011 Бог Грома получил и персональный фильм — стал частью кинематографической вселенной Marvel. Вместе с другими хорошими парнями — Железным человеком, Халком, Наташей Романовой и Капитаном Америкой — он защищает Землю.
То, что мы все живы, — это благодаря Тору и его молоту. Но ноша бога и супергероя тяжела. Тор туповат, у него инфантильный характер, сварливый отец Один, мерзкий брат Локи. Собственно, весь цикл фильмов о Торе — это бесконечные семейные скандалы, которые иногда прерываются батальными сценами. В третьем фильме их достаточно: Рагнарек обязывает.
Однако кино получилось удивительно несмешным, при том что обычно фильмы Marvel состоят из шуток процентов на 95. Наверное, все дело в личности Тора — из всех супергероев этой вселенной его характер наименее проработан. У него сложная натура.
Легко шутить про Железного человека Тони Старка. Он самовлюбленный дурак, он эгоцентрик, все пытается контролировать, всех хочет подчинить своей воле. Это все понятные качества.
У каждого человека есть на работе как минимум один такой коллега, возможно, это даже вы сами. Его проблемы и конфликты всем понятны. А кто будет отождествлять себя с неуязвимым и излишне могучим Богом Грома? Смеешься же всегда над собой. Грустно быть богом.