Вводя все новые санкции против России, администрация Дональда Трампа, по сути, расписывается в своем бессилии, причем троякого рода. С одной стороны — перед Москвой, которую она не в состоянии заставить идти на уступки. С другой — перед собственным Конгрессом, который навязывает ей свою волю и, по существу, утверждает двоевластие во внешней политике страны. С третьей — перед давней традицией, приучившей весь вашингтонский истеблишмент видеть и изображать Россию в "образе врага".
В минувшую пятницу Минфин США объявил о крупнейшем, по его словам, пакете новых санкций в отношении КНДР. Кстати, на пресс-брифинге по этому поводу главу ведомства Стивена Мнучина настойчиво спрашивали, зачем это надо было делать в момент, когда между двумя корейскими государствами наметилось потепление, а их спортсмены вместе выступали и прошли под общим олимпийским флагом в Пхёнчхане. Внятно министр не ответил: по его словам, санкции разрабатывались заранее и не были специально приурочены к Олимпиаде. Хотя в данном случае даже непонятно, что хуже: нарочно ли США устроили очередную провокацию или действительно нечаянно, по недомыслию.
Как бы то ни было, на том же брифинге, проводившемся в Белом доме, Мнучин по собственной инициативе затронул и тему санкций против России. "Вы вот меня не спрашиваете, а я не хочу отсюда уходить, не подчеркнув, что мы работаем и над российскими санкциями, — сказал он. — Могу вас заверить, что процесс идет. И я еще вернусь сюда в ближайшие несколько недель, чтобы об этом поговорить".
Его просили уточнить, имеет ли он в виду планы, связанные с КНДР или с обвинениями во вмешательстве в предвыборные политические процессы в США, предъявленными недавно группе россиян из петербургского Агентства интернет-исследований (АИИ). Насчет Кореи Мнучин сказал, что США "одинаково относятся ко всем" потенциальным нарушителям санкционного режима, в том числе в России и Китае. А по поводу приписываемого россиянам вмешательства в выборы подтвердил, что санкции готовятся "в развитие" представленного в Конгресс в конце января так называемого кремлевского списка (причем как в публичной, так и в закрытой версиях), и заверил, что его ведомство "тесно сотрудничает с ФБР с тем, чтобы там получали информацию, касающуюся упомянутого недавнего иска" к сотрудникам АИИ.
Веерная директива
Ранее эту же тему охотно и развернуто комментировала для журналистов и начальница пресс-службы Госдепартамента США Хезер Науэрт. Она, в частности, рассказала, что во все американские диппредставительства по всему миру разослано указание "обсуждать с властями принимающих стран [закон] CAATSA ["О противодействии противникам Америки посредством санкций"] и объяснять этим странам: вот что с вами будет, если [ваши] компании или частные лица станут заниматься такого рода деятельностью сверх определенного порога, приносящей пользу обороне, разведке и другим подобным секторам в России".
Конечно, для традиционной дипломатии такое открытое признание "выкручивания рук" другим странам выглядит дико, что и отмечал уже публично глава МИД РФ Сергей Лавров. Но неофитов в администрации Дональда Трампа это не смущает. Науэрт, которая еще год назад работала тележурналисткой на канале Fox News, далее стала хвалиться тем, что США "так и не вернули россиянам дачи", отобранные при прежнем президенте-демократе Бараке Обаме, и закрытые представительства, включая консульство в Сан-Франциско.
Последнее в принципе должно быть дико и для Трампа, как бывшего бизнесмена, привыкшего опираться на нерушимость прав собственности. Россия полна решимости отстаивать эти свои права в суде. Как сообщил ТАСС на днях замглавы МИД РФ Сергей Рябков, уже пройдена "достаточно трудоемкая фаза сбора и обобщения всех материалов", пакеты документов находятся "в высокой степени готовности".
Наконец, Науэрт выразила удовлетворение по поводу того, что "некоторые страны перестали закупать определенные российские материалы и припасы". По ее словам, США оценивают общий объем "остановленных сделок" суммой "где-то более $3 млрд". Американка называла это "успехом в деле привлечения России к ответственности" за воображаемые грехи. В Москве, насколько можно судить, во-первых, не очень понимают, о каких сделках идет речь, а во-вторых, в любом случае воспринимают эти усилия Вашингтона как вопиющий пример недобросовестной торгово-экономической конкуренции.
Полсотни раундов
По оценкам МИД РФ, с осени 2011 года, когда провозглашенная Обамой политика "перезагрузки" американо-российских отношений резко пошла на спад, США в общей сложности около 50 раз вводили санкции против России и россиян ("около", потому что пара обнародованных за последнее время уведомительных списков, включая "кремлевский", сами по себе санкционными не являются; с ними получается 51 эпизод, без них — 49). Девять раундов прошли уже при Трампе, изначально собиравшемся вроде бы "поладить" с Москвой.
Рестрикции использовались под самыми разными предлогами — от так называемого дела Сергея Магнитского до борьбы с транснациональной организованной преступностью; от событий на Украине до предполагаемого вмешательства в американскую политическую жизнь; от споров о выполнении двусторонних соглашений по контролю над вооружениями до ситуации вокруг Сирии, Ирана и КНДР. В итоге сейчас под санкциями находятся почти 210 граждан России и свыше 420 российских юридических лиц, включая три силовых ведомства: ФСБ и службы внешней и военной разведки.
Конечно, в Москве это, мягко говоря, никого не радует, но и сильно переживать по этому поводу никто не спешит. В экономике, как российское руководство не раз заявляло на самом высшем уровне, внешние ограничения в известной мере даже помогают мобилизовать внутренние резервы, насытить рынок отечественной продукцией.
В политике, несмотря на санкции, продолжается диалог России и США по всем ключевым темам, включая Украину, Сирию и КНДР, а также по вопросам стратегической стабильности. В сфере безопасности сохраняется устойчивое профессиональное взаимодействие, прежде всего по борьбе с терроризмом; достаточно напомнить, что информация, предоставленная ЦРУ США, недавно помогла предотвратить теракт в Санкт-Петербурге. Руководители СВР и ФСБ Сергей Нарышкин и Александр Бортников побывали с рабочими визитами в Вашингтоне, при том что против Нарышкина персональные санкции вводились еще в период его работы в Госдуме РФ. Для организации поездок, проводившихся по приглашению американской стороны, санкции были приостановлены.
Стали рутиной
На этом фоне в МИД РФ к непрестанным попыткам нажима со стороны США относятся спокойно и даже не без юмора. "Санкции стали привычными и воспринимаются как рутина, — сказал мне один высокопоставленный дипломат. — Почему их постоянно расширяют? Да потому что предыдущие просто-напросто не работают. Включая и те массированные экономические санкции, которые вводились в 2014 году".
"По сути, они (американские власти — прим. ТАСС) сами выставляют напоказ свою беспомощность", — констатировал собеседник. Собственно говоря, и в самом Белом доме это отчасти тоже понимают. Бывший советник Трампа Энтони Скарамуччи в свое время признавал, что санкции против России "скорее всего, сплотили нацию вокруг президента", что "русские готовы были бы есть снег", чтобы не подчиняться диктату.
Некоторые принимаемые в Вашингтоне меры вообще скорее на руку Москве. Например, тот же "кремлевский список" многие в самих США критиковали за формализм и непродуманность. С некоторыми его фигурантами у России имеются серьезные разногласия: так, с Юрием Шефлером идет долгая тяжба за права владения советскими алкогольными брендами. "Может, ему теперь от греха подальше продать бизнес и к нам бежать укрываться?" — с иронией сказал тот же дипломат о бизнесмене, живущем на Западе.
Порой, на его взгляд, ситуация выглядит "даже комично". Например, в американском черном списке числятся московский бассейн "Чайка", ранее принадлежавший ВТБ, ханты-мансийская компания "Сургутмебель" и тюменский совхоз "Червишевский", находящиеся в собственности "Сургутнефтегаза"; Азовский ликеро-водочный завод в Джанкое; целый ряд элеваторов; молодежная НКО "Ночные волки". Не хватает разве что какого-нибудь детского сада. Впрочем, собеседник не исключает, что могут добраться "и до сугубо социальных объектов".
При всем том политическая оппозиция в США постоянно критикует Трампа и его команду за "мягкотелость" по отношению к России и требует дальнейшего закручивания гаек. Специалисты убеждены, что разыгрывание этой карты будет продолжаться по меньшей мере до ноябрьских промежуточных выборов в Конгресс США, когда уже сами американские избиратели наконец дадут понять, что для них важнее — мифическая "российская угроза" или, например, реальное снижение налогов, проведенное действующей администрацией и ее сторонниками.
Так или иначе, в российском МИД особых иллюзий по поводу возможностей этой администрации не питают. "Ее уже сбили на тот путь, по которому шел Обама, — сказал тот же дипломат. — И теперь она, как муха, запутавшаяся в паутине. Никуда ей оттуда не выбраться. Другое дело, что пытаются, наверное, не сильно перебарщивать. Но раз ступив на этот путь, повернуть вспять уже сложно".
Санкции в законе
Действительно, пока за спиной исполнительной власти в США на российском направлении в качестве своего рода "заградотряда" стоит Конгресс, свободы маневра у нее практически нет. И Госдепартамент, и Минфин, и даже сам Белый дом вынуждены постоянно оглядываться на законодателей.
Вот простой пример. Изначально санкции против России вводились в основном президентскими исполнительными указами, срок действия которых ограничен: даже у тех указов по Украине и Крыму, которые были продлены Обамой в январе 2017 года перед самым уходом с президентского поста, он истекает буквально на днях, 6 марта. Если бы и теперь все зависело от Белого дома, их можно было бы просто не возобновлять.
Но не тут-то было. Все эти указы кодифицированы в том же CAATSA и, по сути, стали бессрочными. И российские, и американские специалисты сравнивают их с печально известной поправкой Джексона — Вэника, которая была принята в 1974 году и просуществовала 38 лет.
Кстати, официально она утратила силу в 2012 году по так называемому закону имени Магнитского. А нынешняя кампания антироссийских санкций в США началась осенью 2011 года как раз в увязке с подготовкой этого закона.
Таким образом, на самом деле американские рестрикции в отношении России вообще полностью не отменялись по меньшей мере со времен Джеральда Форда. Для них просто постоянно подыскивались и подыскиваются все новые основания — так сказать, на злобу дня. И реально поменять такой подход оказалось пока не под силу даже для действующего президента США.