В ближайшем окружении Дональда Трампа в самом начале его пребывания у власти обсуждалась идея лишения его предшественника Барака Обамы доступа к секретной разведывательной информации, традиционно предоставляемой всем отставным президентам США. По сообщению журнала The New Yorker, исходила эта инициатива от наиболее радикально настроенных советников Трампа, а отбил ее тогдашний помощник президента по национальной безопасности Герберт Макмастер не без ссылок на то, что отставные лидеры часто контактируют с иностранными коллегами и в целом должны быть в курсе развития событий. Отстоял Макмастер в том же контексте и собственных предшественников в Совете национальной безопасности при Белом доме, хотя, по словам автора публикации, и подвергся за это критике. Сам Трамп задним числом назвал публикацию The New Yorker "лженовостью". По его словам, он "никогда не обсуждал" такого "экстраординарного шага", как отмена разведбрифингов для Обамы, и даже не думал об этом.
Всплыл этот эпизод на фоне продолжающегося скандала вокруг недавнего решения Трампа лишить допуска к секретной служебной информации бывшего директора ЦРУ США Джона Бреннана. Объявляя на прошлой неделе об этом беспрецедентном шаге, Белый дом предупредил, что такие же ограничения могут быть введены еще против целого ряда отставных американских силовиков, включая бывшего главу Национальной разведки США Джеймса Клэппера, экс-директора ФБР Джеймса Коми, бывшего помощника Обамы по национальной безопасности Сюзан Райс.
По сообщению газеты The Washington Post, соответствующие документы уже подготовлены, а обнародовать их Белый дом предполагает по мере надобности — "для отвлечения внимания" общественности и прессы "в периоды неблагоприятных новостных циклов". Естественно, с точки зрения самой администрации США.
Заслон маккартизму
Трамп утверждает, что борется против возрождения в стране маккартизма в его сегодняшней ипостаси, т.е. в виде навязчивой идеи о том, будто некий "сговор" с Россией помог действующему президенту в 2016 году прийти к власти.
Поисками "руки Москвы" занимается спецпрокурор Роберт Мюллер со своей следственной бригадой "обозленных демократов", как их регулярно именует хозяин Белого дома. А Бреннан, напомнил он на днях в интервью The Wall Street Journal, стоял у истоков этого расследования.
"Я это называю сфабрикованной охотой на ведьм, это все липа, — сказал Трамп. — А как раз эти люди всем верховодили". "Так что, на мой взгляд, это необходимо было сделать", — пояснил хозяин Белого дома по поводу отзыва допуска к гостайнам у экс-главы ЦРУ.
Позже, кстати, президента спросили, можно ли, на его взгляд, отозвать допуск и у самого Мюллера. Он ответил, что "особо об этом не задумывался". Но тут же выразил уверенность, что это вполне в его власти, просто он пока предпочитает не вмешиваться.
"Я могу вмешаться и сделать что угодно — при желании я мог бы всем этим управлять, — сказал Трамп агентству Reuters. — Но я решил остаться в стороне. Мне вполне позволено вмешаться, если бы я захотел. Пока предпочитаю не лезть. Буду держаться в стороне".
Следы "сговора"
Тем не менее наблюдатели — например, телекомпания Fox News и газета New York Daily News — сделали вывод, что глава администрации в принципе не исключает вмешательства в работу Мюллера.
Хотя пока в этом не видно особой необходимости. Расследование спецпрокурора идет с мая прошлого года, но никаких подтверждений "сговора", категорически отрицаемого и Трампом, и Москвой, до сих пор не предъявлено. Правда, бывшего руководителя предвыборного штаба Трампа — Пола Манафорта только что осудили, но лишь за предполагаемые финансовые махинации, вне всякой связи с Россией.
Трамп выразил огорчение по поводу исхода тяжбы, но не преминул подчеркнуть, что к нему самому она никакого отношения не имеет. "Это никак не связано с русским сговором, но это охота на ведьм и абсолютный позор", — сказал президент. И прежде, выражая через Twitter моральную поддержку Манафорту, он не забывал приписывать: "Где же "русский сговор"?"
Кто кого
Между тем непримиримая оппозиция в США и близкие к ней СМИ продолжают раздувать скандал вокруг истории с Бреннаном. Главу действующей администрации обвиняют в диктаторских замашках и неслыханном нарушении демократических норм. Влиятельный сенатор-демократ Марк Уорнер предложил запретить "злоупотребление процессом допуска к гостайне для расправы с критиками" и внес соответствующую законодательную инициативу в виде поправки к бюджету Пентагона.
Сам Бреннан, что называется, закусил удила. Он и прежде прямо и публично обвинял действующего президента страны в предательстве национальных интересов — фактически в государственной измене, а теперь заявил, что подтверждает эту оценку и не позволит затыкать себе рот. Пригрозил даже обратиться в суд, хотя на этот вызов Трамп сразу ответил в прежнем же тоне.
"Надеюсь, Джон Бреннан, наихудший директор ЦРУ в истории нашей страны, подаст иск, — написал он в Twitter. — Вот тогда-то очень легко будет получить все его архивы, тексты, электронную переписку и документацию, чтобы продемонстрировать не только как он плохо работал, но и как он был связан с подстроенной мюллеровской охотой на ведьм. Не станет он судиться!"
Не только Бреннан
Дело, однако, не только в Бреннане. С ним в данном случае солидаризировалось множество других людей, в том числе и полтора десятка бывших руководителей американских спецслужб, распространивших коллективное заявление по этому поводу.
Общее число подписантов подобных петиций исчисляется сотнями, среди них — уважаемые в стране и за ее пределами отставные госслужащие, включая, например, бывших послов США в Москве Уильяма Бернса и Томаса Пикеринга.
Экс-командующий силами спецназа США Уильям Макрейвен, готовивший и возглавлявший операцию по уничтожению главаря международных террористов Усамы бен Ладена, опубликовал в прессе комментарий со словами о том, что в подобных обстоятельствах "почел бы за честь", если бы и у него "отозвали допуск" к гостайнам. По его словам, он горд вместе с другими "возвысить голос против президентства" Трампа.
Конечно, тот тоже за словом в карман не полез. По его убеждению, "политикана" Бреннана защищают прежде всего потому, что "все хотят сохранить свои допуски, поскольку это очень престижно, приносит круглые суммы и даже места в советах директоров" компаний и организаций.
Во всем этом тоже есть резон. Но оппоненты Трампа никогда этого не признают, а будут доказывать, что отстаивают исключительно высокие принципы. И при этом подчеркивать — с прицелом на предстоящие выборы в США, — что президент вообще постоянно со всеми "воюет" и ссорится — и с Конгрессом, и со спецслужбами, и с прессой, и теперь вот с обладателями допусков.
А тех, между прочим, не так уж мало. Если верить государственному пропагандистскому радиорупору РС/РСЕ, "на сегодняшний день более 4 млн американцев имеют допуск, из них почти полтора миллиона — по самой высокой, первой, форме".
Что нам Гекуба?
Насколько важна вся эта внутриполитическая возня в США для России, со стороны судить трудно. Но ничего хорошего нам она заведомо не сулит. Как минимум закрепляет сложившийся за последнюю пару лет стереотип, согласно которому все связанное с нашей страной считается в американской политике "радиоактивным".
Показательно, что в ответ на историю с Бреннаном пара влиятельных конгрессменов-демократов письменно затребовали в Белом доме отчет о допуске к гостайнам действующего помощника Трампа по национальной безопасности Джона Болтона. Поводом послужило его участие в 2013 году в пропагандистском мероприятии Национальной стрелковой ассоциации США (NRA), устраивать которое помогала россиянка Мария Бутина. Теперь она находится под арестом, ее обвиняют в том, будто она работала в США в интересах России без соответствующей регистрации.
Болтон пять лет назад не был госслужащим, а курировал внешние связи NRA — главной организации оружейного лобби в США. Законодателей интересует, отчитался ли он о контакте с Бутиной при назначении на должность помощника президента страны и главы аппарата СНБ.
Конечно, это нелепо и могло бы быть смешно, если бы не было так серьезно и грустно.
В четверг в Женеве Болтон должен встретиться с секретарем Совета безопасности России Николаем Патрушевым для обсуждения ключевых вопросов безопасности в двусторонних отношениях России и США и в мире в целом.