Вокруг TAV и TAP не первый год разгораются нешуточные страсти. TAV — это ветка скоростного железнодорожного сообщения, которая должна соединить северный итальянский Турин с французским Лионом. TAP — Трансадриатический газопровод, по которому на юг Италии должен поступать азербайджанский газ. Оба проекта дорогостоящие, давно находятся на продвинутой стадии реализации и вызывают непримиримые протесты местных жителей. До недавнего времени эти протесты поддерживало "Движение "5 звезд", обещавшее закрыть их в случае прихода к власти. Но теперь, когда "пятизвездные" входят в правящую коалицию, эти (как и многие другие) их обещания выполнить достаточно сложно.
TAV — итало-французский проект стоимостью почти €25 млрд. Он финансируется на 35% из бюджета Италии и на 25% — из французской казны. Еще 40% поступает из фондов ЕС.
Итало-французский участок вошел в общеевропейский транспортный пакет "Коридора 3", части комплексной транспортной стратегии Панъевропейского транспортного коридора, который должен соединить Киев с Лиссабоном.
Но стратегическое европейское назначение железнодорожной ветки не ускорило ее реализацию. Ближайшие горизонты сдачи ветки — 2020 год.
Устаревшая ветка
Причина многочисленных отсрочек в дороговизне работ, на которые в казне никогда не хватает средств. И тем не менее не одно итальянское правительство, включая кризисное Марио Монти (2012), которое только и делало, что экономило на всем, вырезая из бюджета статьи расходов, подтверждало стратегическое значение TAV и подписывалось под обязательствами по продолжению сооружения ветки, которая должна не только разрезать долину, но и пробить горные массивы на границе Италии и Франции.
В какой-то момент стройплощадка TAV в живописной долине Валь-ди-Суза превратилась в настоящее поле боя. Местные жители воспротивились вторжению технического прогресса. Активисты движения "Нет TAV" устраивали саботажи, ломали дубинками технику, вставали в живые баррикады, за что некоторые даже попали под суд. В какой-то момент туда пришлось даже подтянуть полицейских и военных для охраны стройки.
Свою поддержку протестующим неоднократно публично выражал популярный блогер и комик Беппе Грилло, основатель "Движения "5 звезд", выступающего за рациональное использование земных ресурсов и охрану окружающей среды. Политический лидер движения, нынешний министр экономического развития, труда и социальной политики Луиджи Ди Майо называл TAV "морально устаревшим", не отвечающим современным требованиям транспортного сообщения и стандартам сохранения окружающей среды.
В правительственном контракте, своего рода программе коалиционного кабинета, в который помимо "пятизвездных" вошла партия "Лига", есть пункт о TAV, который гласит, что "Италия оставляет за собой право пересмотреть условия своего участия". Уже только это привело к угрозам со стороны Франции о штрафных санкциях в случае выхода Италии из проекта. Специалисты подсчитали, что Италии дешевле будет уже достраивать, чем отказываться от проекта. Тем не менее не это останавливает правительство с участием движения от закрытия TAV.
TAP
Протяженность Трансадриатического газопровода — 870 км. Он должен соединить Каспийское море с Адриатикой. Предполагается, что через Грецию и Албанию газ будет поставляться из Азербайджана. Введение TAP в строй запланировано на 2020 год, одним из основных партнеров в реализации является British Petroleum (20%).
Разработка TAP совпала с окончательным отказом от "Южного потока", изначально российско-итальянского проекта (позже к нему присоединились Франция и Германия) газопровода, по которому, как предполагалось, газ из России должен был поставляться в Южную Европу, минуя украинский транзит. Перебои на этом маршруте несколько раз приводили Италию на грань энергетического коллапса.
Апеннины более чем 30% всего необходимого газа получают из России. Остальное поступает из Северной Африки (Алжир, Ливия), Северной Европы, около 10% Италия генерирует своими силами.
TAP упаковали как альтернативное "Южному потоку" предложение, хотя его мощность нельзя сравнить с предполагаемым потенциалом "Южного потока". Главное его преимущество объяснялось "диверсификацией источников поставок".
Бывший министр экономического развития Пьер Луиджи Берсани (2006−2008) в правительстве Романо Проди, заключивший не одно соглашение об индустриальном сотрудничестве с Россией (в том числе в энергетике), потом рассказывал, что США долго работали и приложили большие усилия, чтобы "Южный поток" был закрыт (хотя формально окончательное решение приняла Россия, в ЕС было сделано все, чтобы превратить проект в нерентабельный и невыполнимый). Примерно то же самое, похоже, США пытаются проделать с "Северным потоком — 2", но Германия не Италия.
Однако реализация TAP наткнулась на областные бюрократические препоны и мощное сопротивление населения южной области Апулия, в которой должны были "вылезти" трубы. И там "Движение "5 звезд" активно поддержало протестующих, встававших на пути у экскаваторов. И разумеется, TAP обещали прикрыть.
США и Китай
В какой-то момент "отказаться от всего" превратилось в "выбрать между одним и другим". После поездки премьер-министра Италии Джузеппе Конте в США по личному приглашению Дональда Трампа, которому итальянец приглянулся на саммите "семерки" в Канаде, выяснилось, что от TAP отказываться никак нельзя.
За продвижением азербайджанского газа как альтернативного российскому стоят США, давно пытающиеся направлять европейскую энергетическую политику и пропагандирующие собственный сланец (пока слишком дорогой для Европы). Как сообщали итальянские газеты со ссылкой на достоверные источники, Конте было настоятельно рекомендовано убедить сограждан (а он сам родом из Апулии) в нужности TAP.
А потом последовали поездки сначала министра экономики и финансов Италии Джованни Триа, а затем и Ди Майо в Китай. И выяснилось, что TAV рассматривается Пекином как звено их масштабного комплексного проекта "Один путь и один пояс", нового "Экономического пояса Шелкового пути", а именно его северного коридора (Китай — Центральная Азия — Россия — Европа).
Итальянские власти, разумеется, будут нарушать предвыборные обещания, обманывая ожидания своего электората, не ради того, чтобы сделать одолжения партнерам. Взамен предполагается определенная поддержка: и в Вашингтоне, и в Пекине обсуждалась возможность покупки итальянских ценных бумаг для обеспечения обслуживания внешнего долга страны и привлечения иностранных инвестиций.
Только что одобренный совмином Италии проект бюджета предполагает автоматическое увеличение долга, и без того одного из самых высоких в Европе. На финансовых рынках уже начались спекулятивные игры на экономической неблагонадежности Италии (рискующей стать банкротом в случае слишком большого роста процента по обслуживанию долга), а ЕС грозит санкциями, уже предвидя нарушение установленных в сообществе параметров. В таких условиях Италия ищет гарантии, учитывая, что итальянец Марио Драги вскоре покинет Европейский центральный банк.